search
main
0

Зачем театр полиграфисту?

Такой вопрос невольно появился после яркого талантливого студенческого спектакля полиграфического колледжа №56, завоевавшего Гран-при в театральном жанре конкурса «Творчество молодых», проведенного Домом научно-технического и художественного творчества обучающихся и студентов среднего профессионального образования Департамента образования города Москвы. Спектакль по пьесе Евгения Шварца «Тень» в постановке руководителя студенческого театрального коллектива Александра Горохова стал не просто победителем этого конкурса, а своеобразным лидером творческого движения студенческих театров профессиональных колледжей.

В самом деле, зачем театр студентам-полиграфистам, сыгравшим главные роли в спектакле «Тень», – будущей верстальщице Виктории Никишовой, будущим печатникам Джангиру Алояну и Артему Ерицяну? Зачем театр студентам московских колледжей №№7, 15, 21, 26, 27, 31, 34, 37, 39, 56 – будущим столярам, строителям, сварщикам, автомеханикам, технологам, поварам, кондитерам, которые играли Фонвизина, Островского, Чехова, Шукшина, Вампилова на конкурсной театральной сцене?«Театр нужен каждому человеку вне зависимости от профессий и специальностей, – убежден педагог дополнительного образования полиграфического колледжа №56 Александр Горохов, – ведь театр обращен не к сварщику или автомеханику, а к человеку, это университет формирования человеческой души. Прошел через театр – получил социальный иммунитет, приобщение к искусству, закалку продуктивным общением и творчеством».Александр Горохов – профессиональный режиссер, обладающий педагогической харизмой, поэтому вокруг него образуется энергетическое пространство захватывающей творческой жизни. Он так заразительно ставит задачи действия юным актерам, так потрясающе интересно и просто рассказывает о сложных и тонких материях добра и зла в известной пьесе Евгения Шварца, с помощью минимальных световых акцентов создает игру теней, делает живым пространство сцены, так заряжает энергией действия, показывает и подсказывает, уточняет мизансцены, прибегает к пластическим приемам создания выразительного сценического образа, что невольно хочется принять участие во всем этом действе.Искренне хочется согласиться с талантливым театральным педагогом, что театральная драматургия – это хрестоматия психологии человеческих отношений, энциклопедия моделей социальных ситуаций, в которых ответы на вопросы в сценической интерпретации пьесы и роли открыты каждому. В реальной ситуации сценического действия, в предлагаемых обстоятельствах ролей Гамлета или Ромео, Митрофанушки или Хлестакова юношество учится взаимодействовать, приобретает новый опыт, преодолевает страх публичности, развивает вкус, переживает личностный успех и событийную радость общения, повышает самооценку, рефлексирует.Идет репетиция спектакля «Тень». Выстраивается выгородка из традиционных черных кубов, выставляется свет, проверяется фонограмма. На сцене – студенты, которые не проходили конкурсный актерский отбор, а просто учатся в этом колледже на верстальщиков, печатников. Они пришли в театр, потому что им интересно познать себя и свои возможности в коллективном театральном творчестве. Ребята сосредоточенно повторяют текст, подправляют бело-черный грим (для игры света и тени), поправляют театральные костюмы (черные брюки и черные водолазки). Наконец все готовы, начали. Звучит фонограмма, свет, открывается занавес. Выход актеров. Первая мизансцена. Монолог героини. Ответная реплика. Точечно меняется освещение. Черный костюм актера сливается с черным кубом. Вскрик героини, и в сценической тишине зависает неточная реплика. Стоп! Пауза! На сцену буквально взлетает режиссер, горячо уточняет, широко разворачивается, ярко показывает! Ребята замерли вокруг, затаив дыхание, зачарованно смотрят, слушают, с пониманием кивают. Не все получается у актеров, показ режиссера значительно убедительнее. Ох, не сложную ли пьесу взяли? Может, надо было выбрать что-нибудь попроще? Ведь молодежь нынче не та, и не достать ли котурны, чтобы юная полиграфическая поросль дотянулась до сложной философии вопросов конфликта света и тени человеческого духа? Нет! Азартный педагог неукротимо верит в великую силу искусства, считая, что только сложный сценический репертуар может способствовать развитию личностного потенциала. Без попсового упрощения, без скидок на поколение «Фабрики звезд» по-настоящему остро поставленные вопросы о любви, предательстве, ответственности заставят молодежь самостоятельно искать ответы. Режиссер ни на минуту не сомневается, что начинающие актеры точно поймут и передадут нюансы идеи Шварца, решат режиссерскую сверхзадачу и, самое главное, откроют для себя настоящий смысл творчества, обогащающего человеческую жизнь.«Нет положительных и отрицательных ролей в нашем спектакле, – размышляет Джангир Алоян, сыгравший в спектакле роль Тени. – Впрочем, нет деления на хороших и плохих людей, черных и белых, своих и чужих. Просто есть человек перед лицом добра и зла. И сам человек определяет свой выбор. Человек – это он сам или его тень».Виктория Никишова рассказывает о своем дебюте, театр открыл ей чудо замирающей тишины зрительного зала, когда было слышно, как колотится от волнения сердце, а зал замер в напряжении зрительского внимания к действию. Гром аплодисментов вернул исполнительницу главной роли из плена сценического волнения к признанию, принятию спектакля зрителями: «Потрясенные преподаватели, родители, однокурсники говорили о своих впечатлениях, а у меня возникло чувство, будто до этого момента я не жила, а только готовилась. Оказалось, что с театром острее взор, интереснее круг общения, активнее чтение, походы по выставкам, музеям. Я чувствую, что у меня выросли крылья за спиной! Вот что такое для меня театр!»Выходит, затем нужен этим будущим полиграфистам театр – вечный прекрасный спутник воспитания юношества! Верно и точно гоголевское определение театра – «кафедра, с которой можно сказать много миру добра».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте