search
main
0

Зачем профкому маркетинг? Для того чтобы быть эффективным социальным партнером!

​Моя статья посвящена актуальным сегодня вопросам развития социального партнерства в образовании и возрастающей роли профсоюза в этом процессе на конкретном примере – деятельности профкома Европейского лицея Оренбургской области.

Становление системы социального партнерства в сфере образования началось в конце 90‑х годов XX века и проходило в сложных социально-экономических условиях: отсутствие кадровой политики, низкая оценка труда и престижа профессии учителя, старение педагогических кадров, нарушение трудовых прав работников, задержка заработной платы. Выводя людей на пикеты и митинги, профсоюз одновременно осваивал науку переговоров с властью и работодателями, заключения коллективных договоров и соглашений.Сегодня профессиональные союзы выступают важным субъектом системы социального партнерства. Современная социально-экономическая ситуация требует от профсоюза решения вопросов, касающихся системы оплаты труда, денежных вознаграждений и компенсаций, профессионального обучения работников, условий и охраны труда, здоровья работников, продолжительности отпусков, рабочего времени и времени отдыха, медицинского и социального страхования. Кроме того, профсоюзные организации способствуют формированию благоприятного психологического климата в коллективе. Исходя из этого, мы можем сделать вывод: профсоюзы играют важную роль во всей системе управления организацией.Для того чтобы деятельность первичной профсоюзной организации была эффективной, ее лидеру необходимо использовать маркетинговый подход, то есть изучать, формировать и удовлетворять потребности работников – членов профсоюза.Профсоюзный комитет нашего лицея ежегодно проводит мониторинг эффективности своей работы, чтобы выявить роль и значение профсоюза, проанализировать свою деятельность, получить социальный заказ от членов профсоюза на планирование дальнейшей работы и реализацию различных проектов.Основные методы – анкетирование работников, устный опрос и самоанализ. Показателями оценки являются такие направления деятельности профсоюзной организации, как информирование, работа в социально-правовой сфере и области охраны труда, работа профкома по оздоровлению и организации досуга членов профсоюза, а также организаторская работа в процессе осуществления контролирующей функции. Особое значение приобретает отношение работников к председателю первичной профсоюзной организации и профкому в целом. Анализ данных за последние три года позволил нам сделать выводы о роли профсоюза в системе социального партнерства лицея и спланировать стратегию развития первички.Уровень профсоюзного членства – объективный показатель роли профсоюза в организации. Со дня открытия лицея 100% работников являются членами профсоюза. Однако председателю первичной профсоюзной организации необходимо знать, как сотрудники образовательного учреждения оценивают работу профкома. В рамках исследования мы разделили сотрудников лицея на две категории: педагогические и технические кадры. Статистические данные представлены в таблице.Как показали итоги анкетирования, часть технического персонала не считает существование профсоюза необходимым и не осведомлена о его работе.При устном опросе мы выяснили, что 55% работников являются членами профсоюза по убеждению, 30% – по традиции, 10% в расчете на защиту своих прав и 5% в расчете на материальную поддержку. Исходя из этого, мы организовали работу по мотивации профсоюзного членства, усилив информационный ресурс (создан стенд «Профсоюзный уголок» с необходимой информацией). Через два года, при анализе информационной деятельности 100% респондентов указали на этот стенд как источник информации о работе профкома; 45% получают информацию от председателя и членов профкома, 10% – с сайта районной организации профсоюза. Вместе с тем работники отметили необходимость пояснения информации. Для решения этой проблемы мы организовали консультации по разным темам и направлениям. Формирование осознанного профсоюзного членства начинается с формирования интереса к деятельности профсоюзной организации.На вопрос «Каково, по вашему мнению, отношение администрации к профсоюзной организации?» 90% респондентов ответили, что «администрация считается с мнением профсоюзной организации», 10% – «администрация вынуждена заключать договор и принимать условия профсоюза».В рамках мониторинга мы обратились к работникам и с таким вопросом: «Какие мероприятия, по вашему мнению, могут повысить авторитет профсоюзной организации, обозначив ее роль в образовательной организации?». 95% работников дали ответ «активная правовая поддержка членов профсоюза», 65% – «коллективные мероприятия», 40% – «выступления на педагогических советах и профсоюзных собраниях», 45% – «проведение праздничных, культурных и спортивных мероприятий».Если анализировать ответы педагогов и технических сотрудников, мы можем увидеть, что последние проявляют низкую активность в профсоюзной организации. Это может быть связано с тем, что они менее информированы (педагоги помимо профсоюзных собраний и заседаний профкома могут обсудить отдельные вопросы на совещаниях и педагогических советах, а технические работники – только на профсоюзных собраниях или консультациях). В рамках информационной работы и мотивации профсоюзного членства мы обратили внимание именно на эту категорию работников. Провели для них занятия по темам «Охрана труда», «Соблюдение режима труда и отдыха».Изучение социального запроса работников и предоставление им необходимой помощи позволило повысить оценку деятельности первичной профсоюзной организации.Проводя анализ обращений, мы смогли в очередной раз убедиться, что сотрудники лицея считают важным участие профсоюза в организации досуга (75%), разрешении конфликтных ситуаций (35%), в оформлении пенсии (15%), в распределении стимулирующей части оплаты труда (35%), в расчете дополнительных дней к отпуску (35%), в предоставлении льгот и компенсаций (45%), организации отдыха детей членов профсоюза (10%), в консультациях по организации отдыха членов профсоюза (10%), в аттестации кабинетов (рабочих мест) (20%), в оформлении документов для аттестации на соответствие должности и для повышения квалификации (20%), в чествовании юбиляров (20%).На основании коллективного договора, а также опираясь на районное соглашение между муниципальным образованием Оренбургский район, управлением образования и Оренбургской районной организацией Общероссийского Профсоюза образования, мы смогли сохранить установленные законодательством права и гарантии работников, компенсации и льготы, создать условия, способствующие защите прав и интересов работников, поддержать социальную стабильность в лицее, предотвратить конфликтные ситуации.Профсоюзная работа в лицее – важный элемент всей жизнедеятельности образовательной организации, так как в ее содержание входит удовлетворение потребностей работников в сфере трудовых отношений и социального благополучия. Роль профсоюза в рамках социального партнерства заключается в том, что педагоги и технические работники могут на равных вести социальный диалог с работодателями и органами власти, выдвигать требования и добиваться их удовлетворения.Елена СМИРНОВА, педагог-психолог, председатель первичной профсоюзной организации Европейского лицея поселка Пригородный Оренбургской области, лауреат Всероссийского конкурса «Профсоюзный репортер»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте