В ближайшие недели около пяти тысяч директоров школ и руководителей муниципальных органов управления образованием получат персональные ноутбуки со специальным «управленческим» софтом. Инициаторы проекта рассчитывают, что это позволит поднять школьный менеджмент на качественно новый уровень.
Мы уже рассказывали нашим читателям о проекте НФПК «Информатизация системы образования» (ИСО), стартовавшем в марте 2005 года. (См. «УГ» №50 от 13.12.2005, №49 от 7.12.2004 и №2 от 9.01.2002.) В мае прошлого года в рамках этого проекта по предложению Министерства образования и науки Российской Федерации была инициирована программа «Совершенствование кадрового потенциала руководителей системы образования». По замыслу разработчиков программа должна способствовать повышению качества управления на нижних «этажах» отечественного просвещения – школьном и муниципальном. Не секрет, что именно здесь пока сохраняется наибольшее число архаизмов и «пережитков прошлого»: огромный вал «бумажной» отчетности, крайне неторопливый документооборот, несвоевременное прохождение информации и как следствие – «запаздывающее» реагирование на происходящие события. Вторая задача программы – вовлечь школьных и муниципальных управленцев в освоение современных технологий и таким образом сделать их надежными союзниками в деле информатизации вверенных им учебных заведений.
К концу февраля каждый директор школы и руководитель отдела образования в семи пилотных регионах проекта ИСО (Республика Карелия, Красноярский, Ставропольский, Пермский и Хабаровский края, Калужская и Челябинская области) получит ноутбук со специальным программным обеспечением. Также в поставку войдет «бумажное» пособие с рекомендациями по использованию техники и софта. Общая стоимость поставки – $4,7 млн. из средств займа Всемирного банка и $1 млн. из региональных бюджетов (регионы финансируют НДС из своих средств). По предварительной оценке предполагается осчастливить чуть меньше пяти тысяч директоров и муниципальных управленцев.
Помня, что «современная техника в руках туземца превращается в груду металлолома», организаторы проекта намерены предпослать раздаче ноутбуков обучение пользователей. Выставлено жесткое условие: каждый администратор должен пройти курсы повышения квалификации и сдать зачет на владение информационными технологиями. Иначе ноутбука он не увидит.
Второе условие – строго целевое использование поставленной техники. Ситуация, когда директор «подарит» приобретенный за государственные средства ноутбук дочери-студентке, исключается. Контроль за этим возложен на созданные во всех регионах проекта межшкольные методические и региональные координационные центры (ММЦ и РКЦ). Их сотрудники должны продумать такую систему работы с управленцами, которая максимально стимулирует применение новых технических возможностей и позволит отслеживать пользовательскую активность директоров и завроно. В особо тяжелых случаях предусмотрена возможность изъятия неиспользуемого (или используемого не по назначению) ноутбука.
За всю историю российской школы, пожалуй, не было подобного проекта, направленного на повышение компетентности администраторов образования и использующего столь мощное стимулирование. Это прекрасно понимают в регионах проекта и намерены использовать возможности воздействия на директорский корпус на все сто. В некоторых областях зачет у директоров и завроно собирается принимать лично министр. В других торжественное вручение ноутбуков предполагают провести в рамках специально созванного съезда директоров, одновременно еще раз обсудив важнейшую роль руководителя школы во внедрении современных педагогических технологий.
Обучение
Массовое обучение директоров школ и муниципальных управленцев началось в декабре прошлого года. Оно происходит на базе региональных университетов или педвузов, институтов повышения квалификации работников образования, РКЦ и ММЦ. Курс рассчитан на 72 учебных часа и включает в себя занятия по очной и очно-заочной формам обучения, в том числе с использованием интернета. Все материалы представлены как в виде традиционного УМК, так и в форме, удобной для размещения на сайте.
По замыслу разработчиков программа курса должна не просто знакомить менеджеров образования с современными информационно-коммуникационными технологиями (операционная система персонального компьютера, стандартные программные средства, цифровые образовательные ресурсы, различные виды периферийного оборудования), но и способствовать формированию у слушателей устойчивых навыков применения ИКТ в решении повседневных задач. Конечным результатом обучения должно стать повышение качества принимаемых управленческих решений за счет наглядного и оперативного представления информации, ее структурирования, управления информационными потоками, включения в процесс электронного документооборота.
Предполагается двухэтапное обучение пользователей. Первая часть курса включает в себя занятия со школьными или муниципальными администраторами по овладению базовой ИКТ-компетентностью: умение создать на ноутбуке свое рабочее пространство, работать с электронной почтой, MS Excel, календарем, планировщиком заданий и т.д. Вторая часть – знакомство с поставленным специальным программным обеспечением для руководителей образовательного учреждения или муниципального органа управления образованием. По завершении обучения будет проведено обязательное итоговое тестирование всех слушателей. В дальнейшем всю необходимую техническую и методическую помощь управленцам будут оказывать межшкольные методические центры.
Фактически директора школ и завроно пилотных регионов становятся первыми «клиентами» новой системы повышения квалификации и методической поддержки работников образования, создаваемой в рамках проекта ИСО. Его организаторы надеются, что, убедившись на собственном опыте в полезности и эффективности новых технологий, администраторы понесут идеи информатизации в широкие педагогические массы.
Новые возможности
По замыслу разработчиков программы персональный ноутбук должен обеспечить директору возможность оперативно анализировать информацию о школе, готовить и редактировать рабочие документы, разрабатывать материалы для выступлений, докладов и презентаций, предоставлять в наглядном виде образовательную статистику, получать через интернет новые нормативные документы, видеть изменения зарплаты педагогов при распределении нагрузки и подготовке тарификации. Для этого, помимо стандартного софта общего назначения, на ноутбук ставится специализированное программное обеспечение. Это созданная еще в рамках Инновационного проекта развития образования, также реализованного Национальным фондом подготовки кадров, и доработанная в соответствии с новыми требованиями платформа «Школа».
Программный комплекс включает следующие разделы:
Базовая информация: детализированные сведения о школе, ее структуре, аудиторном фонде, плане работы, базе нормативных документов и т.п.
Кадры: штатное расписание с учетом месячного и годового фонда заработной платы, личные дела, данные по преподавательскому составу, книга приказов по сотрудникам учреждения, оформление приказов на базе соответствующих шаблонов.
Учащиеся: списки по классам, личные дела, контроль качества обучения, подготовка и хранение необходимых сведений для организации участия выпускников в едином государственном экзамене.
Финансовая деятельность: учет и контроль соблюдения финансовых нормативов, проведение тарификации сотрудников, формирование инвентарной книги.
Учебно-воспитательный процесс: подготовка учебной плановой документации с учетом положений базисного учебного плана, федерального и регионального компонентов, норм финансирования, а также специфики школы.
Формирование отчетной документации, включая общешкольные отчеты, а также отчеты по тарификации, по классным журналам, по учащимся, по ЕГЭ и т.д.
Помимо директора, возможности платформы «Школа» пригодятся едва ли не всем сотрудникам: завучу, классному руководителю, секретарю, кадровику, завхозу… Многие рутинные операции, традиционно занимавшие кучу времени и сил, с ее помощью можно осуществить одним нажатием кнопки.
Для ноутбуков, предназначенных муниципальным администраторам, закуплены программные модули, обеспечивающие сбор и формирование обобщенной информации о школах города или района. В частности, они позволяют вести полную базу данных всех подведомственных учреждений, осуществлять контроль качества подготовки плановой документации, административно-кадровой деятельности школ, соблюдения финансовых нормативов, движения контингента учащихся, участия в ЕГЭ и многое другое. Все это многообразие сведений очень просто представить в наглядном и доступном виде: в форме различных графиков, диаграмм, рейтингов учебных заведений и т.п. А затем разместить на сайте, сделав ведомственную информацию открытой для широкой общественности.
На всех мероприятиях, посвященных проекту ИСО, рассказ о предстоящей поставке ноутбуков вызывает у присутствующих директоров школ большое оживление. До сих пор власть постоянно что-то требовала от директора. В разное время он должен был быть то «учителем учителей», то «современным менеджером». При этом возможности для удовлетворения этих требований, как правило, предоставлялись весьма скромные, и львиную долю рабочего времени директора съедала «текучка», далекая от решения стратегических задач развития школы. Кажется, впервые появился шанс изменить положение дел. Насколько он будет использован, покажет ближайшее будущее.
Исаак КАЛИНА, директор Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ:
– Если мы хотим обеспечить успех реформ, которые идут сегодня в образовании, мы должны найти ту ключевую фигуру, которая обеспечит повышение качества обучения, создаст условия для работы педагогического коллектива, в том числе для мотивации учителя к использованию самых современных технологий в своей повседневной деятельности. По мнению Министерства образования и науки, такой фигурой является директор школы.
В последние годы в рамках реализации федеральных целевых программ значительные средства вкладывались в информатизацию образования. В школы пришли компьютеры, школьные медиатеки пополнились новыми цифровыми образовательными ресурсами, начали широко поддерживаться учительские инициативы, направленные на активное внедрение ИКТ в образовательную практику. В то же время многие руководители образовательных учреждений оказались в стороне от процессов модернизации школы, которые обеспечивает внедрение ИКТ. Они слабо представляют себе образовательный потенциал современных информационных технологий. Не видят в них того мощного ресурса, который способен обеспечить качественное изменение образовательного процесса, создать для школы конкурентные преимущества, которые обеспечат условия для привлечения новых учителей и учеников.
Решая задачу обеспечения каждого директора школы из семи пилотных регионов проекта современным персональным компьютером с соответствующими программными инструментами и ресурсами, Минобрнауки рассматривает поставку автоматизированных рабочих мест не только как мощное средство повышения качества и культуры управленческой деятельности, но и видит в этом залог совершенствования работы всего педагогического коллектива.
Участвуя в программе «Совершенствование кадрового потенциала руководителей образования», реализуемой в рамках проекта «Информатизация системы образования», вы не просто делаете первый шаг на пути практического освоения возможностей современного персонального компьютера и интернета. Вы становитесь соучастником тех процессов, которые сделают жизнь ваших учеников в школе активнее и интереснее, обеспечат приток в ваш коллектив молодых перспективных кадров, которые позволят вашей школе ответить на вызов современного информационного общества.
Комментарии