search
main
0

Зачем нужно Российское движение школьников. Как юному поколению помочь найти себя

29 октября 2015 года указом Президента России была создана государственная общественная детско-юношеская организация «Российское движение школьников». За это время прошел съезд РДШ, было организовано множество мероприятий и акций в рамках этого движения, в Совете Федерации состоялось расширенное заседание VI рабочей группы «Дети – участники реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», где обсуждалась проблема, как придать РДШ новый импульс. Однако пока что Российское движение школьников массовым не стало, и, к сожалению, большинство ребят даже не слышали о такой организации. Сегодня на страницах «Эпицентра» мы публикуем мнения школьников из разных регионов страны о том, зачем нужно РДШ.

В минувший вторник редакция «Учительской газеты» увеличилась ровно вдвое. Причем вторая ее половина оказалась тоже весьма профессиональной, но достаточно юной: посмотреть, чем сегодня живет самое опытное педагогическое издание страны, пришли участники XVI Всероссийского конкурса школьных изданий «Больше изданий хороших и разных».На утренней редколлегии всего четверо новичков – это одиннадцатиклассники из газеты «Антирутин» школы №38 из Ростова-на-Дону и их сверстники из газеты «Горностай», которую издает одноименный образовательный центр в Новосибирске. Это те, кто в ближайшем будущем планирует связать свою профессиональную жизнь с управлением медиа.Главный редактор «Учительской  газеты» Петр Положевец вводит новичков в курс дела: когда, кем и в каких обстоятельствах была создана «Учительская газета», какие важнейшие вехи она прошла и почему сегодня по прошествии более 90 лет она остается ведущим российским СМИ, на высоком экспертном уровне освещающим сложнейшие вопросы современного образования. В экспресс-лекцию по истории журналистики органично вплетаются элементы методики управления издательским домом. Пожалуй, о лучшем профессиональном мастер-классе нельзя и мечтать. …Разбор вышедшего номера «Учительской газеты», планирование следующего – гости редакции участвуют во всем: оценивают способы и особенности верстки (как здесь и как у нас), думают над тем, как продолжить темы текущего номера и что добавить, чтобы газета стала визуально еще интереснее и полнее содержательно… Острый взгляд юных журналистов подмечает многое, и скорее всего взять на вооружение что-то из прозвучавшего в ходе обсуждений стоит не только им.Во второй половине дня к коллегам из Ростова-на-Дону и Новосибирска присоединяется команда «Переменки» – газеты лицея №11 из города Челябинска. Все вместе занимаемся перспективным планированием «Эпицентра» – эта рубрика с начала года вновь появилась в газете. Выбор темы, материала, формы подачи – всё исключительно в руках юных журналистов.В качестве проблемного вопроса, который в самое ближайшее время подлежит рассмотрению, выбрали Российское движение школьников. Ну а кому как не его потенциальным участникам знать, что это такое и зачем это нужно их сверстникам?! Но блицопрос показывает, что лишь немногие из присутствующих в курсе, что это за организация… Домашнее, то есть редакционное, задание – узнать и написать. Редактор отдела образования и воспитания «Учительской газеты» Светлана Руденко обещает, что эти материалы войдут в ближайший номер.Огромное впечатление на гостей производит первый номер «Учительской газеты» от 3 октября 1924 года.Когда вместе собираются журналисты, начинающие и опытные, – это не только дискуссия в рамках единого профессионального кода, но и просто доброе человеческое общение… И, пожалуй, лучше, чем выпускающий редактор «Антирутина» Виктория Глущенко, не скажешь:- Я очень рада, что мы пришли именно в «Учительскую газету». Шли на серьезный мастер-класс, а попали к таким светлым и дружелюбным людям. ​Егор ВИНОГРАДОВ, 10-й класс, школа №91, Нижний Новгород:В скауты принимают не всех Я скаут. В нашей школе расположен региональный штаб Российского скаутского движения. Я с детства мечтал стать скаутом, как мой двоюродный старший брат. Он во всем был и остается для меня примером. Даже родителей упросил отдать меня в школу, где есть скауты, потому что ближе к нашему дому совсем другая, а сюда пришлось проситься. Сначала меня, конечно, привлекала лишь внешняя сторона: форма, галстуки, возможность ездить в походы, в загородный лагерь, где учат сплаву по реке и основам выживания с минимумом подручных средств. Потом я постепенно увидел и внутреннюю привлекательность скаутского движения. Мне нравится, что это организация неформальная, хотя и жестко построенная в смысле дисциплины – новички во всем подчиняются старшим и опытным инструкторам. С одной стороны, это может внушить сомнения, но они рассеиваются, когда узнаешь, что плохой и непорядочный человек никогда не станет инструктором. Такого человека не допустят к власти – это невозможно в скаутском движении, его просто выгонят из организации. Жизнь здесь построена таким образом, что сущность человека проявляется если не сразу, то вскоре – в трудных испытаниях человек показывает характер, узнает, на что способен. Мне нравится, что в скауты принимают не всех подряд, что нужно подготовиться, пройти испытания и доказать, что ты достоин. Я не понимаю смысла организаций, в которые всем классом можно вступить. Мне кажется, что такие общедоступные массовые организации не имеют никакого смысла. Мне бы было неинтересно в такой.Ярослав Р., девятиклассник, Московская область: Каждый в ответе за себяК сожалению, я не слышал о такой организации. Не думаю, что она нужна, сегодня объединить всех вместе практически невозможно – люди, и школьники в том числе, очень разные, я, к примеру, никакой общественной работой не занимаюсь, мне это неинтересно. Да и нет времени на это – учусь в 9-м классе, так что приходится готовиться к ОГЭ, каждый день по 6-7 уроков, а потом занятия с репетиторами. К сожалению, сейчас не то время, когда можно жить по принципу «Один за всех, и все за одного». Мне кажется, что организовать нечто подобное пионерии и комсомолу сегодня нереально. В моем классе не только я, но и многие мои товарищи про Российское движение школьников даже не слышали. Встает вопрос – стоит тогда ломать копья и искусственно создавать организацию, которая никогда не станет массовой?Петр РОГАЧЕВ, шестиклассник, школа №50, Нижний Новгород:Нравится быть тимуровцем В нашем классе есть тимуровская организация. Мы помогаем старшим в добрых делах. И в общешкольных делах, и дома. Мы с моим братом помогаем убираться соседу, он инвалид, и ему трудно двигаться. Мне нравится быть тимуровцем. Маша П., 9-й класс, школа №7, Павлово, Нижегородская область:Личное дело каждого Когда я училась в начальной школе, у нас была «Маленькая страна», мы все входили в эту организацию, как я понимаю, что-то вроде октябрят. Но потом детство кончилось, и ни в каких организациях больше я не состояла. Я знаю несколько девочек из нашей школы, которые ходят во Дворец пионеров, там собирают активистов из каждой школы. У них все время какие-то мероприятия, они во всем участвуют, к чему-то готовятся. Одноклассники к ним относятся по-разному. Кто-то уважает, а кто-то считает выскочками. Я отношусь спокойно: если людям это нравится, пусть ходят и участвуют. Это личное дело каждого.Светлана К., выпускница школы, Нижний Новгород:Не могу тратить время на общественную работу О Российском движении школьников слышу впервые. Активные мои одноклассники проявляют себя по-разному. Например, один мальчик с пятого класса участвует в акциях молодежного экологического клуба «Зеленый парус», а одна девочка из нашего класса ходит во Дворец детского творчества – там есть городской совет старшеклассников. У них много мероприятий, самых разных, то спортивных, то экологических, то концерт готовят и едут с ним куда-то, то просто развлекаются вместе. За свою активность она получила путевку в «Артек» в прошлом году. Это, конечно, здорово! Я бы тоже поехала с радостью. Но я не могу, как она, столько времени тратить на общественную работу. Хочу поступить в один из вузов Москвы или Питера, поэтому мне приходится много заниматься и самостоятельно, и с репетиторами. Может быть, в студенчестве у меня будет больше времени, и я смогу в чем-то поучаствовать. Моя подруга, например, учится на первом курсе университета. Недавно она вместе с другими студентами получила приглашение в Кремль – там собирали молодую гвардию «Единой России». Им сразу сказали, что из них будут готовить кадровый резерв партии. Она была приятно удивлена открывающимися перед ней возможностями. Наталья ГАЕВСКАЯ, ученица 10-го класса школы №16, Воронеж: Привлекает масштабностьМы совсем недавно начали сотрудничать с Российским движением школьников. В нашей школе с 2013 года работает молодежный интернет-канал «Винегрет», он существует на базе медиацентра «Реактив». В декабре 2016 года мы подписали партнерский договор с РДШ и начали активно с ними взаимодействовать – освещаем мероприятия, которые проводит эта организация, сами в них участвуем и оказываем информационную поддержку. В нашей школе штаба РДШ пока нет, но до мая этого года он у нас будет сформирован, выберем и его руководителя, который станет участвовать в собраниях Российского движения школьников – такое представительство будет от каждой школы. Сейчас наш штаб потихоньку собирается, люди проявляют большую активность, хотят участвовать в движении. Мы на нашем интернет-канале стараемся поддерживать этот интерес, рассказываем о том, что такое Российское движение школьников, чем оно занимается, каковы перспективы и как именно каждый может в нем себя проявить. Сама я не являюсь пока официальным членом РДШ, но так как я возглавляю детскую организацию – наш медиацентр и от моего имени мы заключили партнерское соглашение, то я буду одной из первых участниц движения в нашей школе. Чем привлекательно это движение? Своей масштабностью прежде всего. У РДШ огромный охват мероприятий в различных направлениях, есть где развернуться и применить свои силы – и спортивное направление, и Юнармия, и медиа, и волонтерство – все! Думаю, что в нашей стране обязательно нужна большая детская общественная организация или движение. У нас очень много небольших объединений, например, таких как мы, и должно быть что-то, охватывающее всех, потому что все мы занимаемся по сути одним делом – развиваем нашу молодежь.  Лично для меня проявление активности в общественном движении – это хороший способ найти себя. Вероника ДЕРЮГА, ученица 10-го «А» класса школы №1, Воронеж: У меня свой социальный проект Я не являюсь членом РДШ, хотя об этом движении знаю и знаю, по каким направлениям они работают. Я уже четвертый год вхожу в другую детскую общественную организацию, которая существует в нашем городе целых 50 лет! Это Воронежская региональная общественная детская организация «Искра». Мне всегда было интересно делать что-то полезное, быть участником какого-нибудь хорошего проекта, просто быть активным человеком. Мне этого хотелось, но я не понимала, с чего начать. «Искра» научила меня этому. Мне было интересно проходить тренинги, узнавать новое и развиваться. Теперь я понимаю, что очень изменилась за годы, которые провела в «Искре». Я научилась свободно общаться с людьми, даже с малознакомыми, могу договариваться с ними о чем-то, а главное – у меня сейчас свой социальный проект. Он направлен на то, чтобы показать современной молодежи, как можно интересно и с пользой проводить свободное время. Мы организуем в школах различные мероприятия, в основном для средних и старших классов. Сейчас у нас три формата: «Дозор» – это подвижная игра на местности с использованием шифров и кодов, вторая игра – ролевая, где у каждого участника есть своя роль и свои цели, которые зачастую не совпадают с целями других игроков. Участники погружаются в определенное игровое пространство и там взаимодействуют, чтобы достичь этой цели. Третья игра – «Фрисби», в ней мы используем летающую тарелку, но есть добавленные правила, которые делают игру интереснее и сложнее. Вообще деятельность детских общественных организаций во многом похожа, и цели тоже примерно одинаковы – сделать молодежь более активной, организовать ее. Но у всех есть свои проекты. Например, «Искра» уже несколько лет проводит фестиваль молодежной прессы «Репортер», я тоже в нем участвую. Я пишу в свою школьную газету и в прошлом году была на «Репортере» как участник, а в этом году уже как организатор. Но журналистика – это скорее мое хобби, после школы я собираюсь поступать в университет на прикладную математику. Участие в общественных движениях делает нас смелее и увереннее. Стефания И., ученица 7-го класса гимназии, Балашиха, Московская область:Фундамент будущей карьерыРДШ для меня – это фундамент для моей будущей карьеры. Здесь можно проявить себя в разных областях общественной жизни, найти единомышленников, сформировать свою точку зрения, попробовать себя в разных социальных ролях. Без общественной деятельности уже не представляю свою жизнь, так как она глубоко вошла в мой образ жизни.Конечно, про учебу забывать нельзя. Я изучаю политическую теорию и подкрепляю ее практикой на деле через мероприятия, проводимые РДШ. Выбор есть у каждого: жить бесцельно, без идей или наполнять свою жизнь яркими красками, знакомствами и новыми знаниями. Именно поэтому мой выбор – Российское движение школьников.Илья Ч., ученик 10-го класса гимназии, Балашиха, Московская область:Движение очень интересноеЯ в РДШ с первых дней. Движение молодое, но очень интересное. Мы стараемся участвовать во всех мероприятиях и уже побывали на  форуме «Дети! Россия! Будущее!», участвовали в  финале 2-го Всероссийского конкурса общеобразовательных организаций России, развивающих ученическое самоуправление, на днях были в Черноголовке на  1-й ассамблее РСМ Московской области. Интересная идея – дни единых действий.  В эти дни все школы живут одной идеей и одним форматом действий – мероприятия «День здоровья», «День Земли» и многие другие. Провели день книгодарения. Ребята дарили и получали в подарок любимые книги. К нам присоединились предприятия города и подарили гимназии сборники сочинений великих писателей. Соня АТАМАНОВА, 11-й класс, гимназия №1, Челябинск: Открытые двери – новые возможностиВ прошлом году в нашей стране начало набирать обороты Российское движение школьников. Моя школа тоже стала пилотной, поэтому у меня появилась возможность оказаться на форуме новой журналистики «Мед», где ведущие SMMщики области рассказывали о ведении групп в социальных сетях.  Именно с этого форума началось мое знакомство с РДШ.  Вообще, хороший вопрос: зачем нужно РДШ? Столько лет жили без каких-либо школьных движений, а сейчас – здравствуйте! – появилось. Какой смысл во всем этом? Изначально многие относились к этому проекту скептически, вспоминая пионеров (хотя не понятно, почему пионеры здесь рассматриваются в негативном ключе), однако сейчас мнение кардинально изменилось. РДШ имеет массу положительных качеств. Во-первых, РДШ открывает закрытые двери. То есть не будь РДШ, я бы не познакомилась с волонтерским корпусом города Челябинска, не обрела бы новых знакомых среди молодых журналистов, с которыми мы продолжили взаимодействие после форума. Открытые двери – новые возможности. Можно сказать, что перед нами, школьниками, все пути, надо только пользоваться возможностями. Во-вторых, с появлением движения стали развиваться и школьные мероприятия. Приятно слышать от знакомых из других школ о том, как у них поменялся формат школьной жизни. От полного отсутствия к полномасштабным действиям, потому что РДШ проводит массу мастер-классов, форумы, флешмобы, в которых можно принять участие. В-третьих, деятельность РДШ делится на 4 направления, для каждого из которых есть свои тематические мероприятия. Для молодых журналистов, например, был организован день журналистики, в течение которого проводились занятия, можно было задать интересующие вопросы о профессии на пресс-конференции. РДШ – это интересный, а самое главное – важный проект для самореализации школьников, поиска их пути. Кто-то скажет, что это отголосок «совка», но, чтобы им не быть голословными и поменять свое мнение об этом движении, надо «вариться» в этом всем, участвовать в мероприятиях движения. Люди в РДШ не кусаются, а на форумах зачастую становится тепло, как дома. Елизавета ЛЕБЕДЕВА, 9-й класс, средняя школа №107, Челябинск: Современная версия пионерииРДШ – довольно неоднозначное явление для меня. Несмотря на то что все представители РДШ уверяют нас в том, что Российское движение школьников нисколько не похоже на пионерию и имеет совсем другую идею и смысл, надо признать, что на самом деле РДШ и есть самая настоящая современная версия пионерских отрядов. Немного модернизированная, но суть в принципе осталась та же – занять делом детей, развить их способности и таланты и заодно патриотизм привить, чтобы потом, в будущем, лучшие из лучших оставались жить и работать во благо нашей страны, а не уезжали за рубеж. Звучит довольно странно, но когда я брала интервью у представителя РДШ от нашей школы, то мне объяснили суть дела примерно так.И в принципе я считаю, что сама концепция проекта неплоха. Ведь у ребят, вступивших в движение, появляется больше возможностей развить свой талант, показать его всей России. Многочисленные форумы, конкурсы, сборы и многое-многое другое проходит в РДШ практически ежедневно. И я, безусловно, поддерживаю это. Я сама обрела новых друзей, набралась опыта, побывала на интересных мероприятиях благодаря этому проекту. Но, конечно же, все не может быть идеальным, и у РДШ есть свои минусы. Например, у нас в школе тоже есть свое движение РВО – разновозрастные отряды, которые существуют уже огромное количество лет, но с приходом РДШ все, кто состоял в разновозрастных отрядах, автоматически стали еще и участниками Российского движения школьников. Таким образом, я хочу подвести итоги. РДШ – это, безусловно, интересный проект, который может помочь некоторым ребятам показать себя на всю страну, сделать из них будущих успешных и талантливых людей. Но все же у движения есть минусы, и их достаточно. Но пока что представители сего проекта не особо торопятся исправлять все недочеты. Что ж, время покажет.Андрей УРАНОВ, 10-й класс, Тайцкая школа, Ленинградская область: Не орган самоуправления, а волонтерский кружокМоя школа в поселке Тайцы Гатчинского района стала одной из пилотных для Ленинградской области. Все начиналось привлекательным представлением: харизматичный спикер два часа рассказывал о том, как простые люди могут совершить великие дела и на местном уровне, и на уровне страны, как начать заниматься самообразованием, как проявлять инициативу, чтобы быть впереди других, и т. д. После его речи первые участники объединения выступили с концертом, закрепляющим впечатление, а потом торжественная церемония принятия первых членов в ряды РДШ. И вот организаторы уезжают и оставляют проект РДШ на саму школу, назначив координатора. Во время представления организация позиционировалась как орган самоуправления школой, с помощью которого школьники смогут влиять на жизнь и устройство своей школы. Спикер предлагал менять привычный распорядок дня, способ преподавания и  мероприятия школы. Конечно же, все на какой-то момент загорелись идеями, но через пару дней у большинства все затухло. РДШ же какое-то время не давало о себе знать, но где-то через месяц актовый зал все чаще стал оккупироваться школьниками в белых футболках, а через месяца три деятельность РДШ в нашей школе оформилась и  организация создала представление о себе. Основным направлением в нашей школе стала организация местных мероприятий. Теперь в  каждый значимый праздник была создана программа празднования: утром на входе в школу всегда стоит примечательный стенд и волонтеры приглашают на дальнейшие события. Все проходит чаще всего в актовом зале на двух больших переменах с разными интерактивами и концертной программой. Во время праздников члены РДШ снимают репортажи, которые оперативно монтируют и выкладывают в свою группу ВКонтакте. В нашей школе РДШ работает, и работает хорошо, но нам обещали орган самоуправления, а мы получили просто волонтерский кружок с креативом и концертами. Не создано никакой структуры, нет скомпонованной и ясной информации для простых учеников. Нельзя четко сказать, кто лидер организации, так же как нельзя сказать, в каком направлении она развивается: праздники есть, свежее СМИ есть, но главного элемента, который обещали изначально, нет. Конечно, часть вины за это лежит на коллективе школы, который не проявляет инициативы и не стремится к развитию самоуправления, но организаторы и администрация не предоставили необходимой информации и возможности для удобной коммуникации и начала деятельности. В нашей школе могут быть социально активные ученики, готовые заниматься самоуправлением, но не готовые заниматься организацией людей.От редакцииНадеемся, что такие встречи в «Учительской газете» станут регулярными, ведь «Эпицентр» – газета для школьников и о школьниках, нам очень важно ваше мнение, дорогие ребята. Ждем ваших писем и предложений по электронному адресу rudenkosa@mail.ru.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте