Создание условий для развития индивидуальности учащихся – основная идея, реализуемая в школе №734. Одним из таких условий является проектная работа учащегося, так как ученик может выбирать интересующую его тему работы, способ ее разработки, ожидаемый результат, форму предъявления результата. Немаловажным средством поиска себя, своих способностей, талантов, осознания своих способов взаимодействия с миром, универсальных умений, степени их освоения также выступает неотъемлемая часть проектной деятельности – анализ полученных результатов и способов их получения. Реализация и совершенствование проектной работы в школе способствуют формированию деятельностного мышления, приобретению навыков кооперативной работы.
Проектирование является обязательным предметом в школе, но реализуется в разных экспериментах и возрастных группах по-разному. Многие выпускники 9-х и 11-х классов сдают экзамены по предметам в проектной форме, что позволяет им продемонстрировать не только степень овладения предметными знаниями, но и умения, характеризующие проектный способ мышления и деятельности. Проекты, далеко уходящие за рамки предметности, демонстрируются учащимися на экзамене по проектированию.По результату (поскольку проектная деятельность продуктивна) можно выделить: – социальные проекты (проведение акций по помощи ветеранам, подшефному детскому садику, младшим классам, уборке и обустройству двора, детской площадки, школьных пространств);- педагогические проекты (организация и проведение игр, проживаний, уроков, кружков, экскурсий для школьников);- образовательные поездки (организация, проведение, анализ, презентация походов, экскурсионных поездок, экспедиций);- медиапроекты (фильмы, выпускные альбомы, сайты);- научно-исследовательские проекты;- организационные проекты (проведение школьного праздника, фестиваля, организация спектакля, концерта, конкурса, школьного лагеря).Для создания общешкольного проектного поля, поля проектных идей, межвозрастных групп, школьных дел, кафедра проектирования организует ежегодно 3-4 школьных проектных дня. Проектные дни – время для обнародования и осознания ребенком своего продвижения в проекте, поиска способов решения проблем, поиска кооперантов, привлечения дополнительных ресурсов. В начале такого дня обязательно ставятся классные часы, на которых классные руководители должны представить поле проектов на данный момент и пояснить расписание проектного дня; договориться с детьми, кто из них куда пойдет; договориться о том, что будет итогом их работы в проектном дне. Проектный день часто заканчивается сбором классов для совместной рефлексии и сбором проектной кафедры для подведения итогов дня. В центре проектирования осуществляются три основные программы:1 «Парк проектных технологий»; 2 «Проектная инициатива»; 3 «Мониторинг».Парк проектных технологийПредлагает ученикам курс, состоящий из отдельных модулей: 1. Как найти свою тему, свой интерес в проекте. 2. Что значит «Разработать проект» (определение целей и задач, поиск адекватных методов и средств). 3. Технологическая проработка проекта (анализ ресурсов, планирование работы, составление организационного плана). Проектная инициативаГлавная цель – развитие форм взаимодействия и кооперации как для реализации проектов, так и в ходе их реализации.Содержание работы – развитие информационного пространства проектирования: создание компьютерной базы данных о реализованных проектах и библиотеки проектных идей (проблем), поиск способов эффективного их использования.Ожидаемый результат: формирование актива центра, реализация проектов в разновозрастных группах, создание банка идей и ресурсов на разных носителях.МониторингОсновное содержание – организация фестиваля (конкурса) проектов в апреле-мае:- утверждение тем проектных работ (1-я четверть); – обсуждение проектов (2-я четверть); – предзащита работ (3-я четверть); – защита работ (4-я четверть); – сбор и учет информации о состоянии деятельности в проектах, организация педагогической поддержки.Ожидаемый результат: наличие полной, постоянно обновляемой и открытой информации по проектам, их авторам, руководителям, состоянию работы.Для осуществления проектной деятельности ребенка в школе нужно создать места для поиска идей, их разработки, реализации замысла, предъявления результата, получения специальных навыков и преодоления своих дефицитов.1-я четверть – запуск работ через участие в общешкольных проектах, организации дел команды, отталкиваясь от предметных интересов ученика. Утверждение тем и установление контактов с руководителем, заключение договоров.2-я четверть – начало работы над проектом, подготовка описания проекта.3-я четверть – работа в проектных мастерских, где учащиеся объединяются под руководителя проекта, одного или нескольких, с общей, близкой или различной тематикой. Режим работы такой мастерской определяется учениками и руководителем, по договоренности ставится в расписание с использованием «окон» или выносится за основное расписание. Например, формирование проектных групп десятого класса началось в конце девятого класса в процессе обсуждения с детьми и учителями проекта старшей школы на основе заявок ребят и учителей, социального заказа, интересов детей и педагогов, продолжилось на летней школе и завершилось в ходе утверждения индивидуальных планов учащихся в сентябре.4-я четверть – предъявление результатов: публичные предзащиты и защиты работ.Данное разбиение по четвертям условно, так как за два года ученик 10-11-х классов в школе №734 «Школа самоопределения» должен выполнить два проекта (один коллективный, другой – индивидуальный, один предметный, другой – социальный), а время их выполнения он распределяет самостоятельно. На работу с проектом нужно определить срок, пропорционально разделив его на этапы.
Ольга КАЛМАНОВСКАЯ, заведующая кафедрой проектирования школы №734 «Школа самоопределения»
Комментарии