Сегодня еще рано говорить об итогах реализации государственной программы города Москвы по развитию столичного образования на 2012-2016 гг. Но уже сегодня обнаруживаются векторные изменения в системе московского образования, которые нашли свое отражение и в системе работы образовательных учреждений Северного округа.
Прежде всего наметилось активное включение в процесс решения вопросов образования всех его заинтересованных участников. Округ работает над переводом государственно-общественной системы управления в общественно-государственную. Основой для этого становится расширение полномочий управляющих советов образовательных учреждений в вопросах, связанных с обеспечением деятельности и развития учреждения, выбором образовательных программ, финансированием, материально-техническим обеспечением. Именно представители общественности, наши родители и дети становятся заказчиками образовательных услуг, предъявляя к образовательному учреждению гораздо более высокие требования в плане обеспечения широкой вариативности и доступности образования. 88,6% родителей оценивают уровень услуг как достаточно высокий; 89,4% положительно оценивают программы внеурочной деятельности, предлагаемые образовательными учреждениями. Вместе с тем родители хотели бы получать в образовательном учреждении по месту жительства более широкий спектр вариативных образовательных услуг. При этом родители, воспитывающие в одной семье детей дошкольного и школьного возраста, предпочитают получать образовательные услуги для всех детей в одном образовательном учреждении, причем не только в первой, но и во второй половине дня. Наиболее эффективно удовлетворить потребности населения могут, на наш взгляд, образовательные комплексы, идея создания которых вызывает интерес как у педагогов, так и у родителей. В Северном округе, как и в других округах города Москвы, процесс формирования таких комплексов происходит на основе инициативы образовательных учреждений при согласовании данного вопроса с управляющими советами, родительской и педагогической общественностью всех образовательных учреждений, планирующих войти в комплекс. Создание комплексов позволяет обеспечить преемственность в образовании, рационально использовать имеющиеся ресурсы учреждений, включить в широкую сеть вариативных образовательных программ возможности дополнительного образования и психолого-педагогического сопровождения. Образовательные комплексы предоставят большие возможности для совершенствования педагогического мастерства педагогов через выстроенную систему профессионального взаимодействия. Объединение кадровых, административных, научно-методических, материально-технических и информационных ресурсов становится основой обеспечения условий доступного качественного образования и успешной социализации детей в условиях столичного мегаполиса. В этом очень заинтересованы дети и родители, а значит, должны быть заинтересованы и педагогические коллективы образовательных учреждений. Не случайно с инициативой объединения выступили дошкольные и общеобразовательные учреждения во всех 15 районах Северного округа.Вот уже 1,5 года, как образовательные учреждения города Москвы работают в условиях новых финансово-экономических механизмов. Сегодня одним из показателей качества работы педагогических коллективов становится успешность набора детей в 1-е классы. В 2012-2013 учебном году в 42 образовательных учреждениях Северного округа (30% школ округа) набор первоклассников составил более 75 учащихся, 4 школы смогли открыть более 5 первых классов, в результате чего получили от Департамента образования грантовую поддержку в размере 3 миллионов рублей для приобретения дополнительного учебного оборудования. Простейший арифметический подсчет показывает, что проблема набора детей в 1-е классы или явно, или частично проявляется в доброй половине школ округа, и это происходит на фоне имеющегося дефицита помещений в учреждениях, спрос на которые у родителей достаточно велик. Это обстоятельство уже сейчас становится серьезным мотивом к объединению ресурсов школ, имеющих различный дефицит – дефицит детей в школах малой наполняемости и дефицит помещений в востребованных у населения школах. И это правильное управленческое решение, на которое сегодня идут руководители образовательных учреждений. Ведь распространение лучшего образовательного опыта на учреждения, имеющие определенные проблемы в работе, выгодно прежде всего ребенку и родителю, которые смогут получить более качественные образовательные услуги.Среди мер, направленных на достижение высокого качества образовательных услуг в каждом учреждении, – усиление роли управляющих советов, повышение информированности родительской общественности о результатах деятельности и перспективных планах работы школ, гласность, открытость образовательного процесса. Информационное пространство Северного округа активно развивается. Во всех учреждениях используют электронные образовательные ресурсы, в том числе электронные журналы, дневники, обеспечена электронная регистрация в дошкольные образовательные учреждения, в 1-е классы, в оздоровительные лагеря, в объединения дополнительного образования. Введение единых электронных реестров позволит максимально удовлетворить социальный запрос населения на межведомственной основе. Для полноценного участия родителей в образовательном процессе налажена обратная связь через сайты образовательных учреждений, где представлена вся информация об учреждении и предлагаемых образовательных услугах. Каждый родитель имеет возможность ознакомиться с расписанием занятий, успеваемостью ребенка, итоговыми оценками, зайти в электронный журнал в личном кабинете. В округе постоянно растет количество как образовательных учреждений, так и педагогов, использующих различные системы электронных журналов и дневников. В настоящее время завершается работа по интеграции электронных журналов-дневников с порталом государственных услуг, где информация о текущей успеваемости обучающегося будет доступна его родителям в любое время в личном кабинете. Прозрачность образовательного процесса для родителей и педагогов обеспечивают веб-коммуникации в режиме онлайн, которые дают возможность учителю информировать родителей по окончании учебного дня о результатах ребенка, а родителям знакомиться с этой информацией в удобное для них время, отвечать на сообщения, задавать вопросы на разных уровнях: учителю, заместителю директора, директору. 97,56% опрошенных родителей подтвердили, что пользуются сайтом образовательного учреждения для получения информации о деятельности школы, оперативно информируются об учебных успехах и поведении ребенка. Доступность информации о качестве образования родителям обучающихся реализуется в Московском регистре качества образования. Благодаря работе системы персональных кабинетов на основном портале регистра родители получают информацию о достижениях ребенка, включая итоги ГИА, ЕГЭ, об участии в различных конкурсах, олимпиадах. Объективность данных оценки образовательных достижений детей гарантируется независимой оценкой качества образования, так как при оценивании учитываются не только результаты внутришкольного контроля, но и данные различных процедур внешней независимой оценки качества образования. Результаты всех диагностических процедур, проводимых Московским центром качества образования, становятся частью системы мониторинга качества образования и фактором объективизации оценки образовательной деятельности школы. Внешняя оценка деятельности образовательного учреждения стала инструментом управления качеством образования. Независимая диагностика, проводимая Московским центром качества образования, позволяет осуществить новые подходы к управлению. Для образовательных учреждений участие в диагностике образовательных достижений обучающихся является добровольным и позволяет: – определить, насколько успешно обучающиеся разных классов (не только выпускных) овладевают программным материалом по основным предметам; – сравнить достижения обучающихся своей школы со средним результатом диагностики в Москве; – выявить направления совершенствования образовательного процесса в школе. Сегодня к педагогам пришло понимание того, что диагностика – это не повод для наказания, а инструмент грамотного управления. Обобщение и анализ данных позволяют принимать правильные и своевременные управленческие решения и работать над повышением качества, вовремя устраняя проблемные зоны.В настоящее время, когда приоритетной задачей образования становится необходимость дойти до каждого ученика и воспитанника, успешно решать задачи индивидуального сопровождения ребенка позволяют дистанционные услуги. Мы видим проявление дистанционных форм в работе при консультировании временно отсутствующих обучающихся, в том числе в период сезонного обострения простудных заболеваний (гимназия №1576, Центр развития ребенка – детский сад №2507); при организации предпрофильного и профильного обучения (гимназия №1592, лицей №1575, школа №224); в рамках реализации программ поддержки одаренных детей совместно с ведущими вузами округа и города (гимназии №201, 576, 1583, центры образования №1296, 1409, 1601, школы №272, 648, 1384), в контексте международных программ и проектов (школы №1249, 1251, 1252, центры образования №1296,1409, Центр творчества детей и молодежи «Гермес»). Активную дистанционную поддержку учащихся Северного округа осуществляют Московский авиационный университет (в том числе в рамках проекта по развитию научно-технического творчества обучающихся и студентов), Московский автодорожный университет, Высшая школа экономики, педагогические вузы города, что обеспечило вовлечение школьников в научно-исследовательское творчество, исследовательские, социально-предпринимательские, волонтерские, социальные проекты.Родители отмечают значительные положительные изменения в качестве образовательных услуг, произошедшие за последние два года. Причем результатом изменений они видят повышение мотивации своих детей к качественным результатам обучения, а значит, выбранная образовательными учреждениями округа стратегия формирования нового качества образования уже на первом этапе доказала свою состоятельность.По итогам 2011-2012 учебного года в образовательных учреждениях Северного округа в 2 раза увеличилось количество выпускников 11-х классов, получивших на едином государственном экзамене 100 баллов по различным предметам. И это происходит на фоне высоких требований, предъявляемых в г. Москве к выпускнику средней школы. В 1,5 раза увеличилось количество победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников.В рамках работы с мотивированными детьми реализованы окружные проекты, отмеченные дипломами международного уровня: конкурс проектных работ «Леонардо», музыкальный фестиваль имени Д.Кабалевского, выставка научно-технического творчества молодежи, организованная в сотрудничестве с Московским авиационным университетом. Положительным итогом работы мы считаем увеличение охвата детей, получивших возможность участвовать в различных конкурсных мероприятиях и реализовать свой потенциал. Получили практическое воплощение проекты школьников и студентов, созданные в рамках Молодежного многопрофильного конструкторского бюро. Системная работа межшкольного бизнес-инкубатора, школы брокеров, проект «Финансовый поезд» позволили округу в течение нескольких лет успешно выступать на международном молодежном экономическом форуме.Российская школа традиционно уделяет особое внимание гражданско-патриотической работе со своими воспитанниками. При этом одинаково интересно реализуются самые разные инициативы, как местные, так и регионального уровня. Огромный интерес в общеобразовательных учреждениях вызывает городской смотр-конкурс «Кубок героев» на лучшую организацию патриотического воспитания, по результатам участия в котором учреждения Северного округа занимают призовые места уже несколько лет.Развитие детского общественного движения способствует снижению правонарушений среди несовершеннолетних и формированию устойчивых социальных компетенций, повышению активности обучающихся, формированию толерантности. На решение задачи духовно-нравственного воспитания молодежи, формирование традиций, которые составляют культурно-историческую идентичность народа, направлены и федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения. В 135 образовательных учреждениях Северного округа 7479 обучающихся 4-х классов приступили к изучению курса ОРКСЭ. В связи с этим мы считаем важным привлечение потенциала семейного опыта при обучении предмету ОРКСЭ. Это актуально еще и потому, что общество, в котором растут наши дети, – поликультурное. Очень важно, чтобы ребята научились проявлять уважение к иным обычаям, культурам, традициям, учились быть открытыми к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде.Динамично меняющаяся действительность ставит перед нами высокую планку требований, это сказывается на работе педагогов, которые повсеместно переходят от задач репродуктивного уровня к постановке задач стратегического масштаба. Одним из таких проявлений стало включение молодежи в интеллектуальные проекты, направленные на усиление конкурентоспособности своей страны. В рамках инновационной деятельности округ работает над созданием инфраструктуры, которая обеспечивает запуск новых практик в форме игровых технологий и детско-взрослых образовательных производств. Например, на базе школы №727 создан музей идей и прорывных проектов, ежегодно проходит выставка – конкурс разработок «МИР: молодежные инициативы развития» как прообраз молодежной ЭКСПО. А окружной конкурс «Маленький исследователь» позволяет уже в дошкольном возрасте вовлечь ребят в проектную деятельность. Образовательные учреждения округа вступают в инновационные площадки различного уровня, заявляя о своих намерениях непосредственно на портал городского ресурсного инновационного центра. Однако проблема определения молодежью собственных перспектив в будущем не может быть решена без взаимодействия образования с фундаментальной наукой и инновационной промышленностью, поэтому вокруг проектных команд складывается контур из представителей указанных сфер, которые стали основой для создания образовательных кластеров. К примеру, на занятиях образовательного кластера, основанного совместно ЦРТДиЮ «Сокол» и НИТУ «МИСиС», приобщают к научным знаниям более 90 обучающихся 9-11-х классов из учреждений округа. Программа образовательного кластера предназначена для получения школьниками знаний в области современных материалов и нанотехнологий. Теоретические занятия организованы в ЦТДиЮ «Сокол», а практические проводятся в лаборатории наноматериалов НИТУ «МИСиС». Работа в проектах меняет детей, уклад школы, что в свою очередь требует от руководителей школы перестройки организации образовательного процесса, а от представителей вузов и промышленности – готовности работать в открытой ситуации, задаваемой проектом, а не только традиционного включения детей в собственные разработки. Материально-техническая база и финансовые ресурсы государственных образовательных учреждений округа позволяют создать условия для повышения качества образования. Благодаря поддержке Правительства Москвы и Департамента образования города Москвы во все образовательные учреждения округа поставлено оборудование для предметных кабинетов начальной школы на общую сумму более 113 миллионов рублей, компьютерное и мультимедийное оборудование: мобильные классы – 148 комплектов, АРМ учителя – 322 комплекта. В рамках реализации пилотного проекта по апробации и внедрению ФГОС НОО в 17 образовательных учреждений округа поставлено компьютерное и учебное оборудование на сумму 9557415,92 рубля.В летний период ремонтные работы по титульным спискам выборочного капитального ремонта проведены в 20 учреждениях округа на общую сумму 320,2 млн рублей, в том числе в 6 дошкольных и 12 общеобразовательных учреждениях. Текущие ремонтные работы проведены в 102 учреждениях на сумму 441,5 млн рублей. На территории 119 образовательных учреждений проведены благоустроительные работы на сумму более 390 млн рублей. Отличительной особенностью этого года стало то, что именно родители давали оценку качеству проведенного ремонта, благоустройству, питанию, оценивали эффективность затраченных ресурсов, это стало серьезным экзаменом на аттестат зрелости для всей социальной сферы округа.Радует, что в последнее время успешные результаты в работе педагога или целого учреждения поддерживаются различными инициативами Правительства Москвы и Департамента образования. Если в 2011 году лауреатами гранта мэра Москвы стали 12 учреждений Северного округа, то в 2012 году – уже 15 учреждений. Опыт образовательных учреждений – лауреатов гранта представляется в системе стажировочных площадок, ресурсных центров.Не менее важным для материального стимулирования качественно работающих педагогов является использование предоставленных образовательным учреждениям города Москвы возможностей самостоятельного ведения финансово-хозяйственной деятельности при условии, когда деньги идут вслед за конкретным ребенком. Это нововведение обеспечило не только повышение качества образования, но и устойчивый рост заработной платы учителя, который по сравнению с 2010 годом составил в Северном округе 38%, а сама заработная плата учителя в сентябре 2012 года достигла 63506 рублей. В условиях новой системы оплаты труда увеличилась заинтересованность учителей в результатах педагогической деятельности, число педагогов, владеющих современными педагогическими и информационными технологиями, эффективное взаимодействие педагогов в рамках педагогических ассоциаций и сообществ. Внедрение Московского стандарта качества образования позволит приблизить достижение соответствия качества столичного образования потребностям и ожиданиям горожан, обеспечить успешность каждого обучающегося, динамичное развитие каждого образовательного учреждения и профессиональное развитие педагогов. Результатом этого станет повышение конкурентоспособности как отдельных образовательных учреждений, так и системы образования округа в целом.Значимую помощь в решении поставленных задач могут оказать образовательные учреждения-лидеры, подтвердившие высокий уровень инновационного развития и качества образования, и педагоги-новаторы, подтвердившие свое мастерство в рамках конкурсного отбора приоритетного национального проекта «Образование», гранта Москвы в области образования, победители профессиональных конкурсов педагогического мастерства. Высокий кадровый потенциал педагогических работников Северного округа, их желание и возможность постоянно совершенствоваться и участвовать в обновлении столичного образования, с одной стороны, и включенность в этот процесс родительской общественности и наших социальных партнеров, с другой стороны, позволяют нам быть уверенными в успешной реализации намеченных планов и программ. Ольга СУСАКОВА, начальник Северного окружного управления образования
Комментарии