search
main
0

Зачем подагогу записывать свой подкаст: личный опыт учителя истории и обществознания

Я работаю учителем истории и обществознания в Нефтеюганске. Свой подкаст об истории ХМАО-Югры я начала записывать прошлым летом. И, конечно, я не считаю, что это какой-то общеобязательный опыт, который нужен каждому педагогу. Однако расскажу о том, зачем это мне, и, возможно, мой рассказ вдохновит еще кого-нибудь на свой подкаст.

Фото: Freepik

Немного вводных данных. Подкасты – это аудиопрограммы, сериалы или блоги, которые можно скачивать или слушать онлайн. Бывают разные виды – когда несколько ведущих что-то обсуждают или приглашают интересных гостей. Бывают нарративные подкасты. Это как раз мой случай. Я просто рассказываю интересную мне историю на протяжении 20-25 минут.

У подкаста должна быть концепция. Я, к примеру, не просто описываю исторические факты, а сначала выбираю текст под конкретную тему и объясняю, как его можно и нужно анализировать с точки зрения методологии исторической науки. В первом сезоне, посвященном истории ХХ века, семь эпизодов. Среди использованных текстов преобладают эго-документы: воспоминания, письма и дневники. Есть эпизод, основанный на архивно-следственном деле. Каждый такой источник требует особого подхода – об этом я и рассказываю. В некотором роде, получается такое небольшое пособие по источниковедению.

Что касается технических вопросов, я отвечу на них ниже, но сразу скажу, что ничего особо сложного в записи подкаста точно нет. А теперь к причинам для записи подкаста:

Причина 1. Удовольствие. Я люблю историю как науку, но, чтобы заниматься ею профессионально, нужно работать в вузе. Это совсем другая институция и другая деятельность. Все-таки именно педагогика меня привлекает больше, чем чистая наука. Однако и исследованиями мне нравится заниматься: изучать источники, перепроверять информацию, докапываться до истины. И сейчас у меня есть повод это делать – для подкаста. Причем делать по своему графику, со своей скоростью и в свое удовольствие. Все-таки гедонистическая функция науки тоже важна.

Причина 2. Польза. Польза от записи подкаста заключается не только в том, что мне приходится находиться в состоянии перманентного развития (лишний раз перечитать учебники Игоря Николаевича Данилевского по источниковедению и текстологии никогда не вредно). Проводя свое небольшое исследование, я нахожу все больше и больше новых источников по истории ХМАО-Югры, которые можно использовать и на уроках, и для организации исследовательской деятельности учеников. Ежегодно я руковожу 5-7 такими проектами и стараюсь подбирать темы, связанные с региональной историей. Подготовка одного эпизода является практически неисчерпаемым источником идей для уроков и будущих исследований учащихся.

Причина 3. Творчество и навыки. Возможность разработать, создать с нуля и реализовать свой собственный проект – приятна. Здесь вся ответственность на тебе, это очень мотивирует развиваться дальше: как этот подкаст теперь продвигать, как улучшить его технически и т.п. Как раз расскажу про последнее.

Изначально я записывала его на диктофон в телефоне. Чтобы не было внешнего шума, я надевала на телефон носок. С учетом технических возможностей наших смартфонов, выходило неплохо. Сейчас я уже приобрела недорогой, но более-менее профессиональный микрофон. Сразу деньги тратить не хотелось, так как я не знала, насколько увлекусь.

Далее идет монтаж. Обычно монтируют аудио в Audacity, но у меня уже был опыт монтажа видео в Movavi, и я решила остаться в этой программе, так как было привычнее. Первый эпизод я монтировала почти сутки: вырезала каждый свой лишний вздох и «эканье». Сейчас уходит часа 3-4. Во-первых, я стала, в целом, лучше говорить, во-вторых, начала проще относиться к этим вздохам. Меня перестал раздражать мой голос. Первые два эпизода я мучилась, мне казалось, что меня вообще слушать в записи невозможно. Я вырезала почти все паузы, из-за чего получалась скороговорка. В последних эпизодах пауз много – это придает «нормальность» речи. Чтобы не сильно утомлять слушателей, в середине я обычно еще делаю небольшую музыкальную паузу.

Что касается технической стороны, эти навыки достаточно быстро приобретаются, и подготовка эпизодов не отнимает много времени. Это значительно проще, чем, к примеру, вести свой канал. Ведь видеоконтент требует совсем другой подготовки. Кроме того, преимущество подкаста в том, что на него не нужно отвлекаться. Его можно слушать во время домашних дел, в транспорте и т.п. Видео же требует, чтобы на экран периодически смотрели.

Перед тем, как начать записывать свой подкаст, конечно, стоит послушать другие – на схожую тематику. Так вы сможете определить, какая ниша не занята, и поучиться подаче информации. Вы удивитесь, как много учителей уже записывают подкасты! Ведь, как вы уже поняли, это так интересно и полезно. Причем не только для основной деятельности, но и для приобретения дополнительных навыков (то же публичное выступление или монтаж аудио), которые явно пригодятся в будущем.  

Юлия Папанова, учитель истории и обществознания, МБОУ «СОШ №6», г. Нефтеюганск

Оценить:
Комментарии

Читайте также
Реклама на сайте