На вопросы нашего корреспондента отвечает председатель правления Международного общественного фонда содействия экономическому и социальному развитию коренных народов Севера, профессор, руководитель кафедры североведения Кольского филиала Петрозаводского государственного университета профессор Павел ЗАЙДФУДИМ.
– Павел Хаскельевич, в последнее время вы стали идеологом ТЕХНОЭКОПОЛИСОВ – новой модели развития регионов. Где уже удалось на практике создать такую модель?
– В качестве полигона для испытаний и апробирования новой модели экономического развития (техноэкополиса) выбран район Комсомольск-на-Амуре – Амурск – Солнечный, по которому разработана инновационная программа “Техноэкополис КАС”, включенная в состав Федеральной целевой программы “Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья в 1996-2005 годы”. Она утверждена постановлением правительства и имеет статус президентской программы. Такая же комплексная программа развития готовится для города нефтяников Стрежевого, что на севере Томской области. И надо подчеркнуть, что в этих программах первостепенное внимание уделено образованию, подготовке местных специалистов.
– А может ли грозить нечто подобное северным, заполярным регионам хотя бы потому, что техноэкополисы, по вашему мнению, могут стать катализатором “инвестиционного бума” в этих территориях? Именно такие перемены скорее всего намечаются в Ненецком автономном округе.
– Несмотря на многие преимущества, скажем, наш дальневосточный техноэкополис создавался на депрессивной территории. Но точка роста в факторе регионального развития закладывалась здесь на принципиально новой базе, не просто бездумного потребления ресурсов, а с совершенно новым подходом, когда наука, производство, подготовка специалистов ведут к возможности создания такой триады устойчивого развития: экономика – эффективна, экология – безопасна и при всем том еще достаточный уровень социального комфорта. Для создания техноэкополиса существуют глубокие объективные предпосылки. А также положительные и отрицательные примеры. Из последних – это Ямало-Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский… В целом опыт Западно-Сибирского топливно-энергетического комплекса. То, что там сделано позитивного, перечеркивается влиянием добывающего фактора. Эта экологическая беда привела в итоге к экологической катастрофе. В Ненецком автономном округе – другая картина: и опыт, и собственный фактор экологического развития, внимание ученых к краю, подготовка своих специалистов, возможность комплексного подхода в разработке ресурсов, возможность получения благ для округа за счет добычи полезных ископаемых. Все это может подвести к созданию эффективной программы использования местных ресурсов и возникновению полновесного северного техноЭКОЛОГИЧЕСКОГО полиса. Этот акцент я сделал не случайно, поскольку подразумевается при этом и уровень качества среды.
– Скажите, а вы исходите из того, что здесь живут люди, или из того, что здесь должны жить люди?
– Хороший вопрос. Я прежде всего исхожу из того, что здесь живут люди. Независимо от того, есть ли здесь нефть и газовый конденсат, здесь всегда жили и будут жить люди. И коренное население, и пришлое еще со времен Пустозерска. Я всегда сторонник создания социально-экологического механизма для людей, которые здесь живут. А поскольку есть перспективы устойчивого развития, тем более с учетом опыта живущих в округе, развивать его надо не только за счет нефти и других ископаемых. Я имею в виду традиционное хозяйство, которое присуще северным территориям. И оленеводство, и рыболовство, и охоту, и собирательство, и народные промыслы, и комплексную переработку ресурсов, которые здесь есть. Вплоть до использования возможностей уникального северного туризма, который активно развит во всех арктических территориях мира.
– В ваших рекомендациях по стимулированию формирования и развития ТЭП очень велика роль государства. Это важно?
– Принципиально. Там заложены факторы северной политики в целом. В любой программе, касающейся Севера, позиция государства должна быть лидирующей. В совокупности от Мурманска до Сахалина все 30 субъектов Федерации, как бы они ни были сейчас развиты, – это наш стратегический ресурс, национальная безопасность. Это геополитика. В ЦРУ есть карта информационной сетки (сферы) Земли: в ней огромная “дыра” там, где наша Сибирь и Арктика. Эти пространства пока не подконтрольны транснациональным корпорациям, что является препятствием к овладению планетой в целом. Поэтому по отношению к нашему Северу роль государства должна быть безукоризненной, четко выраженной, конкретной. Эти территории дают порядка 70% только валютных поступлений в бюджет страны.
– А как важна подготовка местных специалистов? Для Ненецкого автономного округа это пока еще больной вопрос.
– Мы не случайно в Заполярье в Апатитах создали кафедру североведения Кольского филиала Петрозаводского государственного университета. Мне посчастливилось руководить этой кафедрой. А вообще Апатиты – это база Кольского центра РАН. Из 13 институтов, которые находятся в этом центре, 12 расположены в Апатитах. Уникальный пример такого сосредоточения специалистов, которые в комплексе изучают проблемы российского Севера. В этом году состоялся первый выпуск нашего филиала. Среди молодых специалистов есть немало из Ненецкого округа. Удивительно, но факт: очень много дипломированных педагогов возвращаются не только в Нарьян-Мар, но в села и поселки округа и из других вузов Северо-Запада, многих российских городов. После второго выпуска нашего филиала мы сможем стать первым в России государственным Арктическим университетом. И тогда в Нарьян-Маре обязательно будет его филиал. Чем не научная и образовательная база для будущего техноэкополиса?
– Еще одно из ваших условий такого движения вперед – это большая финансовая свобода, инициативность, самостоятельность местной власти. Как всего этого достичь? Наверное, только поднятие одного образовательного ценза будет для этого недостаточно?
– Да, образованность и наличие нефти в округе – факторы очень важные, но всех проблем они не решат. Нужны законы, структуры, воспитание населения, бизнесменов, нужно оптимальное взаимодействие в движении, с одной стороны, к правовому государству, с другой – к гражданскому обществу. Государство должно стимулировать рыночные институты, взаимодействовать с ними, и тогда появляется фактор финансовой свободы. И не той, которая позволяет частному капиталу выжимать сверхприбыли из ресурсов округа, а которая “не забывает” об экологии и людях. На Севере нельзя жить плохо. Не случайно на Аляске самый высокий уровень жизни в США, самая высокая зарплата. Наличие финансовой свободы – это сознательная работа администрации округа по стимулированию такой деятельности, созданию такой жизни.
– А глава администрации, скажем, Ненецкого автономного округа готов к такой деятельности?
– Думаю, что да. За последние пять лет Владимир Яковлевич Бутов очень изменился – заметно вырос как руководитель. Сейчас он человек в высшей степени сориентированный на положительные инновации. Я наблюдал, как он принимал специалистов-медиков, как велико его желание и понимание этой проблемы для округа, в создании современной медицинской базы. Сколько сил и желания он прикладывает для развития в округе образования! В любом селе и поселке учителя получают зарплату день в день. Этим летом многие из них побывали на отдыхе за пределами округа.
Экономический бум – это не стихия, которая должна охватить округ. И это он тоже понимает.
– И последний вопрос, Павел Хаскельевич: цель вашего нынешнего приезда в Нарьян-Мар?
– Продолжить работу с администрацией округа по разработке комплексной программы перспективного развития территории. Аналитики изучили большое количество различных документов, материалов для создания комплексного мониторинга. Выделены проблемы округа, предложены механизмы их решения. В конце сентября в Москве прошел семинар. В Нарьян-Маре проведем организационно-деятельностную игру с приглашением специалистов. После этого проект нашей программы мы предложим для широкого обсуждения. Так что ее разработка и утверждение будет и общественным делом.
Юрий МИХАЙЛОВ
Нарьян-Мар
Комментарии