В столице на всех уровнях широко обсуждаются вопросы обеспечения качества образования. Качество образования зависит от качества преподавания предмета, а значит, от профессионализма учителя. С 2015 года МЦКО дает возможность любому учителю проверить уровень знаний преподаваемого предмета на базе Центра независимой диагностики (ЦНД): учитель может пройти диагностику, которая организована в полном соответствии с порядком проведения ЕГЭ (ведется видеонаблюдение, предусмотрены специализированные места для хранения вещей, запрещено использование средств связи, выдаются пакеты с индивидуальными измерительными материалами и бланками). Да и на выполнение заданий выделяется ровно столько времени, сколько отводится на реальных экзаменах. В итоге учитель получает сертификат с результатами тестирования и может увидеть свои успехи и дефициты.
Казалось бы, хороший способ определить свой уровень и продемонстрировать коллегам, администрации школы, а главное – ученикам высокие результаты прохождения ЕГЭ. Скажем прямо, что не все учителя идут попробовать сдать ЕГЭ с большим энтузиазмом. В сознании части педагогов не укладывается: как так – я, учитель, прошедший аттестацию на высшую категорию, получивший блестящее образование в педагогическом вузе, освоивший целый ряд программ курсов повышения квалификации, имеющий внушительный стаж работы и отраслевые награды, пойду сдавать ЕГЭ. Почему я что-то кому-то должен доказывать? Кому это нужно? Зачем это нужно?Вместе с учителями мы попытались разобраться в вопросе. Большинство из них высказывали мнение о том, что такое тестирование возлагает огромную ответственность перед своими же коллегами, учениками, родителями. Поэтому и возникает эта учительская неуверенность в собственных силах: а вдруг не справлюсь, а вдруг администрация посмотрит на мой результат и сочтет его низким, а вдруг невысокий результат негативно повлияет на педагогическую карьеру? И здесь большое поле для деятельности заместителя по управлению качеством образования. Развитие культуры независимой оценки предполагает серьезную работу с учителями. Особый случай, если учитель давно не работал в старших классах и не имеет практики решения заданий ЕГЭ в полном объеме. Возникает резонный вопрос: а почему даже не пробовал? Значит, такой учитель, работая в пятых или шестых классах, не знает, какой результат дети должны будут продемонстрировать на ЕГЭ, какие темы вошли в кодификатор элементов содержания, какие особенности в формулировках заданий. Это повод для серьезной работы именно с таким педагогом. Надо сделать так, чтобы все понимали зону своей ответственности за результат будущих выпускников и обеспечивали на своем уровне максимальный вклад. И тогда прохождение ЕГЭ станет отправной точкой в осознании учителем роли в достижении конечного результата обучения и началом самосовершенствования. Заместителю по управлению качеством образования нельзя упускать из виду, какие сдвиги произошли в работе учителя после «сдачи ЕГЭ», фиксировать изменения в организации урока, в методике и технике преподавания. Такая работа способствует формированию культуры объективной ответственности каждого учителя за совместную работу, за реализацию общих задач образовательной деятельности, за принятие совместных решений. Учителя многих школ приходят в ЦНД методическими объединениями в полном составе. И это их правильное решение. Конечно, ощущение единства коллектива, корпоративный дух создают позитивную рабочую атмосферу. А потом будет возможность обдумать свои ошибки, проанализировать, были ли допущены подобные ошибки и у выпускников. Здоровая конкуренция прежде всего с самим собой побуждает педагогов проходить диагностику повторно, стимулирует профессиональное самосовершенствование и самообразование учителя. Если кто-то написал работу на 100 баллов, то почему я не могу? Бывает, что выпускники показывают высокие результаты на ЕГЭ, и учитель прикрывается этими результатами, гордо считая себя неприкосновенным. Однако на поверку выходит, что учитель не справляется с большой частью заданий ЕГЭ. А результаты выпускников – это заслуга их талантливых репетиторов и родителей, оплативших дополнительные занятия. Поэтому задача школы – обеспечить качественное преподавание всех предметов, не давать возможности откровенно халтурить и перекладывать ответственность за качественную подготовку к ЕГЭ на родителей. И учительский ЕГЭ помогает показать родителям, что их педагог может очень хорошо делать сам то, чему учит ребят. И тогда репетиторы, оказывается, нужны не ребенку, а больше родителям для самоуспокоения, что они сделали все, что могли, для своего ребенка. Каждый учитель, который принимал участие в тестировании, мог ознакомиться с полным пакетом материалов, распределить силы и время на различные виды заданий, разобраться в причинах неудач своих учеников и вывести формулу успеха, а в дальнейшем сравнить свои результаты с результатами учеников. Учителя, побывавшие в роли ученика, сдающего ЕГЭ, получают интересный опыт. Он поможет учесть все нюансы, с которыми сталкиваются наши дети, тщательнее организовать работу по психологической подготовке учащихся к ЕГЭ. Пройдя через испытание, учителя понимают, что во время экзамена ученик может легко потерять ход мыслей и концентрацию внимания даже от небольшого шума. Совсем иначе осознается работа организатора в аудитории, важность соблюдения всех требований инструкций к процедуре проведения экзамена. Опыт сдачи ЕГЭ поможет сформировать команду профессионалов, единомышленников, которые могут совместно каждый на своем уровне сопровождать выпускников при подготовке к государственной итоговой аттестации.Тогда ни обучающийся, ни учитель не будут испытывать страх перед предстоящими экзаменами, будут двигаться к единой цели. Такая команда является основой успеха образовательной организации в целом!Василий ЛЕВЧЕНКО, председатель Ассоциации по управлению качеством образования, директор школы №1206; Нелли АЗЫМОВА, член Ассоциации по управлению качеством образования, заместитель директора школы №1362
Комментарии