search
main
0

Зачем обучать детей-инвалидов, ведь они никуда не смогут устроиться работать? В сотый раз опровергаем всех уверенных в своей правоте пессимистов. Сегодня довольно много безработных среди здоровых людей. Но ведь добрая их половина просто лентяи и лоботрясы, другим хронически не везет, третьи просто не успели перестроиться. Среди работоспособных людей с ограниченными возможностями та же история. Мы, конечно же, поговорим о тех, кто нашел себя и

приносит пользу обществу. Между прочим, работа на спецпредприятиях – не единственный их удел. И после школы они учатся не только в специализированных техникумах и вузах.

В нашей стране таким ребятам, конечно, сложнее, чем в каком-либо другом государстве. Но они родились здесь и поэтому должны суметь приспособиться к нашим условиям. И приспосабливаются. И выживают. Как? Об этом наша сегодняшняя “Тема”.

Статфакт

В 1991 году в России был создан первый специализированный вуз – Московский институт-интернат для инвалидов с нарушениями опорно-двигательной системы.

Сегодня в стране открыт ряд вузов, принимающих инвалидов:

– Государственный специализированный институт искусств (Москва);

– Новосибирский институт социальной реабилитации;

– Заочный институт реабилитации и профессиональной подготовки незрячих ВОС;

– Центр инженерного образования лиц с нарушением слуха при МГТУ им. Н.Э.Баумана;

– Заочное гуманитарное отделение для инвалидов при Челябинском государственном университете;

– Дефектологические факультеты, обучающие студентов с нарушениями слуха и зрения в МПГУ (Москва), РГПУ им. А.И.Герцена, и Международный институт им. Р.Валленберга (Санкт-Петербург).

Что есть

Процесс в сухом бассейне

В последние годы в системе специального образования произошли изменения в лучшую сторону.

Появились образовательные учреждения, которые начали вести интеграционную работу с учащимися, имеющими ограниченные возможности. Среди них и учреждения профессионального образования.

Увеличилась сеть психолого-медико-педагогических комиссий, диагностических и реабилитационных центров, логопедических пунктов. Последних в образовательных учреждениях открыто свыше пяти тысяч. В них ежегодно получают логопедическую помощь более 270 тысяч детей.

В некоторых регионах начала использоваться система комплексного индивидуального развития ребенка.

Удалось обеспечить многие школы необходимым оборудованием. В прошлом году в общеобразовательные учреждения 59 субъектов России были направлены аппараты индивидуального и коллективного пользования, специальное оборудование на сумму 3,56 млн. рублей за счет средств федеральной целевой программы “Дети-инвалиды”. 6,2 млн. рублей бюджетных средств было израсходовано на выпуск учебной литературы шрифтом Брайля, говорящих и цифровых книг, крупношрифтовых изданий, рельефно-наглядных пособий и технических средств для незрячих и слабовидящих детей. У некоторых специальных школ появилась возможность при исправлении нарушений движения у детей с последствиями полиомиелита и церебральных параличей использовать “костюмы космонавтов” и сухие бассейны.

За последние годы активизировалась деятельность по решению проблем специального образования не только Минобразования РФ, но и сотрудничающих с ним общественных организаций инвалидов (ВОИ, ВОГ, ВОС), родительских ассоциаций (Ассоциация родителей детей с ранним аутизмом “Добро”, Ассоциация Даун-индром и других).

По материалам коллегии Министерства общего

и профессионального образования РФ

Плюс в специфике

Одним из достижений системы образования последних лет можно назвать создание школ индивидуального обучения.

35-я школа Якутска была создана около семи лет назад. Ее можно считать учебным заведением временного обучения, в которой дети проходят восстановительный период после болезни, адаптируются к учебному процессу. Часть из них перейдет впоследствии в обычную школу. Это те, кто попал сюда из-за прогулов, запущенности учебного материала, или те, кто отстал от своих одноклассников по болезни. Постоянно же здесь учатся дети, отстающие в физическом развитии. Из 430 учеников 35-й школы 183 – инвалиды.

В специфике школы индивидуального обучения есть свои плюсы и минусы. Обучающиеся на дому дети становятся более ответственными, так как занятия один на один с учителем не дают возможности относиться к учебе легкомысленно. Кроме того, индивидуальная работа позволяет корректировать учебный курс в зависимости от успеваемости ребенка.

Но учебный процесс подразумевает и воспитательную работу, общение со сверстниками, открывающее дверь в мир сложных человеческих отношений. Такая возможность у учеников 35-й появилась лишь два года назад, когда школе отдали помещение бывшего детсада. В нем открылись четыре класса адаптации, где бывшие “домашники” привыкают к условиям обычной школы.

Но главная проблема – это учителя. В школе пока нет строгого отбора кадров, берут всех, кто согласен работать. Необходимы курсы переподготовки, семинары. Пока же приходится обходиться внутришкольными педчтениями, семинарами методобъединений.

Тем не менее ученики 35-й активно принимают участие и занимают призовые места на городских и республиканских олимпиадах и конкурсах. После окончания школы (а у нее уже более 80 выпускников) многие поступают в вузы, ссузы, работают и живут рядом с нами.

Ольга СЛЕПЦОВА

Якутск

Сеть специальных образовательных учреждений в Российской Федерации хотя и получила развитие, обеспечивает потребность нуждающихся в ней лишь на треть. Из 1600 тысяч детей только 540 посещают учебные заведения системы образования.

Более того, в нынешней социально-экономической ситуации закрываются многие образовательные специальные учреждения и открываются коррекционные классы для детей с отклонениями в развитии в общеобразовательных школах. Здесь не было бы большой проблемы, если бы с этими детьми работали подготовленные специалисты и была создана адаптивная среда для их обучения и воспитания. Но получается, что эта интеграция, которая в иных условиях была бы для ребенка благом, – стихийна и дает обратный результат.

Вопрос о подготовке и переподготовке кадров для системы специального образования наконец поднят Министерством общего и профессионального образования РФ.

Управлением специального образования МО РФ подготовлен проект приказа о целевом приеме студентов по специальностям специальной (коррекционной) педагогики, который должен быть подписан буквально на днях. Учреждениям высшего профессионального образования, а также органам управления образованием субъектов РФ поручено провести работу среди выпускников школ по их профориентации на специальную педагогику.

До 1 июня в министерство должны будут поступить списки рекомендованных для поступления, с которыми будут заключены договора о работе после окончания вуза в специальных (коррекционных) учреждениях образования региона.

“Целевой прием, – считает начальник управления специального образования Дмитрий Шилов, – поможет решить проблему с нехваткой кадров, так как, согласно договору, получивший образование по целевому приему возвращается в распоряжение того органа управления образованием, который его направил”. Этот проект также гарантирует, что выпускник будет трудоустроен по окончании учебы.

Для осуществления целевого приема определены ведущие вузы: МПГУ (50 мест), РГПУ им. А.И.Герцена (60), Уральский (30), Иркутский (30), Красноярский (10), Курский (20), Дагестанский (20) и Мордовский (20) госпедуниверситеты.

Кроме того, управление получило согласие коллегии министерства на организацию подготовки в системе ИПК специалистов по второй специальности “специальная педагогика” бесплатно. А еще в 1995 году Минобразование рекомендовало на курсах повышения квалификации педагогам любой специализации читать курс дефектологии.

Поможем энтузиастам

В наших спецшколах острая нехватка кадров, и директора вынуждены брать на работу всех, кто согласен работать с “тяжелыми” детьми, да к тому же за мизерную плату… И поэтому нужно ставить вопрос о повышении квалификации или переквалификации этих учителей.

Рассказывает зав. кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии АПКиПРО РФ Ольга Евгеньевна Грибова:

– Год назад я выезжала проводить курсы повышения квалификации логопедам из областных центров. Поначалу, когда я выяснила, что многие из них работают по этой специальности, пройдя двухнедельные курсы, то пришла в ужас. Основанием для перевода в логопеды сегодня служит лишь пятилетний стаж воспитателя в логопедической группе (!). Но сейчас я понимаю, что даже двухнедельные курсы, если их читают хорошие специалисты, например, из Москвы или Санкт-Петербурга, для этих педагогов – большое благо. Все наши красивые слова о том, что мы должны оказывать раннюю помощь, прежде всего упираются в отсутствие специалистов. У нас есть крупные регионы, которые не имеют ни одного сурдо- или тифлопедагога. Даже не все спецшколы обеспечены достаточным количеством специалистов. Сейчас мы столкнулись с проблемой, что и педагогов, которые могут их подготовить, остались единицы. Популярная шутка, ходившая одно время в институте коррекционной педагогики “Я лучший и он же единственный”, стала опять актуальной. Те аспиранты, которые защищают сегодня кандидатские диссертации и уезжают на места, являются единственными специалистами в своих институтах.

– Сейчас в России существует 32 дефектологических факультета, – говорит Татьяна Филичева, представляющая “Открытый университет”. – Из них обеспеченных преподавательскими кадрами и отвечающих предъявляемым требованиям – лишь несколько. Ведущим вузам нужно объединиться, чтобы взять шефство над новыми факультетами.

С большим уважением вспоминает Татьяна Борисовна о министерском научно-методическом совете по специальному образованию, который работал в контакте с деффаками, но был упразднен в результате переструктурирования министерства. Вряд ли в нынешней ситуации удастся его восстановить, но объединить людей, заинтересованных в увеличении качественных специалистов в системе спецобразования, возможно. Тем более что Министерство образования в последнее время прилагает к этому множество усилий, проводя коллегии, “круглые столы”, семинары.

“Основная цель образования инвалида – это получение специальности, – считает директор Института занятости и реабилитации лиц с ограниченными возможностями при Министерстве труда и социального развития Сергей Николаевич Кавокин. – Поэтому важно как можно раньше определить, кем он может быть”.

По результатам исследований института, проведенных в 11 регионах России, сейчас работают всего 11% инвалидов. Зачем тогда учить остальных 89?

“Мы убедились, что в нашей стране отсутствует профориентация, – говорит Сергей Николаевич. – В школах нет профессиограмм тех профессий, которые доступны инвалиду, нет даже понятия о том, как провести подобную работу. Мы предлагаем систему, которая позволит вам эту профориентацию провести”.

Указом президента в 1993 году институту было поручено научно-методическое руководство экспериментом по созданию системы профессиональной профориентации инвалидов в условиях России. “Очень важно проводить эту профориентацию с учетом ситуации на региональном рынке труда. А он сегодня отличается высокой динамикой: появляются новые профессии, исчезают старые. К тому же инвалиды – не мобильны. Это тоже нужно учитывать при подборе профессии. Однако получить информацию о свободных рабочих местах на региональном рынке без взаимодействия с органами по труду, службами занятости, администрациями невозможно”.

Разработки института пользуются большой поддержкой и в НИИ труда, и в Министерстве труда и социального развития России. Последним в 1997 году был издан сборник практических рекомендаций “Профессиональная ориентация инвалидов”. Вы можете приобрести его, позвонив в Институт занятости и реабилитации лиц с ограниченными возможностями по телефону 482-58-76.

Этих людей объединила инвалидность. И еще – спорт. Именно он и научил их достигать поставленной цели. Ведь они не сидят на месте, а постоянно идут к вершине, многое преодолевая на своем пути.

Когда Сергей Карташов учился в 8-м классе, в школу пришел Виктор Васильевич – тренер по легкой атлетике… Тренировки давались тяжело, но результат стоил трудов: Сергей научился выносливости и терпению.

Теперь он не представляет своей жизни без спорта и общения со своим тренером. И несмотря на то, что большую часть его времени отнимает работа, он выбирает время и приходит на стадион.

– Сергей, а ты не хочешь заняться спортом профессионально?

– Если бы наш спорт был оплачиваемым, я бы с утра до вечера тренировался. Но в нашей стране профессиональный инвалидный спорт не поддерживается – нет средств.

– И поэтому выбрал другую профессию?

– Да, я закончил юридический факультет Международного независимого эколого-политологического университета. Сейчас работаю юристом в коммерческой компании.

– Бывает трудно? Ведь ты не похож на других…

– На работе я много общаюсь с людьми, и когда они рассматривают меня, сочувственно вздыхая, я стараюсь этого не замечать. Я предлагаю им свои профессиональные услуги. Раньше, было очень тяжело. Когда ехал в автобусе, не мог держаться за поручень, потому что на меня начинали смотреть. Сейчас я взрослый человек и стараюсь не обращать на это внимания.

– Сложно ли тебе было найти работу?

– Нет, никогда. Во время учебы я преподавал в школе физкультуру в начальных классах, вел секцию в детском доме. Учась в университете, практиковался в военной прокуратуре Москвы. Там и познакомился с человеком, который предложил мне мою нынешнюю работу.

– Сережа, а ты никогда не жалел, что мама отдала тебя не в обычную, а в спецшколу для детей с ДЦП?

– В то время, когда я учился, об инвалидах в нашей стране старались не говорить, как будто бы их не было. Наверное, мама боялась отдать меня в обычную школу, где меня бы дразнили. И я ей за это благодарен. В 17-м интернате я получил хорошее воспитание, после школы смог сразу поступить в университет.

Свою инвалидность эти ребята не превращают в комплекс неполноценности. Если им бывает трудно, допустим, знакомиться с девчонками, то это вовсе не из-за того, что они физически чем-то отличаются от других. У кого из нас не было таких проблем? Вот и у Юры Обухова, очень симпатичного и целеустремленного молодого человека, я уверена, все еще впереди…

Родители Юры, когда пришлось выбирать школу для сына, решили в интернат мальчишку не отдавать. Пошли в обычную школу. Первая попытка оказалась неудачной: увидев мальчика без руки, директор сказал, что таких в их школу не берут. Зато в школе с английским уклоном Юру встретили хорошо. Как и все дети, он прошел собеседование и стал полноправным учеником.

И в школе, и в академии, и на работе – везде ему везло с людьми. Когда ссорился с ребятами, они никогда его физические недостатки не задевали.

Окончив школу, Юра поступил в Российскую экономическую академию имени Плеханова на факультет товароведения. Несмотря на то, что были проблемы с математикой, экзамены удалось сдать. Имея вторую группу инвалидности, Юра попал в вуз без конкурса.

Его все время тянуло работать, одно время даже хотел из-за этого забросить учебу. Но академию все-таки закончил. И даже подумывает о том, чтобы получить второе высшее образование.

– Работу все-таки нашел?

– Да. В то время одной фирме требовались инвалиды для льгот. А потом начальство поняло, что мы можем что-то и делать. Постепенно втянулся в работу, и мне начали поручать более серьезные задания, перестали во мне сомневаться. Я рад, что мне удалось там закрепиться. Руководство у нас довольно строгое и спрашивает с каждого одинаково. Это хорошо, потому что постоянно держишь себя в форме. За три года я стал более ответственно подходить не только к работе, но и к себе.

– Чем конкретно ты занимаешься?

– Работаю с ценными бумагами в инвестиционной компании. До этого мне пришлось пройти специализированные курсы в Министерстве финансов, где я получил документ о том, что могу заниматься этой деятельностью.

– Ты счастливый человек?

– В любви не везет. А в остальном… Наверное, счастливый. У меня хорошие родители, родственники, бабушка, которая воспитала меня, друзья, которые могут помочь и советом, и делом. Это, наверное, самое главное, когда рядом есть люди, которые тебя не бросят.

Наталья Боровикова, имея ДЦП, усвоила одну простую истину: надо что-нибудь делать самой, к чему-то стремиться – только так можно что-то изменить. В ее жизни ни разу не было такого, чтобы она ничем не занималась. После школы окончила 1-й политехникум по специальности делопроизводство. Потом знакомые устроили работать секретарем в научно-исследовательский институт военно-промышленного комплекса. Но она очень хотела учиться дальше.

– Так как нас не везде принимали, я пошла в институт физкультуры в Малаховке, куда берут людей с ограниченными возможностями, – рассказывает Наташа. – На втором курсе хотела бросить – перспективы не видела, казалось, что не смогу найти работу по специальности. Осталась из-за “корочки”. А когда заканчивала пятый курс, мне предложили пойти работать в центр реабилитации детей-инвалидов воспитателем-методистом. Там я работаю уже третий год – в зале игровых тренажеров.

Спортом Наталья заниматься почти перестала. А Марат Фатяхдинов, закончив Малаховский институт физкультуры, решил уйти в профессиональный спорт: он играет в футбол в команде спортсменов-“опорников”. Правда, встретиться мне с ним так и не удалось – его команда была на сборах.

Коля Липинский закончил ПТУ # 2 по необычной специальности – цветовод-декоратор-озеленитель. Практику проходил в Московском парке культуры и отдыха имени Горького, остался там работать. Сегодня он имеет пятый разряд, а это значит, что умеет косить бензокосилкой, управлять бензопилой и мини-трактором. Сейчас в его обязанности входит уборка Нескучного сада от поваленных деревьев. А летом ему предстоит готовить почву для клумб, разбивать газоны, сажать цветы.

– С моим зрением не станешь ни механиком, ни столяром. И я посчитал, что мог бы стать цветоводом. Тем более что в этот техникум брали именно таких ребят, как я.

Техникум Коля закончил с красным дипломом. И сейчас параллельно с работой учится в Высшей экологической школе. Его мечта – работать начальником экологической полиции.

Дмитрий Малыхин, закончивший когда-то школу-интернат для детей с ДЦП, утверждает:

– Каждый может сделать все, что захочет, – было бы желание. У меня всегда все получалось.

В старших классах ученикам Диминого интерната сказали: идите в институт для инвалидов, все равно в другие экзамены не сдадите. Дима сделал по-своему. Он поступил в приборостроительный техникум.

– Первый месяц после школы чувствуешь себя не в своей тарелке. А потом нужно просто чтобы к тебе тянулись. В первый раз меня устроили на работу по блату. Свою нынешнюю нашел сам. Конечно, не сразу – долго звонил по объявлениям. Сейчас работаю в страховой компании оператором. А параллельно – в школе, которую закончил, – преподаю информатику.

– Ты считаешь себя счастливым человеком?

– Я считаю себя нормальным.

Рассказывать о таких ребятах можно еще много: Саша Гайдуков, имевший ДЦП, устроился на завод, Ирина Румянцева с похожим диагнозом занимается частным бизнесом. Много ребят, нашедших себя в медицине, педагогике, спорте. Их общий секрет в том, что все они считают себя НОРМАЛЬНЫМИ. Им доступны и образование, и работа.

Министерство общего и профессионального образования РФ готово приступить к реформированию системы специального образования. Подготовлена соответствующая концепция, в основном одобренная коллегией министерства. Сейчас в управлениях специального и высшего профессионального образования идет работа над составлением конкретного плана реализации концепции. Вот некоторые ее предложения:

создать на основе учреждений детского здравоохранения и психолого-медико-педагогических комиссий (консультаций) единую государственную систему раннего выявления отклонений в развитии, раннего вмешательства и коррекции. 50% детей, получивших такую помощь, впоследствии смогут обучаться в образовательных учреждениях общего типа;

создать систему психолого-педагогической поддержки лиц, не охваченных специальным образованием (глубоко умственно отсталые, в том числе с синдромом Дауна, с тяжелыми и множественными нарушениями);

создать условия для обучения лиц с ограниченными возможностями в системе общего назначения;

совершенствовать стандарт содержания специального образования и профессиональной подготовки специалистов для системы специального образования, разработать национально-региональные составляющие этих стандартов;

разработать и внедрить системы дистантного образования для лиц с ограниченными возможностями, а также для системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специальных психолого-педагогических кадров;

совершенствовать федеральный комплект учебников для спецобразования, разработать учебные пособия по специальной педагогике для высшего профобразования;

разработать план развития системы подготовки молодежи с ограниченными возможностями здоровья к независимой жизни в обществе, профессиональному самоопределению и к профессиональной деятельности (или доступной форме занятости);

разработать и реализовать федеральную программу подготовки, переподготовки и повышения квалификации психолого-педагогических кадров для системы специального образования с опережающей подготовкой преподавательского корпуса для региональных вузов и системы повышения квалификации, способного осуществлять на местах квалифицированную подготовку и переподготовку специалистов;

разработать систему государственного лицензирования и аккредитации негосударственных учреждений и лиц, оказывающих услуги в сфере специального образования, включая образовательные учреждения, ведущие подготовку и переподготовку кадров.

Разумеется, что для осуществления реформы системы специального образования необходимо утвердить не только вариант концепции, но и принять иные документы. А в первую очередь – закон “Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)”, проект которого будет во второй раз обсуждаться весной этого года в Совете Федерации РФ. Введение в действие этого закона позволит определить экономические основания планируемой реформы (закон устанавливает, что расходы федерального бюджета на специальное образование относятся к защищенным текущим расходам федерального бюджета) и подготовить ряд актов, экономически обеспечивающих возможность развития реформ. К числу этих документов относятся:

– федеральный закон о федеральной программе развития специального образования;

– постановление Правительства Российской Федерации о порядке возмещения затрат на обучение по индивидуальному учебному плану в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

– постановление Правительства Российской Федерации о возмещении расходов лицам с ограниченными возможностями здоровья, обучающимся в образовательных учреждениях общего назначения.

Благодаря этому закону люди с ограниченными возможностями получат право выбирать место обучения – в специальном (коррекционном) образовательном учреждении или в образовательном учреждении общего назначения.

Тему подготовила Ольга БИГИЛЬДИНСКАЯ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте