Департамент образования на очередной коллегии рассмотрел вопрос о дальнейшем развитии воспитательной работы в системе столичного образования. С основным докладом выступила начальник Управления воспитания и дополнительного образования Марина Умрихина.
Одно из основных направлений приоритетного национального проекта «Образование» – повышение уровня воспитательной работы в школе. Эти же задачи определены и конкретизированы в Концепции модернизации российского образования до 2010 года.
Образование призвано всем своим устройством и содержанием обеспечить формирование гражданских ценностей и убеждений вступающего в жизнь поколения, а именно:
– воспитывать гражданина и патриота, осознающего свой долг перед Отечеством и малой родиной;
– формировать в человеке чувство чести и собственного достоинства, социальной справедливости, гуманизм, высокую духовность и нравственность;
– нести в себе межнациональную, межэтническую солидарность, уважение к национальным традициям и культуре;
– развивать миролюбие и толерантность;
– выстраивать уклад жизни каждого образовательного учреждения на принципах антиавторитарной педагогики, педагогики сотрудничества и сотворчества детей и взрослых – как модель гражданского общества.
Главная составляющая социальной политики Москвы – забота о детстве. В последние годы Правительство Москвы приняло городские целевые программы, направленные на создание условий для становления личности, ее самореализации и адаптации. Среди них такие программы, как «Столичное образование», «Молодежь Москвы», «Культура Москвы», «Спорт Москвы», «Патриотическое воспитание молодежи», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Осуществлен комплекс мер в рамках реализации программы «Год ребенка», эта работа продолжается и в реализации программы «Год семьи».
В марте 2008 года Правительство Москвы приняло Стратегию реализации государственной политики в интересах детей «Московские дети» на 2008-2017 годы, направленную на улучшение положения детей в обществе, их защиты, создание благоприятных условий для их жизнедеятельности, обучения и воспитания.
В административных округах и районах также реализуются самые разнообразные программы, например «Духовно-нравственное воспитание учащихся образовательных учреждений Юго-Восточного округа», «Воспитательное пространство округа – социальная инфраструктура детства Западного округа», «Создание единого воспитательного пространства района Обручевский «Здравствуйте, дети!».
Сегодня воспитание стало важнейшим направлением в деятельности каждого образовательного учреждения Москвы. В образовательных учреждениях столицы внедряются новые формы и методы воспитательной деятельности, применяются современные технологии, осуществляется психологическая и социально-педагогическая поддержка детей и молодежи, разрабатываются и реализуются авторские программы воспитания, охватывающие всю учебно-урочную систему. Ежегодно проводится Московский городской конкурс программ образовательных учреждений «Панорама воспитательных систем образовательных учреждений». В этом учебном году впервые был проведен конкурс «Панорама воспитательных систем класса». В электронном банке воспитательных программ на сегодняшний день насчитывается более 600 программ.
Большое внимание уделяется экспериментальным подходам в области воспитания. В экспериментальном режиме в этом учебном году работает 461 образовательное учреждение. Многие образовательные учреждения эффективно работают по формированию правовой культуры обучающихся, толерантности, профилактике правонарушений, продуктивно взаимодействуют с другими ведомствами и организациями. В настоящее время в школах города реализуется более 850 программ, направленных на формирование законопослушного поведения и здорового образа жизни. В апреле 2008 года дан старт новому проекту – Московскому интернациональному фестивалю «Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила».
Как неотъемлемый компонент воспитания развивается система музейно-педагогической деятельности образовательных учреждений. В образовательных учреждениях работают около 1200 музеев по 20 профилям. Музей образовательного учреждения стал одновременно и творческой мастерской, и клубом по интересам, он создает возможности для воспитания гражданственности, патриотизма, для освоения учащимися культурно-исторического пространства Москвы, округа, района, семьи, для сохранения традиций между поколениями. В Дни культурного и исторического наследия на выставке в Манеже «Московская семья: традиции и современность» экспозиция школьных музеев заняла достойное место в ряду государственных музеев Москвы.
В формировании социально активной личности большую роль играют детские общественные объединения и ученическое самоуправление. На сегодняшний день более чем в 80% учреждений образования Москвы работают советы ученического самоуправления. Палитра форм организации ученических объединений, действующих на принципах самоуправления, очень разнообразна.
Развивается идея семейного проектирования, проводятся фестивали семейных проектов, инициированные педагогами, родителями и учениками, при поддержке управ районов. Такое сотрудничество на основе взаимодействия образования и территориального управления – мощный ресурс развития школьно-семейных проектов.
Этот подход в немалой степени способствует развитию реального ученического движения, а как перспектива дальнейшего развития – зарождение еще одного типа объединений – детско-взрослых общностей для достижения активного сотрудничества учащихся, учителей и родителей.
В последние годы значительно активизировалось участие родительской общественности в решении проблем воспитания и социализации детей и подростков, созданы городские родительские советы образовательных учреждений общего, дошкольного, специального образования, члены которых вошли в состав Московской городской Общественной палаты по образованию, проводится городской родительский всеобуч, городской актив родительской общественности с участием психолого-педагогического университета разработал программу обучения отцов по проблемам воспитания. Но мы здесь только в начале пути, и повышение компетентности родителей в вопросах воспитания должно стать обязательным для московского образования. Необходимо создание целостной системы обучения родителей, использующей все ресурсы собственно системы образования, средств массовой информации, новых информационных технологий, местного сообщества. Созданы предпосылки для развития государственно-общественного управления образовательным учреждением. Для его дальнейшего развития требуется выработка нового стиля отношений педагогического коллектива с ученическим самоуправлением и родительской общественностью, поиск новых форм организации.
И все-таки следует отметить, что еще не все образовательные учреждения вышли на новый современный уровень организации воспитательной работы. И причин этому немало.
Во-первых, все еще существует противоречие между программно-целевым и стратегическим управлением организацией воспитательной работы, которое не позволяет обеспечить целостность, последовательность, содержательную и организационную преемственность между уровнями и ступенями образования по вопросам воспитания. Программы развития образовательных учреждений, планы их работы, как правило, не содержат задач по управлению развитием воспитания. В связи с этим назрела острая необходимость повышения уровня управления воспитательной работой в образовательных учреждениях.
Во-вторых, индивидуальный и личностно-ориентированный подход к воспитанию нередко подменяется набором организационных, массовых мероприятий, проводимых в учреждении. Личностно-ориентированное воспитание и социализация личности должны быть направлены на формирование психологически и физически здоровой творческой личности, адаптированной к современной социальной среде. Задачей воспитательной деятельности должно стать обеспечение комплексного подхода к созданию в каждом учреждении комфортной и успешной образовательной среды, направленной на всестороннее развитие детей и поддержку семей.
В-третьих, отсутствует научно обоснованная система индикаторов и показателей оценки развития воспитания как одного из основных показателей развития образовательного учреждения. И если воспитание не будет рассматриваться как ключевой показатель при аккредитации образовательного учреждения, то к воспитанию будут относиться как к второстепенной деятельности, что, в свою очередь, снижает ее эффективность.
Ключевая фигура в воспитании в образовательном учреждении – классный руководитель. Социологические исследования, проведенные Московским гуманитарным педагогическим институтом, показали, что все респонденты (классные руководители, администрация учреждений, родители) признают повышение профессиональной значимости и роли классного руководителя в современном обществе, улучшение взаимодействия классных руководителей с родителями. 84% родителей убеждены в том, что классный руководитель – очень значимое лицо в обществе. Вышел на новый качественный уровень Московский городской конкурс классных руководителей «Самый классный классный», возрос профессионализм конкурсантов. Третий год Московское Правительство награждает победителя этого конкурса Грантом Москвы в размере 100000 рублей. Традиционными стали городские конкурсы «Педагог-внешкольник» и «Вожатый и его команда». Однако остаются нерешенными проблемы, связанные с кадровым и научно-методическим обеспечением воспитательного процесса, требует совершенствования система научно-теоретической подготовки педагогов в области воспитания, существует острая нехватка старших вожатых. Должность «старший вожатый» не входит в список должностей, по которым засчитывается педагогический стаж, и заработная плата старшего вожатого одна из самых низких в образовании. Считаю необходимым выйти с предложением в Министерство образования и науки РФ о повышении статуса должности «старший вожатый».
Повышение профессионального уровня воспитательной деятельности, психолого-педагогической культуры педагогов, создание системы психологического сопровождения воспитательного процесса должно стать одним из основных направлений развития воспитания. Для этого необходимо разработать учебные программы по вопросам управления развитием воспитательной системы, индивидуально-воспитательной работы с ребенком, организации детского коллектива, а также предусмотреть в учебных планах подготовки студентов и повышения квалификации педагогов практико-ориентированный модуль по технологиям деятельности классного руководителя.
Важное место в воспитании занимает дополнительное образование детей. Это 156 учреждений дополнительного образования детей и творческие объединения, кружки и секции в образовательных учреждениях различных типов и видов, в которых занимаются более 600 тысяч юных москвичей.
Уникальная особенность системы дополнительного образования детей – то, что это абсолютно добровольный образовательный институт, не связанный с возрастным цензом обучающихся, образовательными стандартами, обязательным набором учебных средств, работающий на принципах открытой системы. Здесь, как нигде, идет поиск новых форм работы и реализуются инновационные проекты, удовлетворяющие самым разнообразным интересам ребенка, расширяющие его пространство самореализации личности, стимулирующие к творчеству. Сегодня Департамент образования приступает к реализации новых проектов: «Московский городской авиационный космический парк», «Лаборатория путешествий».
Но все ли мы делаем для расширения круга партнеров из числа представителей общественных, благотворительных организаций и бизнеса и привлечения дополнительных средств в систему образования? Нет, потому что это непросто, но все же примеры такой работы в Москве есть. Например, в Северо-Восточном округе совместно с благотворительным фондом «Заветная мечта» реализуется проект «Дополнительное образование в школах». За счет средств фонда 40 студентов педагогических вузов ведут занятия по программам дополнительного образования в школах полного дня.
К сожалению, еще не все общеобразовательные учреждения и учреждения дополнительного образования уделяют внимание созданию условий для привлечения к занятиям во внеурочное время в творческих объединениях и спортивных секциях обучающихся среднего и старшего возраста. По-прежнему значительная часть подростков и молодежи не охвачена воспитательным процессом и постепенно переходит в категорию «трудных», совершает правонарушения и преступления. Сегодня на внутришкольном учете в образовательных учреждениях состоят более 14 тысяч учащихся, находящихся в социально опасном положении, из них более 10 тысяч состоят на учете в милиции.
Сложившаяся сегодня ситуация требует, чтобы образовательное учреждение открыло свои двери для всех детей микрорайона, актовые и спортивные залы, игротеки, создавало детско-взрослые клубы по интересам и стало центром воспитания в микрорайоне.
А вот насколько сегодня социокультурная сфера города готова к «принятию» ребенка, к преемственности процесса воспитания?
Образовательные учреждения помимо текущего финансирования должны получить доступ к ресурсам городской социокультурной сферы, достаточной для обеспечения учащихся и воспитанников. Например, почему бы не подумать о социокультурном ваучере ученика? Школа тем самым могла бы выступать в роли координатора в открытом полноценном взаимодействии ведомств социальной сферы города.
В формировании единого воспитательного пространства города важную роль играет создание эффективной системы управления воспитательным процессом в образовательных учреждениях и в системе столичного образования в целом. Для этого необходимо создать механизм взаимодействия субъектов воспитательного процесса: образовательных учреждений, общественных организаций, государственных структур различной ведомственной принадлежности. Назрела необходимость создания межведомственных координационных советов по проблемам воспитания детей и молодежи в районе, округе, городе. Если такое решение будет принято, Департамент образования готов выступить координатором этой работы.
Для дальнейшего развития системы воспитания в столичном образовании необходимо сосредоточить внимание на:
– совершенствовании механизма координации и взаимодействия субъектов воспитательного процесса: образовательного учреждения, семьи, государственных структур различной ведомственной принадлежности и расширении круга участников процесса воспитания;
– формировании городской системы прогнозирования и развития процесса воспитания;
– обеспечении соответствия содержания и качества воспитания актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства;
– повышении профессионального уровня воспитательной деятельности и психолого-педагогической культуры педагогов и родителей;
– активном включении инновационных технологий и моделей в воспитательный процесс образовательных учреждений с учетом современной социокультурной ситуации;
– развитии во всех формах воспитательной работы методов и технологий, направленных на социально значимую проектную деятельность.
Комментарии