search
main
0

Зачет вместо оценки: чем обернется новшество для творческих предметов?

C 1 января в силу вступил приказ Минпросвещения России, которым утвержден новый порядок заполнения школьных аттестатов. Вместо итоговых оценок по изобразительному искусству, музыке и физкультуре допускается указывать отметку «зачтено». Нововведение комментируют наши эксперты и читатели.

Александр ДЕМАХИН, абсолютный победитель конкурса «Учитель года России»-2012:

– Я всеми руками за инициативу ставить зачет вместо отметки по предметам, которые для ученика не являются смыслом его существования. В такой школе, которая этими смыслами занимается, в такой школе, в которой отметки не являются кнутом и мотиватором обучения. Находимся ли мы в такой школе – вот вопрос. Вопрос и в том, почему таким предметом не может быть химия или обществознание. А только физкультура, музыка и рисование.

В нынешней версии это, конечно, очередное утверждение в качестве «прокаженных» тех предметов в школьной программе, которые связаны с телом и душой, постулирование того, что школа – комбинат по подготовке к ЕГЭ, в котором все другие элементы не важны. Ведь мы прекрасно понимаем, что в нынешней системе постановка зачета – сигнал для ученика о том, что эти предметы можно оставить на периферии своего внимания: зачет так или иначе поставят. Это признание в том, что качественно оценить развитие тела и души сегодняшняя система образования, ориентированная на количество аргументов в сочинении ЕГЭ, не в состоянии. Грустно, но честно.

Предметы области «Искусство» давно и усердно вымываются из школьного пространства, человек «секуляризуется» до функции сдачи ЕГЭ на 100 баллов и успешного написания ВПР. Но человек – это нечто большее. У человека есть потребности духа. У человека есть его единственное тело. И эти его запросы, не будучи удовлетворенными, приводят к растерянности перед жизнью. Да, хороший учитель, и ставя зачеты, сумеет заниматься смыслами, вести к познанию себя, к познанию того, что больше, чем мы. Учитель сможет, но система обречена, если признала, что терять в образовании Человека она готова и дальше.

Александр САЙБЕДИНОВ, народный учитель Российской Федерации, директор Губернаторского Светленского лицея, Томск:

– Пользуясь трибуной эксперта, я обращаюсь непосредственно к министру просвещения России Сергею Кравцову. Уважаемый Сергей Сергеевич! Казалось бы, в небольшой строчке приказа Министерства просвещения, разрешающего ставить зачеты за физкультуру, музыку и рисование вместо итоговых отметок, ничего значимого, тем более важного для системы образования страны, нет. Но я как учитель, посвятивший всю свою педагогическую деятельность изучению эффектов системного развития творческого мышления в школе, так не думаю.

Более того, уверен, что вы как министр просвещения, заботясь о развитии нового поколения, живущего в зоне ответственных рисков за выбор вектора развития современной цивилизации, уже вошедшей в непростую эпоху снижения востребованности биологического интеллекта, гарантом сохранения которого является именно творчество, тоже так не думаете.

Но сегодня очень важно, как поймет система образования ваш приказ о возможности ставить зачеты по предметам «Изо», «Музыка» и «Физкультура». Важно пояснить ей свою позицию, чтобы не попасть в ситуацию выбора с запятой: «казнить нельзя помиловать». Без соответствующих пояснений позиции министерства этот приказ может оказаться подобием ящика Пандоры для образования и привести в итоге к полному исходу этих предметов из школ. А это будет началом исхода образования из института школы.

Одна из главнейших проблем современной дидактики не решена и по сегодняшний день – это проблема несоответствия существующих приоритетов в образовании приоритетам ценностей человека в его жизни. Это его стремление к красоте, потребность ее видеть и создавать, опыт творческого созидания, это важнейшие базовые качества человека, формирование которых должно и может быть встроено в систему образования. Сегодня системно она решена только в одной школе в России. В Губернаторском Светленском лицее Томской области.

В нашем учебном плане 20% предметов творчества обеспечивают высокое качество по основным предметам, и зачетная форма – это лишь форма оценки, тем более что оценивать творчество по пятибалльной шкале – просто невежество. В этом я полностью поддерживаю ваш приказ. Главное, чтобы после приказа было что оценивать…

Ольга ГЕРМАНОВА, учитель музыки, директор школы №3, Петрозаводск:

– Мое мнение: если в школе к этим предметам сформировано правильное отношение, то и оценки, и зачет подойдут. Если есть проблемы, а они могут быть очень разные, то выбор уместен. Предметов много, и успевать учиться хорошо трудно. Нередко слышу от родителей, что «надо главные освоить, а для предметов общего развития не хватает ни сил, ни времени». Многие родители считают, что для таких предметов нужен талант, но не все дети имеют талант музыканта, художника, спортсмена, да и помочь родителям по этим предметам трудно.

Хотя многие педагоги с пониманием относятся к этим проблемам, стараются поддерживать интерес к предмету различными способами. Талантливых детей много, за учителем умение раскрыть эти таланты. Здесь все зависит от правильного взаимодействия учителя и учащихся. Не секрет, что у многих педагогов и зачет получить бывает непросто. Урок музыки, например, один раз в неделю. Спросить каждого и выставить каждому ребенку необходимое количество оценок за четверть или триместр бывает сложно. Зачет поможет уйти от погони за оценками и больше уделить внимания творчеству и освоению содержания предмета.

Елена КАЗАНИНА, учитель изо, черчения, МХК, директор Сростинской средней школы имени В.М.Шукшина Бийского района Алтайского края:

– Насчет физкультуры я против. Предмет трехчасовой. Нормативы там неплохо работают, тем более что всегда учитывается группа здоровья. А изо и музыка, на мой взгляд, должны быть безоценочными. Я всегда не понимала, как оценить творчество и свое видение, образное мышление. Вот мне девочка в 1‑м классе рисует небо красным. Почему? Потому что это любимый цвет и так красиво. Но при выставлении зачета должны быть критерии.

Елена САЗОНОВА, учитель изобразительного искусства, технологии верхнеднепровской средней школы №2 Смоленской области:

– Я отрицательно отношусь к нововведению. Предметные области «Искусство» и «Физкультура» будут выдавлены из школьного учебного курса, родители полностью перестанут контролировать успеваемость детей. Школьники тоже перестанут учиться: хорошо или плохо ты выполняешь задание – оценят одинаково. Возрастет количество прогулов по этим предметам, а в результате и общее количество пропущенных уроков за год. Также снизится средний балл аттестата у выпускников, потому что в основном «отлично» и «хорошо» дети получают по искусству и физкультуре. Статус учителя данных предметных областей обесценится, и сейчас в школах наши предметы ведут люди, не имеющие специального образования, так как считается, что петь, рисовать и прыгать могут все. Государство много говорит о ценности творчества в школе, при этом обесценивает значимость предметов, имеющих прямое отношение к творческому развитию ребенка.

Екатерина ЗАКИРОВА, учитель музыки лицея №2 Саратова, председатель городского Совета молодых профсоюзных лидеров:

– Лично я против нововведений! С каждым годом и так все тяжелее вести музыку. А сейчас я в замешательстве – что будет дальше? Конечно, если зачет означает сдачу по билетам, то я за. Общие знания по предмету должны быть обязательно.

Дмитрий ЗАВЕРТАНЫЙ, учитель физической культуры средней школы №15 Динского района Краснодарского края:

– Я считаю, что эта мера снизит мотивацию к занятиям данными предметами и понизит их и без того невысокий авторитет среди учащихся и в обществе в целом. Каждый предмет в школьной программе играет свою роль в том, чтобы выпускники получили нужный объем знаний, стали эрудированными, творческими и физически развитыми людьми. Предметы не должны делиться на важные и второстепенные, и оценивать их необходимо одинаково!

Татьяна М., мама шестиклассника, Великий Новгород:

– Это замечательное решение, я его поддерживаю. У моего сына нет никаких способностей к рисованию, но мы всей семьей часто ездим в Санкт-Петербург, посещаем там музеи и картинные галереи, и мальчик интересуется живописью. Важно, чтобы ребенок сердцем чувствовал искусство, этому школа должна учить. Что касается физкультуры, тоже решение хорошее, но нужно следить, чтобы преподаватели не халтурили и давали школьникам нагрузку. В нашей школе учительница физкультуры ничего не делает, сидит в соцсетях, пока мальчишки играют в волейбол. Девочки вообще сидят на скамеечках, говорят, что не хотят потеть на занятиях, душа ведь в школе нет. А ведь физкультура в школе – это будущее здоровье человека! Сын, замечу, с моим мнением по поводу отмены отметок за физкультуру, музыку и рисование не согласен. Он сказал, что это самые легкие предметы, и по ним учителя обычно ставили пятерки и четверки, если видели, что ученик старается, а после отмены средний балл аттестата уменьшится и сложнее будет поступить в колледж.

Оксана МЕШКОВА, мама двух дочек-семиклассниц, Воронеж:

– Я всегда считала, что и музыка, и рисование, и уж тем более физкультура – это предметы для общего развития, за которые нельзя ставить тройки и двойки. Еще во времена моей учебы у нас были примеры того, как тройка по физкультуре портила человеку аттестат, а вместе с ним и его планы на будущее. Поэтому я очень рада за наших детей, им теперь не придется мучиться из-за своей неспортивности или немузыкальности.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте