К сожалению, вопрос «Зачем выразительно читать?» школьники, особенно старшеклассники, все чаще и чаще с недоумением задают учителю. Достаточно знать содержание, тему, идею произведения, может быть, средства художественной выразительности… Беда нашего молодого поколения заключается в том, что чтение воспринимается прежде всего как процесс получения информации, а не как творчество.
Несмотря на то что современному человеку открыт весь мир, его личное сознание чрезвычайно сужено, так как он не ощущает себя наследником Толстого и Пушкина, Лескова и Бунина, святых Сергия Радонежского и Александра Невского. Отсюда низкая читательская культура, замена наследия прошлого телевидением и компьютером, низкопробной литературой детективного и любовного жанра, глянцевыми журналами.
Пробуждение интереса к чтению классики, воспитание эстетического вкуса к произведениям художественной литературы, их непосредственное участие в формировании личности человека – все это возможно благодаря обучению учащихся выразительному чтению художественных произведений.
При обучении школьников выразительному чтению на уроках литературы используются различные приемы: сопоставление, устное рисование, работа с иллюстрациями, выполненными разными художниками к одному и тому же литературному произведению; создание учащимися собственных иллюстраций (рисунков) и их защита; работа со словом, наводящие вопросы.
Мне бы хотелось рассказать еще об одном приеме обучения выразительному чтению на уроках литературы – защите проекта выразительного чтения художественного произведения, в частности, стихотворения.
В программе по литературе под редакцией В.Я.Коровиной в 6-м классе есть тема «Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. Я.П.Полонский, Е.А. Баратынский, А.К.Толстой и другие». Захотелось взять что-то необычное, чем-то удивить ребят, чтобы они поняли до конца всю значимость выразительного чтения литературного произведения. Так возникла идея проекта: каждый ученик предлагает свой собственный вариант выразительного прочтения стихотворения и при этом доказывает свою правоту, то есть защищает свой проект. Шестиклассникам в качестве домашнего задания было предложено выбрать стихотворение поэта XIX века, самостоятельно, без помощи учителя, подготовить выразительное чтение произведения и записать свои мысли, касающиеся выразительного прочтения стихотворения.
Хочется сделать оговорку. До защиты проекта с шестиклассниками велась подготовительная работа по формированию навыков выразительного чтения. Особое внимание уделялось анализу стихотворения (его темы, идеи, композиции, лирического героя, художественно-изобразительных средств), велась беседа с классом о выборе правильной интонации, логических пауз, ударений, выявлялось собственное восприятие учениками содержания прочитанного текста. На уроках литературы каждый учащийся побывал в роли артиста, чтеца, остальные ребята, как строгое жюри, оценивали чтение учителя. При этом спорили, доказывали свое мнение, слушали образцовое чтение учителя.
Ученики создавали собственные иллюстрации (пояснительные рисунки) к тексту. На внеклассных литературных мероприятиях, например во время поэтического вечера «Зимняя сказка», учащиеся исполняли стихи о зимней природе поэтов XIX века под музыку Вивальди «Зима», Чайковского «Времена года» (фрагменты), использовались также картины о природе Ромадина. Все это в целом способствовало эстетическому восприятию произведений искусства, дало возможность сравнить изображение природы кистью художника, музыкой композитора и словом поэта, пробудило образное мышление у ребят, что в свою очередь привело к удачному (правильному) выразительному прочтению стихотворения.
После такой комплексной подготовки к выразительному чтению стихотворений ребята создали свои проекты. Вот что написали шестиклассники.
Катя Горячева, ученица 6-го «А» класса, «Проект выразительного чтения стихотворения И.С.Никитина «Встреча зимы»:
«На мой взгляд, это стихотворение о зиме, о ее самом начале. Это доказывают строчки «Ночь прошла. Рассвело. Воздух легок и чист». При такой погоде хочется выскочить на улицу и вдохнуть чистый, но холодный воздух. Поэтому этот фрагмент стихотворения нужно читать с предвкушением чего-то радостного и прекрасного… Интонация соответственно повышается, логически выделяются слова о зиме. Я думаю, что этим стихотворением автор хотел высказать не только мысли и чувства лирического героя, но и настроение природы, ведь настроение бывает не только у человека, оно может меняться. В первой части настроение у природы грустное, поэтому и интонация замедленная, голос понижается («Плакал сумрачный лес, туман облаками вставал, дождь в стекла окон стучал»). Во второй части настроение у природы внезапно меняется («На осеннюю грязь начал падать снежок, воздух легок и чист, смотрит весело лес из-под темных кудрей»), наступила прекрасная зимняя пора. Интонация уже совсем другая, ритм убыстряется, голос повышается. Поэтому это стихотворение нужно читать с переменчивым настроением, учитывая знаки препинания, значения слов и предложений».
Саша Чижов, ученик 6-го «А» класса, «Проект выразительного чтения стихотворения Я.П.Полонского «Посмотри – какая мгла…»:
«Это стихотворение нужно читать замедленным темпом, соблюдая мелодику, паузы и логические ударения. Я.П.Полонский в своем произведении рассказывает нам о ночной природе возле озера. При чтении текста у меня возникло несколько настроений: бодрое – в первых строчках, тревожное – тоже вначале, затем мирное, загадочное на протяжении всего стихотворения, и в самом конце этого произведения передается печаль автора».
Дима Горюнов, ученик 6-го «А» класса, выбрал то же стихотворение, что и Саша Чижов. Получилось интересное сравнение мыслей мальчиков. Дима пишет:
«В стихотворении Я.П.Полонского «Посмотри – какая мгла…» в первых двух строчках просто повествуется о мгле, которая расстелилась в долине. В последующих трех строчках увеличивается скорость чтения, а в конце пятой строчки интонация понижается так же, как и скорость чтения, переходит в нормальный ритм. В седьмой и восьмой строчках интонация повышается, но в девятой голос понижается (опускается), так как автор выражает сочувствие месяцу, который ходит без приюта. Дальше повествуется спокойным тоном про быт месяца. Поэт даже сравнивает его свет с фосфором, который сверкает в темноте ночи. Мне очень понравилось это стихотворение, и, может быть, я когда-нибудь напишу подобное».
Наташа Козырева, ученица 6-го «А» класса, «Проект выразительного чтения стихотворения Е.А.Баратынского «Чудный град порой сольется из летучих облаков»:
«По моему мнению, это стихотворение проникнуто ликующим, веселым настроением. Я думаю так потому, что в этом произведении Баратынский высказывает свои мысли в «веселом образе», ликуя о возможности показать поэта как олицетворение того, кто показывает всю красоту жизни и умеет во всем находить хорошее. Я считаю, что в этом стихотворении в первом четверостишии более низкая интонация, чем во втором. Во втором же интонация более высокая, так как поэт повествует нам о торжественности поэтического момента».
Даша Жукова, ученица 6-го «А» класса, «Проект выразительного чтения стихотворения Я.П.Полонского «По горам две хмурых тучи…»:
«Первые четыре строчки – это как бы вступление, шаг к главному явлению, событию, описанному в стихотворении. Поэтому их следует читать без особого напряжения, спокойно (можно даже напевно). И вот действие развивается, уже появляется напряженность, хмурость, следовательно, следующие четыре строчки читать нужно беспокойно и серьезно. В этой «части» особенно нужно выделить интонацией первую строчку, а последнюю – понижением голоса. В следующих двух строчках – последствия столкновения туч, и особенно важно выделить слова: гром, эхо. Далее еще четыре строчки – уже более спокойные, накал спадает, в них автор выражает свое отношение. Обязательно выделяем интонацией слова «таким протяжным стоном, так вздохнула». А окончание – последние две строчки – играет очень важную роль для всего стихотворения. И его нужно прочитать по-особому, чтобы все поняли, что это конец, что под этим явлением точка уже поставлена. Поэтому каждое слово надо выделить паузой, а последнюю строчку читать замедленно».
Шестиклассники не только описывали словами, как правильно, выразительно читать стихи, но и нарисовали пояснительные рисунки к тексту, что развивает образное, креативное мышление у ребят.
Конечно, не всем ученикам удалось удачно описать свой вариант выразительного прочтения стихотворения. Некоторые ребята просто рассказали, о чем повествуется в стихотворении, что хотел сказать автор, выразили свое отношение к произведению. И это уже радует. Значит, шестиклассники чувствуют выразительность текста, и не за горами то время, когда они вплотную приступят к характеристике интонации, ритма, логических пауз и ударений. Может быть, многим покажутся слишком серьезными определения – «проект выразительного чтения стихотворения», «защита проекта». Не все согласятся с суждениями ребят и их вариантом выразительного прочтения текста… Но, на мой взгляд, важно и ценно то, что школьники находятся в постоянном творческом поиске, им хочется почувствовать всю прелесть и красоту поэтического слова, ощутить талант художника слова и наконец самим писать, попытаться создать стихи, творить… А это значит, что обязательно нужно обучать школьников выразительному чтению художественных произведений. И тогда чтение станет творческим процессом и не возникнет вопроса: «Зачем выразительно читать?»
Татьяна ШИЛОВА, учитель русского языка и литературы Оленинской средней школы Тверской области
Комментарии