Перед доской высокий стройный парень и пара девушек. И ведут они ни больше ни меньше как воображаемый диалог с В.И.Вернадским, точнее, по поводу его идей, мыслей, прозрений.
«Смотрите, как он похож на молодого Вернадского!» – замечает одна из учительниц, а десятиклассник самозабвенно, сложив руки на груди, уверенно и четко утверждает: ученый не мог приветствовать Интернет, IT-технологии, ведь они подменяют то, что мы изучаем… Тут же звучат возражения: «А как же огромная переписка Вернадского – сотни и сотни адресатов, да еще и картотеки, неужели он не воспользовался бы электронной почтой, программами для создания баз данных?» А ведь кое-что верно было подмечено: Вернадский подчеркивал важность полевых исследований, непосредственных наблюдений за явлениями природы, да и сам с геологическим молотком исходил немало дорог.Дискуссия разгорается, а за ней стоит и опыт чтения текстов Вернадского, и опыт исследований и проектирования в школе.Вот еще сценка: идет вебинар, в котором участвуют гимназия №1595, лицей №1553 им. В.И.Вернадского, школы №1996 и №2053. На экране слайд: нарисована тележка, в ней сидит символически изображенный наш уважаемый ученый. Над его головой – облачко с вопросом, а перед ним – три пустых прямоугольника, они его вместе с тележкой тянут за собой. Если вы знаете, над чем работал Вернадский, как вы смогли бы их заполнить, определив, что его тянет, что вместили бы в его голову?Свои версии высказывают школьники разных школ. Что же там – в голове? «Философия», – утверждают авторы задачи из гимназии №1595. «Но сам же Владимир Иванович именовал себя натуралистом, не философом», – замечает один из экспертов, а другой помогает школьникам, придумавшим это задание: «Все станет на свои места, если вы поместите туда не философию, а методологию науки». А как думаете вы, уважаемый читатель?Эти зарисовки – «включения с места событий» проекта, который мы ведем со школами Москвы и других городов России, связаны они с трудной, но весьма актуальной задачей – введением в отечественную научную традицию.Зачем это нужно? Вы, возможно, уже подумали: научить школьника исследовательской деятельности, ее нормам и подходам важно, об этом впрямую и во ФГОС прописано, а в традицию он уже как-нибудь потом и сам сможет включиться, если начнет заниматься наукой всерьез, станет членом научного сообщества. Ведь даже вузы обычно эту задачу впрямую перед собой не ставят.Мы придерживаемся иной позиции. Трудно переоценить важность освоения школьниками норм исследовательской деятельности, самостоятельного проведения экспериментов, обсуждения их результатов с учеными. Этому немало внимания уже сейчас уделяют в школах, но не менее важно помочь школьнику открыть для себя отечественную научную традицию, ценности, на которых она основывается, позиции, отстаиваемые теми, кто ее для нас олицетворяет, их методы, мировоззрение, жизненные пути и соотнести со своим, пусть и небольшим, но личным прожитым опытом. Это поможет учащимся в выборе собственного пути, в более глубоком осознании своего опыта, устремлений, в освоении исследовательской деятельности, в работе над собой, в выборе будущей профессии, в достижении предметных, метапредметных и личностных результатов ФГОС.Основную проблему мы видим в том, что в настоящее время в образовании слабо представлены знания об отечественной научной традиции и ее основоположниках, простые рассказы о прошлом тут не помогут. Чтобы разрешить эту ситуацию, необходимо двигаться в двух взаимосвязанных направлениях. С учащимися интересно обсуждать ключевые ценности отечественной научной традиции, то, как они могут быть реализованы в их проектной и исследовательской деятельности. С педагогами важно осуществить запуск образовательных проектов, специально направленных на организацию работы с традицией. Особую роль играет и привлечение современных IT-технологий, причем не только для рутинных процедур поиска информации, презентации проектов, но и для управления и организации событийности, проектирования распределенных развивающих образовательных сред, сетевых форм коммуникации.Как же устроено общее пространство проекта? Его цель – введение учащихся в творчество великих ученых, представляющих научные традиции России. Позиция ученого в России – это не только интерес к определенному явлению или объекту, это и принципы научного поиска, и требования к себе, и мировоззрение, и понимание практической значимости получаемых в исследовании знаний. Вырабатывая собственные принципы познания, принципиально важно сопоставлять их с теми, которым следовали ученые, олицетворяющие для нас российскую научную традицию. Среди них В.Вернадский – одна из наиболее ярких, всемирно известных фигур. Ему удалось создать целые науки – биогеохимию, радиогеологию и другие, основать Радиевый институт, сформировать новые направления научного поиска, актуальные и для современных исследователей. Как он думал, каким принципам следовал в своей работе? Что давало ему силы заниматься научной деятельностью даже в самых непростых условиях революции и Гражданской войны?Основной акцент проекта мы делаем на попытке понять мир В.Вернадского, разобраться в его методах работы, в его позиции. Центральная задача проекта – восстановить и понять ключевые вехи жизненного пути, его дар благодаря изучению и коллективному обсуждению с участием экспертов его текстов – фрагментов научных работ и дневника. Нам важны анализ его позиции, подход к работе и сопоставление с теми идеями научного поиска, которые осуществляются учащимися при написании проектно-исследовательских работ.Проектное пространство введения в традицию – это прежде всего сообщество людей, продолжающих российские научные традиции в данном направлении. Это сотрудники и ГЕОХИ РАН, и Комиссии по разработке научного наследия академика В.И.Вернадского, и Таврического университета им. В.М.Вернадского (Симферополь), и архива РАН, и педагогов всероссийского движения «Исследователь». Что они могут сделать для учащихся и вместе с ними?В нашем проекте найден конкретный ответ. Основной единицей содержания проекта стала подготовка интерактивной рабочей тетради «Исследуем рядом с В.И.Вернадским». Есть общий замысел тетради – она поможет учащимся старшей школы включиться в воображаемый диалог с В.Вернадским как с возможным собеседником, критиком, соратником по поводу собственных исследовательских замыслов и проектных работ. Есть технология создания тетради: в ее основу положены материалы обсуждений жизни и творчества ученого со школьниками в ходе круглых столов, вебинаров, специально организованных встреч с учеными, образовательных сессий. Есть механизмы обеспечения качества тетради: к ее разработке привлечены ведущие ученые, историки науки, исследователи жизни и творчества В.Вернадского, опытные педагоги. Важнейшая составляющая тетради – задания и вопросы, придуманные учащимися в ходе проекта, ответы на них и обсуждения. Работая с тетрадью, учащийся и педагог смогут не только ознакомиться с тем, к чему пришли его коллеги, но и предложить собственные ответы и комментарии, использовать ее в школе или при самообразовании и при желании включиться в данный проект.Вместо заключения прислушаемся к мыслям Виктории Видашовой (Саров, Нижегородская обл.). Ее проект «Комплексное изучение состояния памятника природы «Заливной луг» и возможность использования в экологическом краеведении» был представлен на XXI Чтениях им. В.И.Вернадского. Готовясь к круглому столу, Виктория, как и другие его участники, написала эссе на тему «В чем и как современная наука может следовать принципам В.И.Вернадского»: «…Я восхищаюсь тем, как самоотверженно он отдавался любимому делу, все исследования он испытывал на себе, записывал результаты, которые получал на собственном примере. Не жалел ни времени, ни сил… Сбор необходимых данных из разных источников, собственных наблюдений над жизнью природы и общества, проведение опытов, обработка их результатов – это и наши шаги на пути в науку. Обобщение было его стилем, он выстраивал и сочетал факты в форме концепции, из которой следовал прогноз. Меня это вдохновляет, стараюсь брать пример именно с него».Описанный образовательный проект называется «Введение школьников в традиции российской науки». Мы считаем, что подобная работа должна быть развернута вокруг тех ученых, которые создавали научное сообщество и закладывали стратегию развития исследований в России, как Дмитрий Менделеев, Василий Докучаев, Иван Павлов, Иван Сеченов, Николай Бернштейн. Мы приглашаем в проект новых участников: школы, педагогов, готовых создавать образовательные проекты и вести проектную деятельность учащихся.Лада АЛЕКСЕЕВА, зав. лабораторией проектных технологий в образовании МИРО;Александр ОЛЕКСЕНКО, ведущий научный сотрудник лаборатории проектных технологий в образовании МИРО
Комментарии