Дети любят гулять? Дети очень любят гулять! Причем дети всех возрастов. Почти в каждом дворе есть игровая площадка. Школы тоже стали открывать свои территории для окрестных жителей, создавать прогулочные зоны для детей.
Но если пройтись по району и понаблюдать, то можно заметить, что на каких-то площадках почти никого нет, а где-то шумно и многолюдно. Где-то детям интересно, а где-то им достаточно нескольких минут, чтобы заскучать. От чего это зависит? Как площадка помогает детям не только отдыхать, но и развиваться в игре, учиться взаимодействовать друг с другом? Детям какого возраста необходима площадка?На эти вопросы пытаются найти ответы сотрудники лаборатории развития ребенка Института системных проектов МГПУ. Лаборатория инициирует широкое общественное обсуждение образовательной концепции развивающей предметно-пространственной среды общественных детских площадок города Москвы.Идея этой концепции родилась в ходе исследования, когда проводилось наблюдение на 232 городских площадках столицы, включая открытые для посещения жителей школьные дворы. Оказалось, что какого бы возраста дети ни гуляли там, если приглядеться, их активность не сильно отличалась разнообразием. Они скатывались с горок, качались на качелях, раскручивали карусель, забирались на лазилки… но не играли вместе. Они будто выполняли некий «алгоритм», заданный площадкой, ставили галочки в небольшом перечне возможных действий, а затем некоторые так и сообщали родителям, сидящим в сторонке: «Я все».В дошкольном возрасте игры детей часто стереотипны и непродолжительны по времени, им трудно договариваться и играть вместе, развивая общий замысел, соблюдать правила, удерживать роль и двусубъектность во время игры. В младшем школьном возрасте уровень игры также остается очень низким, и большая часть детей 7-8 лет являются психологическими дошкольниками: их игры однообразны, они играют скорее «рядом» друг с другом, а не вместе, часто испытывая трудности в общении со сверстниками.Куда же делись дворовые игры и стайки детей, которым интересно и весело общаться и играть вместе? Часто у детей просто нет свободного времени, чтобы поиграть. В образовательном учреждении и в семье день ребенка (не только школьника, но и дошкольника) расписан буквально по минутам, одно занятие сменяет другое. Игре не уделяется достаточно внимания и не создается условий для ее поддержки. Часто фраза «иди поиграй!» означает непродолжительный отдых после занятия. Стремление родителей к раннему интеллектуальному развитию детей приводит к тому, что дома ребенок занят многочисленными «развивашками», посещает дополнительные занятия, а самостоятельная игра считается пустым времяпрепровождением. Младшие школьники, которым игра необходима для развития общения, воображения и произвольности, часто и вовсе лишены ее, игра считается исключительно «детским» занятием. Еще одной из причин такого снижения уровня игры у детей является исчезновение разновозрастных детских сообществ. В детских садах дети ходят в одновозрастные группы, и даже на прогулках они не пересекаются (каждая гуляет на своей площадке). Во дворах пропали разновозрастные компании детей, в которых естественным образом происходит трансляция детской субкультуры. Сложнее всего с разновозрастным общением обстоят дела у младших школьников. Ведь они большую часть своего времени проводят в компании детей своего возраста. Несмотря на то что детские сады и школы объединены в комплексы, очень часто классы начальной школы никак не взаимодействуют с детским садом, не ходят туда в гости, хотя это, например, могло бы стать хорошим ресурсом для развития как старших, так и младших детей.Наши недавние исследования показывают, что именно разновозрастное общение является важным условием развития воображения как в дошкольном, так и в младшем школьном возрасте.В этом отношении общественная площадка может как раз стать пространством разновозрастного общения и совместной игры! Причем зачастую недооцененным остается потенциал именно школьных площадок. Они находятся на огороженной открытой пришкольной территории, и, как показывают наблюдения, туда любят приходить на прогулку мамы с маленькими детьми. Таким образом, эти площадки могут одновременно решать несколько задач: создавать разновозрастное сообщество детей, помогать дошкольникам познакомиться со школой, адаптироваться к новому для них пространству, найти друзей-школьников. Помимо этого, такие площадки могут способствовать созданию родительского сообщества еще до момента поступления детей в школу.Какова же реальная ситуация? Как показывает анализ детских площадок, часто они спроектированы и рассчитаны только на какой-то один возраст. Например, большинство из них учитывает потребности только очень маленьких детей. Детям постарше на них неинтересно. Или же когда, например, младшие школьники приходят на площадку и пытаются найти новые способы использования оборудования (карабкаются на крышу домика, раскачиваются на перекладинах, бегают и спрыгивают с разных конструкций), взрослые делают им замечания, не желая такого соседства для своих малышей. Получается, что школьнику совсем некуда пойти, а ведь часто именно дворовая или школьная площадка – то место «под присмотром», куда его могут отпустить гулять одного. Получается, особенности организации площадки, тип оборудования и опасения взрослых разрушают разновозрастное общение.Согласно опросу родителей, в среднем ежедневная прогулка, например, у дошкольников длится около 70 минут (помимо детского сада, даже в зимнее время). В условиях города для ребенка прогулка означает чаще всего поход на детскую площадку во дворе. Поэтому так важно, чтобы общественные площадки были рассчитаны на детей разных возрастов, учитывали их потребности и интересы, были пространством общения и игры, экспериментирования, познания себя и пробы собственных сил, а также общения с родителями.Какой же должна быть площадка, чтобы поддерживать детскую игру? Оборудование должно учитывать интересы и потребности посетителей разного возраста. Причем оно должно быть расположено так, чтобы дети могли взаимодействовать друг с другом (например, оборудование должно поддерживать так называемые петли активности, когда у ребенка есть варианты маршрута и разные возможности выстраивать сюжетную игру в сообществе).Также необходимы условия как для тихих, так и для шумных подвижных игр. При этом «тихие» и «активные зоны» не должны пересекаться. Не стоит забывать и про удобство инфраструктуры: навесы от солнца, скамейки для взрослых, урны, близость туалета. На площадке должен быть соблюден баланс открытых и закрытых объектов. Малышам, которые в своих играх опираются прежде всего на предметную ситуацию, важно, чтобы были тематические объекты, задающие определенную тему игры (корабли, домики, машинки, самолеты). Подобные объекты важны также и для поддержки образной игры детей. А вот детям постарше уже необходима возможность самим задавать тему, менять пространство под собственный замысел. Для сюжетно-ролевой игры детям нужны предметы-заместители, на улице это могут быть различные природные материалы. Именно поэтому так важно, чтобы площадка была вписана в естественный ландшафт, а не была изолированной «детской зоной», отгороженной забором от окружающего мира.Важно, чтобы на ней были разные природные покрытия (щепа, трава, песок), а также клумбы, кусты, деревья в детском доступе. Также важен разноуровневый рельеф площадки. Все это создает особое пространство для детских игр и позволяет детям самим строить себе домики, укрытия, тайнички. Помимо этого, для поддержки индивидуальной режиссерской игры на площадке должны быть маленькие закутки, песочница. А для подвижных игр с правилами – выделено достаточное пространство.Для детской игры очень важна позиция взрослого, который не вмешивается и не берет на себя лидирующую роль, но и не отстраняется от детских игр. Важно, чтобы взрослый был рядом, чтобы ребенок мог установить с ним зрительный контакт и почувствовать его присутствие, обратиться за помощью в случае необходимости. Взрослый на детской площадке должен быть не просто «контролером», а партнером по общению. Именно взрослый может помогать детям разного возраста договариваться и играть вместе.В условиях дефицита на детской площадке взрослых, активно поддерживающих детскую игру, может быть полезно проведение мастер-классов для родителей и других сопровождающих по развитию детской игровой активности на свежем воздухе. Высокий потенциал, на наш взгляд, здесь можно развивать среди пожилых членов семей. Они охотней стремятся взаимодействовать с младшим поколением на площадке, интуитивно или соразмерно своему опыту лучше понимают детей.В настоящее время интерес к роли общественных площадок в инфраструктуре города сильно возрос. С одной стороны, для власти важна туристическая ценность общественных объектов, с другой стороны, защищается ценность развития детей, позитивного семейного времяпровождения, ведь для общества необходимо поддержать социально одобряемый досуг подрастающего поколения и снизить негативное «влияние двора». Получается, что оборудование и обустройство площадки во дворе, парке, при школе решает много образовательных и финансовых задач для жителей города.В 2018 году жители 122 районов Москвы решат с помощью ресурса «Активный гражданин», как благоустроить более 500 дворов.Как же может помочь московская школа городу решать эти задачи? Нам видится два взаимодополняющих направления работы.Это организация на пришкольных территориях специальных пространств для игровой активности детей всех возрастов и обеспечение доступа к ним всех желающих – жителей окрестных домов, семей, путешествующих по городу. Вместе с этим необходимо проводить для взрослых различные просветительские и обучающие мероприятия на таких площадках по тематике, которая охватывает весь спектр проблемных мест детских площадок: баланс безопасности и риска (диалог с препятствием), поддержка разновозрастного общения, активизация коллективных игр, решение образовательных задач в игре на детской площадке и так далее.Кроме того, игровая площадка может расширить образовательное пространство самой школы, позволить детям формировать метапредметные, личностные и даже предметные компетенции вне классов, а мы готовы оказать поддержку и консультационную помощь педагогическим коллективам и родителям в реализации.Татьяна ЛЕ-Ван,Ольга ХОЛОДОВА,Анна ЯКШИНА,лаборатория развития ребенка Института системных проектов МГПУ
Комментарии