search
main
0

Зачем психолог нужен в школе?

Дискуссия о нужности или ненужности школьного психолога продолжается не один год. Есть горячие сторонники тезиса «Все мы учились в школе без всяких психологов…». Но есть и оппоненты, которые считают, что без психолога в современной школе нельзя. К тому же существуют нормативные документы, согласно которым психолог в школе – это не желание руководителя, а требование.

 

Вопрос «Зачем психолог в школе?» – это вопрос о цели. А цель ставит директор. По результатам опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения, подавляющее большинство россиян – 85% – считают, что психолог в школе необходим. И дети, и родители ждут от школьного психолога прежде всего работы с отношениями, конфликтами, эмоциональным благополучием, личностными и межличностными проблемами. В качестве результата работы психолога они видят комфортный психологический климат в школе. Эти ожидания предполагают, что психолог должен работать и с детьми, и с родителями, и с педагогами, и с управленческой командой, уметь влиять на условия обучения и воспитания, предвидя трудности и предотвращая возникновение проблем.

Федеральное и региональное нормативно-правовое поле четко отвечает на оба вопроса, которые мы обсуждаем: нужен ли психолог в школе и зачем он нужен? Закон «Об образовании в РФ» говорит, что психолого-педагогическая помощь детям, которые в ней нуждаются, должна быть оказана в образовательной организации школьными психологами. А для детей с ограниченными возможностями здоровья должны быть созданы специальные условия для получения образования. Каждая государственная школа реализует федеральные государственные образовательные стандарты. А в федеральном государственном образовательном стандарте третьего поколения наряду с требованиями к результатам и структуре образовательной программы четко определены требования к условиям ее реализации, которые как раз и обеспечивают достижение задуманного и спланированного. В числе требований к условиям есть и психолого-педагогические, которые четко определяют, что необходимо, для того чтобы каждый ребенок в соответствии со своими возрастными и иными потребностями и особенностями мог успешно осваивать программу. Развитие психологической службы в системе образования каждого региона Российской Федерации, обеспечение всех школ квалифицированными психологическими кадрами – мероприятия плана Десятилетия детства, которые отнесены к разделу «Безопасность детей». Мы понимаем, что задача психологов образования – укрепление психологического здоровья каждого ребенка, его защита от негативных внешних воздействий. Все эти положения нашли отражение в региональном стандарте деятельности психолого-педагогических служб в системе образования. Вот несколько акцентов:

– индивидуальная коррекционно-развивающая работа с ребенком – это лишь одна десятая часть условий, которые должны быть созданы в школе при участии педагога-психолога;

– важно создать подушку психологической безопасности для каждого ученика в школе. Это значит уделять внимание преемственности начального и основного образования, адаптационным процессам, профилактике негативных сценариев личностного развития, развитию психологических компетенций взрослых (учителей и родителей). Если этого не делать, то все коррекционные усилия будут тщетны;

– реальная и эффективная психолого-педагогическая помощь ребенку в школе возможна лишь в том случае, если психолог вместе с педагогами и родителями настраивает под особенности ребенка его деятельность (игровую, учебную), его взаимодействие и отношения со взрослыми и сверстниками в школьной среде. Именно это является источником развития, а вовсе не диагностика и коррекционные занятия с психологом.

В каждой школе должно быть понимание, что у психолога есть два ключевых направления работы: с одной стороны, психолого-педагогическая помощь, с другой – поддержка позитивной социализации и профилактика социальных рисков. Для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, если это направление актуально для школы, нужен психолог, наделенный специальными компетенциями. Он должен быть экспертом по данному направлению для управленческой команды, педагогов и родителей, он совершенствуется в этой области и повышает свою квалификацию. Для работы с подростками, социальными рисками и неблагополучием, соответственно, нужен психолог, который профессионально развивается в этом направлении. При этом мы понимаем, что четкой границы между этими двумя направлениями нет. Если мы своевременно не уделяем внимания трудностям в обучении и развитии, не прорабатываем потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, то логично получаем учебную дезадаптацию и риски девиантного поведения в подростковой среде.

Согласно профессиональному cтандар­ту педагог-психолог – это эксперт по развитию личности в условиях обучения и воспитания на всех этапах взросления – от детского сада до школы. Для того чтобы психологи становились такими экспертами, необходимы три ключевые вещи:

  1. В школе должна быть организована психолого-педагогическая служба, объединяющая всех психологов в своем составе, у которой должны быть руководитель, план и график работы.
  2. В школе должна быть организована работа психолого-педагогического консилиума.
  3. Курирующим заместителем директора должны быть обеспечены координация и контроль деятельности по данному направлению.

Хороший педагог-психолог, перед которым в школе грамотно поставлены задачи, является очень мощным профилактическим и развивающим ресурсом как для детей, которые находятся у него на сопровождении, так и для педагогического коллектива образовательной организации. Требования к трудовым функциям и действиям психолога в образовании задает профессиональный стандарт. При этом школа самостоятельно формирует эффективное штатное расписание, понимая, какой психолог ей нужен, какие задачи он будет решать, исходя из особенностей школы, специфики ее контингента, кадрового ресурса и других условий. Но несмотря на то что московские школы очень разные, есть «общее место» для всех – это масштаб. Московская школа – большая школа. Поэтому принципиальное значение для обеспечения процессов и достижения результатов приобретает слаженность школьной команды. И психолого-педагогическая служба не исключение!

Мы предлагаем перенести разговор на тему, зачем психолог нужен в школе, в каждую образовательную организацию, чтобы психолого-педагогические службы московских школ под управлением заместителя директора по воспитанию и социализации стали эффективной командой профессионалов, где каждый специалист точно знает свою роль и свои задачи. А Городской психолого-педагогический центр всегда рядом и готов вам в этом помочь.

 

Любовь ОЛТАРЖЕВСКАЯ, директор Городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки города Москвы

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте