search
main
0

Задача – разжечь искру творчества

Важнейшее направление отечественного образования – создание разветвленной системы поиска и адресной поддержки талантливых детей. Основную роль в решении этой задачи государство возложило на центры детского и юношеского творчества. За свою 80-летнюю историю эта форма дополнительного образования детей на практике доказала свою эффективность. Наш корреспондент Анна Пашутина встретилась с директором Дома научно-технического творчества молодежи (ДНТТМ), заместителем директора Дворца на Воробьевых горах (МГДД(Ю)Т) по исследовательской и экспериментально-инновационной деятельности, председателем оргкомитета Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ имени В.И.Вернадского, руководителем ежегодной Московской городской комплексной исследовательской экспедиции школ, членом Московской городской общественной палаты по образованию Александром ЛЕОНТОВИЧЕМ.

– Александр Владимирович, какими были эти 80 лет работы с одаренными детьми в нашей стране?- В ходе первых пятилеток техническому обучению, мотивации молодежи к занятиям наукой и техникой наряду с идеологическим воспитанием уделяли первостепенное внимание. В создававшейся в 1930-х годах сети домов и дворцов пионеров предусматривали создание коллективов научно-технической направленности. Их воспитанники со своими достижениями участвовали в крупнейших городских и всесоюзных мероприятиях – всесоюзных соревнованиях авиамоделистов, Всесоюзной сельскохозяйственной выставке, Неделе озеленения Москвы. В годы Великой Отечественной войны ребята вносили свой посильный вклад в достижение победы – производили продукцию для фронта. В послевоенные годы техническое направление оставалось одним из приоритетных. В 1962 году был открыт Московский городской Дворец пионеров и школьников на Ленинских горах, рассчитанный изначально на 7 тысяч детей. Дворец сегодня обучает около 15500 детей по 300 образовательным программам почти во всех областях науки, техники, культуры, спорта.- Какую роль играют дома творчества в настоящее время в нашей стране?- В современных условиях этот тип образовательных учреждений играет уникальную роль в системе образования. Они обеспечивают необходимые условия для личностного развития детей, укрепления здоровья и профессионального самоопределения, творческого труда детей в возрасте от 6 до 18 лет, позволяют адаптировать детей к жизни в обществе, формируют общую культуру, позволяют организовать содержательный досуг.- Не секрет, нынче научно-техническое творчество пользуется меньшим спросом, чем раньше. Как же разжечь искру творчества у современных школьников?- В настоящее время во всех регионах нашей страны стали очень популярны массовые праздники. В таких как День Победы, Рождество, Масленица, день населенного пункта (города, поселка, деревни), наиболее активное участие принимают дети – коллективы учреждений дополнительного образования, но, как правило, с песнями и танцами. После таких представлений сверстники и друзья участников коллективов тоже приходят записываться в кружки. Эта форма перспективна и для развития начальной мотивации учащихся к интеллектуальной деятельности и научно-техническому творчеству, однако это только первый шаг. Следующий этап – индивидуальное и командное участие детей в интеллектуальных праздниках, например, есть праздники – соревнования и игры, организуемые ДНТТМ: проектно-исследовательская игра, экологический турнир, приключенческий геокешинг, интеллектуальный астрономический праздник. Аналогичные интеллектуальные праздники проводятся и в округах, районах, например, в ВАО это форум юных исследователей и изобретателей «Новые вершины», конкурс «Если бы я был главой управы», которые служат отличным способом мотивации и творческой инициативы в области интеллектуальной деятельности. Очень хорошо зарекомендовали себя и такие формы организации учебной деятельности, как теоретические и семинарские занятия, практикумы, экскурсии, а также выезды и экспедиции (археологические, этнографические, краеведческие, геологические) в каникулярное время, которые, по сути, уже давно стали самостоятельной формой образовательной работы. Для нее характерно то, что собирается экспериментальный материал для проведения собственных исследований. Объект исследований всегда реальный, а не подготовленный в лабораторных условиях специально для определенной цели. Сегодня молодому поколению открыты многие границы. Летом 2011 года меня избрали членом Всемирного исполнительного комитета Международного движения в поддержку научно-технического досуга молодежи МИЛСЕТ (MILSET), в рамках этого движения у нас реализуется программа «Молодежный и научный вектор» – это прямые тематические обмены между учреждениями разных стран.- Как московские школьники участвуют в этой программе?- Многие столичные школы занимаются культурным обменом, мы приглашаем их посетить Германию, а немецкие школьники приедут с ответным визитом в Россию. Мы запланировали поездку в Чили, там при большой обсерватории есть специальное отделение, где чилийские школьники проходят практику по астрономии. Наши дети разработали программу наблюдений, которую попытаются реализовать совместно с чилийскими сверстниками. Это открывает принципиально новое качество культурного обмена и сотрудничества, главное, что дети разных стран вместе делают тематический проект и потом его представляют на международных выставках и конкурсах. Необходима индивидуальная работа с учащимися по выполнению исследовательских работ разного уровня. Такая работа идет в рамках индивидуально-групповых занятий. При этом педагог должен выявить, направить и сориентировать учащегося на высказывание самостоятельной точки зрения относительно выстраивания им хода выполнения работы, подготовить к ответу на неожиданные вопросы, которые ставят ребенка в позицию самостоятельного исследователя, а в дальнейшем помогают ему принять осознанное решение и продолжить образование в высшем учебном заведении избранного профиля.- Чтобы вести такую работу, нужен учитель, готовый к ней. Как вы помогаете педагогам, занимающимся исследовательской работой с учащимися?- Наш Дом творчества – это базис, окоп, из которого мы делаем вылазки в самые разные сферы. Здесь мы накапливаем методический опыт, проводим семинары, курсы повышения квалификации. С нами на постоянной основе сотрудничают более 60 столичных школ, которые разделяют нашу концепцию исследовательской деятельности. На базе МГДД(Ю)Т работают 72-часовые курсы повышения квалификации Московского института открытого образования по программе «Дополнительное образование. Исследовательская деятельность», которые ежегодно оканчивают более 50 педагогов. В середине октября 2011 года мы провели очень интересную конференцию, посвященную 200-летию образования лицеев, в частности Царскосельского лицея, где обсуждали варианты концепций естественного, научного, гуманитарного лицейского образования, исследовательской деятельности. В конференции приняли участие половина московских лицеев. Лучшие учительские работы входят в сборники, которые мы ежегодно издаем, это очень актуально для аттестации и, возможно, выполнения кандидатских диссертаций. Крупнейшим форумом педагогов, реализующих исследовательские программы, стала Общероссийская конференция «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве».- Должны ли исследовательской работой с детьми заниматься все педагоги или это удел энтузиастов и подвижников?- У нас редко встречаются люди, которые по обязанности ходят на работу, сплошь энтузиасты. Приведу для примера нашего педагога дополнительного образования сектора природы – кандидата геологических наук Елену Моисеевну Гурвич. 75 лет, а она в Мексике вместе с детьми поднималась на вулкан высотой 4 тысячи метров. Почти 20 лет назад я искал администратора, а ко мне пришла женщина, которая вышла на пенсию и сказала: «Администратором быть хорошо, но я бы хотела работать с детьми. Я никогда не работала с ними, но мне очень хочется попробовать». Она годик поработала, потом сказала: «Я поняла, как это делается, мне этим заниматься очень интересно». Работая у нас, она дополнительно стала преподавать английский язык в детском саду, и двое моих детей у нее занимались, с тех пор полюбили английский язык. Вы только представьте, сколько энтузиазма и жизненной силы должно быть у человека, чтобы, выйдя на пенсию, он осваивал новые области деятельности, зажигал всех, занимался. А у нас все преподаватели такие. Это люди, которые нашли себя в общении с детьми и обучении. К нам пришли люди из сферы науки, техники, и, конечно, многие наши выпускники, которые сами становятся организаторами, помощниками, переходят в педагоги, нередко избрав другое место работы, приходят раз в неделю учить детей.- Какими исследовательскими работами ваших учащихся вы гордитесь?- Гордость вызывают фольклорно-этнографическое исследование, программы комплексного исследования деревни (описание, беседа с местными жителями), для наших детей это имеет очень большой смысл как приобщение их к традиционной культуре. Не менее важно это и для местных жителей, которые понимают, что то, чем они занимаются ежедневно, та утварь, которая у них осталась, те обычаи, которые есть, ценны и интересны москвичам. Это поднимает их самосознание, позволяет возрождать традиционную культуру и желание жить в сельской местности. Эта программа интересна и вызывает большую гордость. Также очень интересны систематические аэрозольные исследования, проводящиеся более 10 лет, когда ребята исследуют наличие примесей и их состав в атмосфере. По химическому составу с учетом розы ветров можно определить антропогенную нагрузку, то, откуда и какие дымы приходят. Я был в Институте океанологии в лаборатории аэрозолей, и мне было приятно, что там целая полка занята первичными результатами наших ребят. Есть работы, вышедшие в научных журналах, по сравнительному составу аэрозолей Москвы, Алтая, Архангельской области.- Вы участвовали в международной конференции, посвященной проблемам развития внешкольного образования в Китае, Корее, Вьетнаме, России. Что для вас там было новым и интересным?- В октябре 2011 года я побывал в Пекине по приглашению Пекинского детского дворца, там был подписан рамочный договор о сотрудничестве между МГДД(Ю)Т и китайским дворцом. Российская делегация была принята с большим уважением, в ходе конференции ее участники подчеркивали, что идея внешкольного образования зародилась именно в СССР, при этом в странах Восточной Азии модель работы внешкольных учреждений в свое время была скопирована с советской. По словам руководителей Комитета образования Пекина, сейчас у них в стране работают более 5 тысяч внешкольных учреждений, в ближайшее время (около 5 лет) они откроют еще 8 тысяч. Особое внимание – коллективам в сельской местности, чтобы каждый ребенок мог посещать интересующий его кружок или секцию поблизости от своей деревни. Прослеживается, что каждое учреждение имеет свое собственное лицо, концепцию развития, приоритетные проекты. Мне понравилась внятность государственной политики по отношению к внешкольному образованию: определение целевых групп детского населения и задач внешкольного образования по отношению к ним; методов и форм работы и материально-технического обеспечения каждого направления; четкая схема оплаты труда педагогов (она формируется из двух частей, первая часть (базовая) зависит от квалификации педагога, вторая – от количества занимающихся детей, их достижений на соревнованиях, конференциях и конкурсах); весьма четкая схема взаимодействия (юридическая и материальная) внешкольных учреждений образования со школами и колледжами; разработка модульных программ, которые можно реализовывать в группах переменного состава, вплоть до разовых посещений.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте