Система образования – особенно чувствительная сфера жизни, в которой представлены интересы абсолютного большинства граждан: обучающихся и членов их семей, работников системы образования, а также учреждений и организаций всех других сфер деятельности. Изменившиеся социальные запросы к сфере образования вызвали динамичное изменение содержания образования: в последнее время развивалось профильное обучение, осуществлялся переход к вариативным образовательным программам.
Вариативность, которая на первых порах была очевидным достижением демократического развития системы образования, в некоторых случаях стала давать определенные сбои. Особенно остро возникали вопросы, связанные с соблюдением прав детей и необходимостью в этой связи усилить контроль качества образования. Стало ясно, что развитие автономности образовательных учреждений, провозглашенной Законом Российской Федерации «Об образовании» и получившей дальнейшее развитие в настоящее время, отнюдь не может быть связано с бесконтрольностью. Одновременно нужно усиливать внимание государства к соблюдению прав каждого ребенка на получение образования должного уровня, к сохранению целостного социокультурного и образовательного пространства страны и региона. 29 декабря 2006 года Федеральный закон от №258-ФЗ внес изменения в Закон Российской Федерации «Об образовании» и обозначил разделение компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в сфере образования по вопросам контроля и надзора. Федеральный закон установил новый порядок осуществления государственного контроля качества образования. Принципиальным изменением этого порядка стала возможность осуществления контроля не только по результатам государственной (итоговой) аттестации выпускников аккредитованных образовательных учреждений, но также и в форме плановых и внеплановых проверок качества образования. Постановлением Правительства Москвы от 30 сентября 2008 года №877-ПП «Об утверждении Положения о Департаменте образования города Москвы» исполнение переданных полномочий было возложено на Департамент образования, а 4 августа 2009 года был издан приказ №596 «Об утверждении Положения об Управлении по контролю и надзору в сфере образования Департамента образования города Москвы». В результате для эффективного исполнения переданных полномочий было создано Управление по контролю и надзору в сфере образования, подчиненное непосредственно руководителю Департамента образования. Какие же задачи, функции и полномочия у созданного управления? Прежде всего это контрольно-надзорные функции и полномочия, которые распространяются более чем на 5000 образовательных учреждений и организаций, расположенных на территории Москвы, независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности: дошкольных; общеобразовательных; учреждений начального и среднего профессионального образования; специальных (коррекционных) для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья; учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей); учреждений дополнительного образования детей; других учреждений (за исключением образовательных учреждений, в отношении которых осуществление государственной функции отнесено к полномочиям Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки).Также основными задачами управления стали создание условий для недопущения нарушений исполнения законодательства Российской Федерации и Москвы в области образования, применение предусмотренных законодательством мер ограничительного, предупредительного, профилактического характера, направленных на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами в установленной сфере деятельности.Свою деятельность управление строит в соответствии с тем содержательным наполнением понятия «контроль и надзор в сфере образования», которое определил Федеральный закон №258-ФЗ: контроль качества образования; контроль и надзор за исполнением законодательства Российской Федерации и Москвы; лицензирование; государственная аккредитация; анализ причин возникновения нарушений; контроль за исполнением предписаний и воздействие на нарушителей законодательства в области образования. Для решения всех этих вопросов в структуре управления созданы четыре отдела: – отдел контроля качества образования;- отдел надзора и контроля за исполнением законодательства в сфере образования; – отдел лицензирования;- отдел государственной аккредитации.Реализацию контрольно-надзорных функций и полномочий Управление осуществляет в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2007 года №116 «Об утверждении Правил осуществления контроля и надзора в сфере образования», утвержденными Административными регламентами исполнения Департаментом образования государственных функций контроля качества образования, контроля и надзора за исполнением законодательства. Только в первом полугодии 2010 года Управление по контролю и надзору в сфере образования провело более 600 проверок, из них 574 плановые и 74 внеплановые – по обращениям граждан.Что показал контроль?Одна из главных задач Управления по контролю и надзору в сфере образования – выявление нарушений, связанных с осуществлением прав детей, в том числе права на получение качественного образования, и контроль за исполнением предписаний для их устранения.Отдел контроля качества образования в 2009-2010 учебном году проверил 419 образовательных учреждений; из них 14 – по жалобам родителей на некачественное образование, из которых не подтвердились только 2.В проверках качества образования приняли участие: – 270 общеобразовательных учреждений;- 127 дошкольных образовательных учреждений;- 21 учреждение среднего профессионального образования;- 1 учреждение дополнительного образования детей.В 2009-2010 учебном году в результате планового контроля качества образования в тестировании приняли участие 22552 обучающихся общеобразовательных учреждений, 677 обучающихся образовательных учреждений среднего профессионального образования. Наиболее успешно проверенные образовательные учреждения Москвы осуществляют обучение по русскому языку и чтению на ступени начального общего образования, по обществознанию и русскому языку – на ступени основного общего образования, по истории и обществознанию – на ступени среднего (полного) общего образования.Несоответствие качества подготовки обучающихся требованиям государственных образовательных стандартов наиболее часто выявлялось по математике, химии, физике и биологии.Федеральным законом от 1 декабря 2007 года № 309-ФЗ (ст. 9, п. 6) установлено, что основные образовательные программы обеспечивают реализацию федеральных государственных образовательных стандартов не только с учетом типа и вида образовательного учреждения, но и с учетом образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников. Поэтому не случайно Департамент образования в Городской целевой программе развития образования на 2009-2011 годы «Столичное образование-5» установил в качестве базового показателя целевой показатель «удовлетворенность москвичей качеством образования и образовательных услуг» на уровне 81% в 2010 году и 85% – в 2011 году. Этот показатель установлен на основе анализа результатов подобных международных исследований. Он подтвержден и на практике: каждый пятый из опрошенных в образовательном учреждении не удовлетворен качеством образования по тем или иным вопросам. Это серьезный сигнал руководителю такого учреждения для принятия управленческих мер. В связи с этим одной из целей контроля качества образования в городе Москве стало выявление соответствия реальных показателей удовлетворенности обучающихся и родителей качеством образования и образовательных услуг этому целевому показателю. Полученные в ходе проверки и переданные образовательным учреждениям результаты анкетирования позволяют предупреждать появление части жалоб родителей и обучающихся на качество образования, своевременно выявляя зону потенциальных конфликтных ситуаций.В период с января по май 2010 года только в общеобразовательных учреждениях города Москвы анкетированием в плановых проверках качества образования было охвачено 183 школы, в которых в общей сложности были опрошены 12815 человек: 5735 школьников, 4785 родителей учащихся, 2599 учителей и 129 представителей администраций школ.Материалы анкетного опроса родителей воспитанников детских садов показывают: во всех проверенных дошкольных учреждениях реальные показатели уровня удовлетворенности родителей по всем вопросам, включенным в анкетирование, соответствуют установленному на 2010 год целевому показателю.В результате анкетирования студентов СПО отмечено:Ц желание обучающихся шире участвовать в мероприятиях, проводимых в образовательных учреждениях, и в процессах самоуправления;Ц такие профессиональные качества преподавателей, как «учет индивидуальных особенностей студентов» и «поощрение критических высказываний студентов, предоставление им возможности отстоять свою точку зрения». Наиболее позитивно школьники оценивают уровень преподавания в школе литературы, русского языка и обществознания. Наименее удовлетворены учащиеся знаниями по химии, информатике и физике. Необходимо отметить, что полученные данные об удовлетворенности уровнем подготовки по большинству основных предметов коррелируют с результатами планового и внепланового контроля качества образования, результатами ЕГЭ и ГИА, что позволяет сделать вывод об объективной оценке школьниками и родителями качества получаемых ими знаний.По данным анкетирования, педагоги московских школ проявляют готовность к «оказанию помощи в случае ошибок учащихся, объяснению сути ошибки», «справедливому и объективному оцениванию учебных достижений», проявляют «стремление создать на уроке позитивную атмосферу». По данным всех социологических опросов, в 2009-2010 учебном году обучающихся школ Москвы в части оценки одного из ведущих факторов психологического комфорта в школе – отношениях «учитель – ученик» необходимо решить проблему преодоления сугубо авторитарного стиля общения учителей, искоренить проявления их неуважительного отношения к обучающимся.Для повышения внимания образовательных учреждений как к качеству подготовки обучающихся, так и к качеству преподавания в 2010-2011 учебном году по рекомендациям Аккредитационной коллегии Департамента образования будет расширен перечень контролируемых в мероприятиях планового контроля качества образования и государственной аккредитации предметов. В контроль будут включены информатика и ИКТ, изучаемый иностранный язык. Кроме того, контроль качества подготовки обучающихся 4, 9, 10, 11-х классов будет дополнен контролем качества подготовки в 8-х классах для выявления на более ранних этапах пробелов и проблем в знаниях детей.Данные анкетирования свидетельствуют о том, что за последние несколько лет существенно повысился уровень удовлетворенности родителей и обучающихся отдельными условиями, созданными в образовательных учреждениях. Например, оснащенность компьютерных классов оценивается школьниками в 4,3 балла в среднем из 5 возможных; оснащенность учебных кабинетов – в 4,2 балла; школьная библиотека – 4,1 балла; спортзал – 4 балла. На вопрос о том, комфортно ли им в школе, утвердительно ответили 92,2% учащихся.Работа Управления по контролю качества образования проводится в тесном сотрудничестве со специалистами государственного учреждения Московского центра качества образования (директор О.Держицкая), осуществляющего организационно-техническое сопровождение проведения проверок, а также координаторами совместной деятельности по контролю качества образования от окружных управлений образования.Одно из направлений деятельности Управления по осуществлению переданных полномочий Российской Федерации в области образования – надзор и контроль за исполнением законодательства Российской Федерации и Москвы образовательными учреждениями и окружными управлениями образования. В 2009-2010 учебном году было проведено 506 проверок, из них 333 плановые проверки и 176 внеплановых, 244 (48%) проверки по вопросам соблюдения прав граждан на получение образования. Для упорядочения приема детей в первый класс и недопущения нарушений прав граждан в 2010 году подготовлены и утверждены приказом департамента от 16 марта 2010 году №681 Правила приема детей в первый класс государственных образовательных учреждений системы МДО, реализующих основные общеобразовательные программы.Управление по контролю и надзору в сфере образования проводит профилактическую работу по недопущению нарушений в образовательных учреждениях, информируя окружные органы управления образованием, оперативно предоставляя отчеты о проведенных проверках.В настоящее время управление сформировало и направило для согласования в органы прокуратуры план проверок на 2011 календарный год с перечнем более чем 800 образовательных учреждений и организаций. Какие проблемы в системе контроля и надзора в сфере образования, имеющие системный характер, создают сегодня серьезные трудности в работе вновь созданного управления? Прежде всего это серьезный дефицит нормативно-правового и методического обеспечения контрольно-надзорной деятельности. Кроме того, мы столкнулись с необходимостью создания выверенной базы образовательных учреждений и организаций, которая претерпевает постоянные изменения. Решается и вопрос подготовки экспертов и кадрового обеспечения деятельности управления. В качестве ресурсов успешной работы – поддержка Управления по контролю и надзору в сфере образования руководством Департамента образования, структурных подразделений департамента, высокая степень профессиональной компетентности специалистов управления, готовность к сотрудничеству со стороны наиболее профессиональных и активных руководителей, коллективов и сотрудников организаций и учреждений, подведомственных МДО. Создаваемая система контроля и надзора в сфере образования Москвы должна стать средством обеспечения качественной работы органов управления образованием и образовательных учреждений, качества предоставляемых образовательных услуг. Ведь контроль – это не только один из важнейших инструментов реализации государственной образовательной политики, но еще и традиционная функция, без которой не может быть построена система управления качеством образования на каждом из уровней: городском, окружном, уровне образовательных учреждений. Ирина КАЛИНИНА, начальник Управления по контролю и надзору в сфере образования Департамента образования
Комментарии