search
main
0

Зачем везти в столицу камни?

– Куда мы попали?! Да тут просто сказка! – услышала я чей-то восхищенный голос. Мне и самой на пороге 1317-й московской школы пришли в голову подобные мысли. Просторный холл с зеркалами, уютные маленькие раздевалки – комнаты для каждого класса, идеальная чистота, изысканный дизайн, зеленые уголки, мягкая мебель, ковры… Все сразу же располагало к душевному комфорту.

А уж что и говорить о радушии и приветливости хозяев во главе с обаятельным директором Константином Владимировичем Петровым! Недаром у кого-то из конкурсантов вырвалось: «Вот бы и нам пожить в таких условиях». Но увы! Ни в одной из школ, как признались все восемь учителей из различных регионов, таких «апартаментов» в наличии пока нет. Да и о компьютерах, телевизорах и прочих технических и наглядных средствах обучения в каждом классе им тоже пока приходится только мечтать. Но работают наши подвижники и еще умудряются брать такие высоты, как конкурс.

Злынковская школа, которую представлял Сергей МАРУХЛЕНКО в номинации «Здоровьесберегающие технологии», находится в Брянской области. Пятьсот ее ребятишек живут, как и все взрослые, в зоне активного загрязнения. Что может сделать в этих условиях преподаватель химии Марухленко? Нет, не случайно он мечтает, чтобы его ученики в будущем стали экологами. Многие понимают важность этой проблемы, считают, что учитель на уроке должен постоянно заботиться о здоровье детей.

Стройную систему работы в этом направлении представила учительница начальных классов из Краснодарского края Галина ШЕВЧЕНКО. За своими питомцами она начинает следить буквально с первых шагов. Благо сделать это нетрудно, поскольку живет Галина Валерьевна в станице, где все ребята на виду. На каждого своего будущего ученика молодая учительница заводит индивидуальную карту развития. В ней и особенности характера отражены, и состояние здоровья. Чтобы лучше узнать детей, педагог предпочитает знакомиться с семьями не в домашней или школьной обстановке. Галина уводит мам и пап вместе с их чадами в горы. А уж там за три-четыре дня у костра, в походе, на рыбалке так полно и неожиданно раскрываются характеры. А как без такого полного знакомства можно обеспечить индивидуальный подход к ученику? Учить каждого, ориентировать свои уроки на бойкого Петю или задумчивую Свету непросто. Но Шевченко это удается. Как и удается воплощать в жизнь все обозначенные ею принципы работы по сохранению здоровья питомцев.

– Сначала в первые годы я думала, что главное дать ребятам знания, – призналась Галина Валерьевна. – А потом поняла, здоровье-то важнее. Вот тут и началась работа над собою. Как сделать, чтобы мои уроки не наносили ущерба здоровью? Удалось пока немного, но радует одно: мои детишки болеют меньше и реже, чем в других школах.

Нет, Галина Шевченко не «изобрела велисопед», не создала особой технологии по сбережению здоровья у своих подопечных. Просто она придерживается определенной системы в своей работе. Кроме индивидуального подхода, это и посильная нагрузка для каждого ребенка, и обязательная двигательная активность на занятиях, и создание доброжелательной, психологически благоприятной среды. Ребенку должно быть комфортно – это одно из правил неутомимой в поисках молодой учительницы. Учение с увлечением благоприятно влияет на здоровье. А заинтересовать детей Галина умеет.

На уроке в третьем классе юные москвичи с первых же минут стали азартно обсуждать, что означают их имена. Тема урока довольно увлекательна: «Имена и прозвища Древней Руси». Удалось ребятам поработать и «бегунками» и «глазастиками». Думаю, что в таком умении сделать учебу для малышей посильным, радостным трудом и кроется основной секрет успеха Галины Шевченко.

Обучать, не разрушая здоровья, – задача непростая. Недаром все учителя одним из основных условий своей деятельности называли индивидуальный подход. Их мнение единодушно. Ученику в любом возрасте должно быть интересно и легко учиться. Для этого необходимо разнообразить формы проведения урока.

Учительница химии Светлана ЛУКЬЯНОВА предложила девятиклассникам при изучении темы «Строение атома» поработать в динамических парах. Надо отметить, что коллективный способ обучения – это «любимый конек» учительницы из Канаша (недаром ее опыт обобщен Чувашским институтом усовершенствования учителей. Уроки химии в первой школе Канаша для многих ребят самые любимые).

Означает ли это, что каждый учитель, влюбивший в своей предмет ребят, разработал особую технологию сохранения их здоровья? Нет, конечно. Но то, что его вклад в душевное, нравственное здоровье школьников весом, несомненно.

Об открытиях и представлениях особых технологий здоровьесбережения в этой номинации, к сожалению, говорить не приходится. Хотя ведь они есть и успешно используются в школах. В Ставрополье, Удмуртии, Москве есть учреждения, работающие по системе сбережения здоровья по Базарному. Доктор наук Владимир Филиппович Базарный – создатель уникальных технологий, позволяющих сохранять детское здоровье. Увы! На конкурсе они не появились.

На мой взгляд, наиболее точно попал в цель на своем показательном уроке преподаватель профессионального училища из города Иваново Валерий ГРИШИН. В столицу он приехал с неподъемными сумками. А в них – галька, камушки, песок, доски с палочками. Когда в спортзале он все это выложил в ряд, то получилась длинная тропа здоровья. И десятиклассники с удовольствием штурмовали ее. Вообще таких уникальных приспособлений для совершенствования физического здоровья у Валерия Владимировича немало. Их можно уже успешно тиражировать. Неистощим на выдумки ивановский мастер своего дела. Так, урок, посвященный технике волейбола, стал запоминающимся, ярким событием для ребят. Физические упражнения обязательно включали элемент азарта: «А я тоже так хочу!». И обязательная радость: «Ура! Получается!» Учитель будто и незаметен на уроке. Настолько полно видны ребята, характер каждого, что кажется, это происходит само собою, естественно, гармонично. Вот Валерий тихо спрашивает ребят: «А вам, что, пальцы тренировать не нужно? А мне надо». И тут же начинает отжиматься. Это при том, что по условиям игры выполняла это упражнение проигравшая команда. Ну а те, кто выиграл, стояли и наслаждались победой. Но продолжалось это всего несколько секунд до той фразы. А потом победители последовали примеру учителя.

Конечно, название номинации ко многому обязывало наших уважаемых конкурсантов. И жюри, и все присутствовавшие на уроках ждали, как всегда, открытий. Хотелось бы увидеть на всех уроках эти самые «здоровьесберегающие технологии». Но увы! Мы все надеялись на чудо, но чуда не произошло. Конкурсанты в большинстве своем давали обычные уроки, на которых знания были приоритетны. Они опять же демонстрировали, как педагоги хорошо умеют обучать. А вот как при этом они умеют еще сохранять здоровье ребят, какие технологии следует применять? Вопрос пока остается открытым.

Думаю, во многом тут есть недоработки методистов. Ведь кому, как не им, следует находить, предлагать эти технологии учителям, чтобы те претворяли их в жизнь. Интересный факт. В дни конкурса в РИПКРО как раз проходил семинар для заведующих районными и городскими методкабинетами. Может, стоило организаторам конкурса провести для них «круглый стол» или встречу с участниками? Интересный, на мой взгляд, мог получиться разговор.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте