Чтобы ответить на этот вопрос, воронежские мамы и папы сами решили выступить в роли ведущих
Всем известно, как сильно родители «любят» ходить на родительские собрания. Привычный формат – часовая (бывает больше) интерактивная лекция с элементами нотации, а иногда и ролевых игр «учитель – ученик», при этом роль учителя традиционно выполняет классный руководитель, а родители-«ученики» внимают ему с плохо скрываемой тахикардией, особенно когда речь заходит об их ребенке. Основных тем на собрании три: дисциплина и ее нарушители, успеваемость и лентяи-двоечники, а также третье – сколько сдавать денег.
Эта шаблонная и привычная для многих схема меняется очень редко. Однако в последнее время все чаще появляются высказывания, в том числе и самих классных руководителей, что с родительским собранием надо что-то делать. Особенно с учетом того, что родители сейчас позиционируются везде как обязательные участники учебно-воспитательного процесса (даже если сами они об этом еще не догадываются). Ведь воспитание ребенка – это как раз тот особый случай, когда незнание не освобождает от ответственности: родили – надо воспитывать, и при этом хорошо бы знать, как и зачем это делать.
Оказывается, именно родительское собрание может помочь найти правильные ответы на эти суперважные вопросы. Правда, организовывать его надо по-другому: вести такое собрание станут сами родители, и темы для обсуждения они выберут свои. Например, такие: «Как я, мама или папа, могу влиять на эмоциональный интеллект моего ребенка и что могу сделать для его формирования?», «Нужно ли в наше время говорить с подростком о сексе?», «Как научить ребенка отказывать и говорить «нет»?».
Эти и еще более 20 самых острых, сложных, порой неожиданных вопросов (а значит, и тем к обсуждению) предложили родители-воронежцы на пятом городском родительском форуме, организованном автономной некоммерческой организацией «Молодежный институт социальных программ». Гостеприимной площадкой для форума стала воронежская школа №102, финансировал проект Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области, а участников собралось 350 человек – в основном мамы и папы, но были и бабушки с дедушками. Форум проходил в несколько этапов: пленарное заседание, затем перерыв на кофе, общение с партнерами форума и десять практико-ориентированных полуторачасовых мастер-классов. Родители потом от души благодарили организаторов за то, каких интересных и знающих экспертов им представили. Во время завершающей панельной дискуссии все родители получили возможность пообщаться сразу со всеми экспертами, независимо от того, на каком мастер-классе присутствовали. Вопросов накопилось очень много.
Рассказывает Наталия Киреченкова, автор проекта, директор автономной некоммерческой организации «Молодежный институт социальных программ»:
– Я проводила с родителями психологическое упражнение, которое назвала «Модель выпускника». Представьте себе, что ваш сын или дочь, достигнув 18‑летнего возраста, приходят к вам и говорят, что выросли и что уезжают, например, в Москву, Санкт-Петербург или даже в Швейцарию, а может, просто из родного села в областной центр. Главное в том, что он или она собираются уехать из дома и скоро в их жизни рядом не окажется ни мамы, ни папы, ни домашнего комфорта. А теперь, уважаемые родители, – обращалась я к своим слушателям, – давайте попробуем написать, что на ваш взгляд должен знать, уметь, понимать и чувствовать 18‑летний человек на момент вылета из вашего родительского гнезда? Другими словами, давайте определим, каким должен быть «фундамент» в человеке, на который он потом будет опираться всю свою жизнь, чтобы стать в итоге счастливым и успешным.
По словам Наталии Сергеевны, все родители едины в этом желании – видеть своих детей счастливыми и успешными. При этом они четко разделяют два понятия: «Счастье – это про одно, а успех – про другое. Можно иметь одно и не иметь другого, но всегда хочется, чтобы были оба». Ведь по большому счету задача родителя как раз в том и состоит, чтобы подготовить ребенка к самостоятельной жизни, чтобы в свои 18 лет он взлетел, а не поплелся и не спрятался на диване, прикрывшись смартфоном.
Наталия Киреченкова продолжает:
– Взлетел – это не про успехи, а про готовность жить самому. В итоге у нас получился очень интересный список качеств, из которого ясно, что зачастую не так важны знания, как формирование в ребенке стремления к развитию. Если оно есть, он сам начнет добывать и знания, и умения. Но наш идеальный выпускник с его идеальными качествами – это как путеводная звезда. Что бы мы ни делали, этот идеал мы держим у себя в голове и всегда его сканируем и спрашиваем себя. Например: «Когда я его сейчас наказываю или хвалю, что из этого списка я в нем формирую, какое качество?» Вот о чем должен думать родитель. А мы, к сожалению, воспитываем детей сиюминутно: вспух прыщ – надо лечить! Нет прыщей – ну и прекрасно! И получается, что ребенок в итоге ничего не хочет, кроме как лежать на диване, и порой даже компьютерные игры не отвлекают его от этого занятия. Но почему так произошло? Что делать, чтобы так не происходило?
В процессе составления «модели выпускника» у родителей возникло слишком много вопросов – гораздо больше, чем ожидали организаторы, и это нашло интересное продолжение. Некоторые родители захотели в своих классах составить свою модель будущего выпускника и пригласить к обсуждению остальных пап и мам. Где это удобнее всего сделать? Конечно, на родительском собрании. Так появилась прекрасная тема для будущего разговора в классе. Как оказалось, первая тема, потому что дальше родители взяли в руки ручки и составили целый список тем, которые необходимо, по их мнению, обсудить на родительских собраниях.
Если коротко и по пунктам, то вот что сегодня больше всего волнует родителей воронежских школьников. Хотя наверняка к составлению этого списка присоединятся родители очень многих школьников страны!
– Как я как родитель транслирую или передаю систему ценностей ребенку, и что я могу сделать, чтобы у него сложилась близкая моим взглядам система ценностей, а не противоположная?
– Мотивация к учебе: как привить ребенку стремление к развитию? Что я как родитель могу сделать, чтобы ребенок не потерял любознательность и пронес свое желание учиться как можно дольше?
– Тема зависимости от гаджетов.
– Поощрение и наказание: как сделать так, чтобы они работали, и как правильно поощрять и наказывать?
– Что я могу сделать, чтобы поддержать ребенка в выражении эмоций и в управлении ими? То есть как я как родитель могу влиять на эмоциональный интеллект ребенка и что могу сделать для его формирования.
– Одна из самых наболевших тем: дети не умеют дружить! Что я – родитель – могу сделать, чтобы научить ребенка общаться с другими детьми, жить в коллективе, выходить из конфликтных ситуаций с детьми?
– ЗОЖ: что нужно для того, чтобы здоровый образ жизни стал для ребенка ценностью и необходимостью?
– Безопасность в самых разных контекстах, прежде всего: как сделать так, чтобы ребенок смог уберечь себя от негативных соблазнов общества – снюсы, безопасность в Интернете, буллинг? Что делать родителю, если он хочет помочь ребенку, попавшему в такую ситуацию?
– Профессиональное самоопределение: многие дети даже в выпускном классе не знают, кем они хотят стать. Как им помочь?
– Формирование адекватной самооценки и уверенности в себе. Дети очень не уверены в себе, как родитель может поддержать ребенка в формировании его самоценности?
– Финансовая грамотность и правовая грамотность – насколько они необходимы детям?
– Как выходить из конфликтов: дети – родители, родители – учителя, дети – учителя? Как не попасть в них, а если попал, то как быстрее и с меньшими потерями завершить конфликт?
– Как научить ребенка делать выбор и брать на себя ответственность, как научить понимать, что он ответственен за этот выбор?
– Как прожить возрастные кризисы с ребенком?
– Плохие компании в школе и плохие группы в соцсетях: как уберечь от них ребенка? Что делать, если он там оказался?
– Как научить ребенка ставить и достигать цели?
– Как в наше время говорить с подростком про секс?
– Отношения мальчиков и девочек.
– Как научить ребенка отказывать и говорить «нет»?
– Как сохранять доверительные отношения с другими людьми и как не бояться выстраивать эти доверительные отношения?
– Много вопросов на тему самопознания. Как сделать так, чтобы ребенок себя понимал и мог ответить, что он любит, что нравится, что получается и наоборот? Как использовать свои сильные и слабые стороны?
– Как жить подростком?!
Говорит Наталия Киреченкова:
– На родительский форум пришли те, кому не безразличны вопросы воспитания детей, поэтому и темы к обсуждению получились такие интересные и разнообразные. Но ведь эти темы интересны и важны также для тех родителей, кто не дошел до родительского форума! Они важны для всех родителей! Поэтому мне хочется, чтобы сами родители участвовали, потому что когда подобные вопросы задают такие же, как ты, родители, а не учитель их инициирует, это не вызывает негативных реакций. Ведь каждый родитель уверен, что знает, как воспитывать своего ребенка, и часто воспринимает в штыки учительские советы и наставления.
Кстати, для учителя родительские собрания под руководством родителей тоже вещь очень притягательная. И самому можно передохнуть, и на родителей взглянуть не со стороны, а как бы «изнутри»: насколько сильны окажутся их знания и жизненный опыт в ситуациях, решения которых они часто требуют от школы. Хотя, конечно, один на один с проблемой их все равно не оставят. Как рассказала Наталия Сергеевна, для начала по первым десяти самым запрашиваемым темам будут записаны 20‑минутные мастер-классы от экспертов. Тогда родители в начале родительского собрания смогут посмотреть эти ролики, а затем обсудить их. Если в процессе обсуждения возникнут вопросы, можно будет или позвонить эксперту, или задать вопросы в мессенджерах и тут же получить на них ответы. При этом главный посыл остается в том, что инициаторами являются не классные руководители, а именно активные родители. Они знают, что завтра будет собрание на определенную тему, и готовятся к нему, используя ресурс с размещенными на нем видеороликами. Причем в Интернете этот ресурс будет доступен не только городу, где больше возможностей найти профессионального психолога, но и в районах области. Для сельских школ это очень актуально, потому что ставки психологов там есть далеко не везде. Похожая ситуация с вожатыми и с заместителями по воспитательной работе.
Одним из вопросов анкеты на родительском форуме в Воронеже был вопрос о том, готов ли родитель «стать организатором обсуждения проблем воспитания и развития детей на классных родительских собраниях». Более 30 человек дали свой положительный ответ.
– Для меня это очень хорошая обратная связь, – говорит Наталия Киреченкова. – Мы пригласим этих родителей на обучающий мастер-класс, а они в дальнейшем проведут в своих классах родительские собрания с помощью наших видеозаписей.
Татьяна Масликова, фото автора
Комментарии