Детско-юношеская организация «Остров сокровищ» школы №518 – одна из интереснейших и актуальных форм детского самоуправления.
Алла ПОЛКОВНИКОВА, член управляющего совета школы:- Мы все хотим от наших детей, чтобы они стали «выше, умнее, сильнее», активно занимаемся развитием ребенка в дошкольный период, прилагаем все усилия, чтобы ребенок много знал, многое умел, был «продвинутее» своих сверстников, для этого взрослые организуют разнообразный спектр студий и кружков. А в школе уже с начальных классов – поспрашивайте об этом у родителей – у многих ребят есть репетиторы. Не для исправления плохих оценок, а для наиболее полноценного освоения учебной программы.Безусловный приоритет знаний понятен, и я ни в коем случае его не исключаю. Для дальнейшей успешности наших детей знания и умения в различных областях, тем более в том, что дальше составит или будет работать на их профессиональный опыт, крайне важны. Но я всегда вспоминаю слова умного и очень тонкого педагога Шалвы Александровича Амонашвили: «Ребенок не мешок для складывания туда знаний». Поэтому наиболее важно, я думаю, наличие серьезных, качественных знаний, с одной стороны, в сочетании с человеческими качествами характера, жизненными принципами, умением ставить цели и добиваться их, с другой стороны. Тогда, обладая умениями по использованию своих знаний, ребенок сможет эти знания постоянно активировать и заставлять работать, они не будут лежать мертвым грузом.А научить ребенка быть сильным, активным и в то же время добрым и смелым – это сложная, именно педагогическая задача, потому что требует развернутого во времени, каждодневного участия заинтересованных взрослых людей. Стать настоящим человеком – этому нельзя научить быстро в рамках определенной программы, тем более в этом нельзя натаскать. К сожалению, за последние 20 лет становление ребячьих личностей перестало быть определяющей задачей взрослых.Поэтому сегодня название детско-взрослого содружества московской школы №518 «Остров сокровищ» оправдывает каждое свое слово: в большом мире жизни, где поменялись или заменили друг друга определяющие ценности, есть остров главных сокровищ – настоящих человеческих качеств. Человеческие ценности, сформированные за годы учебы в школе и жизни в «Острове…», по своему тонусу очень сильны. Во взрослую жизнь после «Острова…» ребята выходят с четкими сформированными жизненными принципами, с тем внутренним стержнем, который очень важен для их дальнейшей успешности.Бывая на сборах «Острова…», я часто ловила себя на мысли, что, пожалуй, впервые вижу обычных современных ребят, таких привычных – с телефоном, планшетом и в наушниках, в современной и стильной одежде, с привычными брендовыми словечками на устах, но по своей сути совсем других – изнутри правильных. «Остров…» формирует как раз тот стержень, характер, который дальше, во взрослой жизни, уже не сломать. Это дом, в котором хорошие взрослые учат ребят быть людьми.Кто помнит изумительную книгу Владислава Петровича Крапивина о Вальке и его друзьях, тот до сих пор хранит в душе безграничную нужность парусов – справедливости и веры в дружбу, тепла и участия, ответственности, взаимной поддержки и уверенности, прорастающих из детства во взрослую жизнь.Для каждого из ребят «Остров…» – именно такие паруса. Это правда. Потому что больше двадцати лет «Остров сокровищ» является содружеством тех, кто учится здесь сейчас, тех, кто окончил школу двадцать, десять или пять лет назад, и учителей – любимых, важных, нужных. В общем, бывших «островитян» не бывает. Потому что такие паруса не рвутся, они крепкие, они надолго.Думаю, образование становится действительно значимым только в сочетании с воспитанием личности. А воспитание наших детей – сложная педагогическая задача, требующая сил, времени и набора интересных и результативных форм работы. Юлия ПУТИМЦЕВА, учитель информатики школы №518:- Когда-то давно, в 1992 году, нас (студентов математического факультета МПГУ имени Ленина) попросили провести в 518-й школе игру «Зарница». Это было мое первое знакомство со школой. Тогда меня поразило все: отзывчивые дети, понимающее руководство в лице Елены Дмитриевны Ибрагимовой, организатора внешкольной и внеклассной работы, коллектив единомышленников, готовых помочь, посоветовать… Поразило настолько, что я решила, что работать буду здесь. За этот год были поездки в Санкт-Петербург и Тулу, различные творческие дела, в школе работали 6 разновозрастных отрядов. В июле мы поехали в трудовой лагерь в село Парфентьево, что под Коломной. Кроме прополок и сбора урожая в лагере проходила большая творческая программа – рыцарский турнир и «Зарница», ролевая игра и костер… Чем же отличался этот лагерь от обычного? Наверное, тем, что дети сами готовили мероприятия, участвовали в планировании смены, вожатые назывались инструкторами, были дежурный командир и младший инструктор… В общем, что-то из лагерей пионерского актива, что-то из коммунарских методик, что-то свое. Названия, правда, не было. Зато ролевая игра «Остров сокровищ» натолкнула нас на мысль, что наш мир – остров, а единственные сокровища на нем – это мы. Значит, мы и есть «Остров сокровищ»! С тех пор мы ежегодно выезжаем в лагеря, правда, трудовая составляющая становится все меньше и меньше, зато качество творческой и организационной работы возрастает.Лагерь – это огромный заряд идей и энергии на целый год, ведь в течение года проходит много мероприятий, где каждый ученик школы может найти себя, свое призвание, научиться тому, о чем раньше вообще не имел представления. За эти годы сменилось не одно поколение «островитян», но принципы 90-х остаются актуальными и сейчас. Это работа в разновозрастных группах, преемственность поколений (инструкторы – это наши выпускники), общение через деятельность, соблюдение закона доброжелательности, обязательное обсуждение всех мероприятий.Прошло уже почти 25 лет, и я не представляю свою жизнь без «Острова…», без детей, для которых хочется сделать что-то интересное, запоминающееся, научить их смотреть на мир своими глазами, делать мир чуточку лучше… Ирина ЯРУШИНА, мама ученика:- «Остров…» несет в себе множество достоинств. Одним из важных считаю организацию свободного времени. Дети, с одной стороны, вовлечены в разнообразные творческие и развивающие мероприятия. С другой стороны, это круглогодичный досуг в хорошо знакомой, надежной компании взрослых и ребят.Алла ГРЕЧИШКИНА, мама ученика:- Когда несколько лет назад мы искали школу для сына, старались решить сразу два вопроса: он идет в 8-й класс, впереди – старшая школа, нужен серьезный уровень знаний для последующего поступления в вуз, и в то же время для взрослеющего подростка, почти уже юноши, крайне необходима «такая школа, как раньше». То есть нам нужна была школа, где не только учат детей, но и занимаются их воспитанием. Главное было – найти это единство, этот качественно другой образовательно-воспитательный уровень.И, к нашему счастью, мой сын и я нашли это в школе №518.Когда я читала о школе, поняла, что у нее давняя, многолетняя история. Во время войны в здании школы №518 действовал госпиталь. В школе не только реально работают педагогические династии, но и многие сегодняшние учителя – это ее бывшие ученики. Редчайший для наших постсоветских школ случай. А главное – «Остров…»! Я никогда не забуду, как во время первой же осенней вылазки – сентябрьского турслета – один из новых одноклассников сына взахлеб мне рассказывал о прошедшем лете в ЛТО. А потом грустил, что «теперь опять целый год ждать». Еще, на мой взгляд, очень важны сборы – время творчества и возможности многому научиться. И, конечно, романтичные и в то же время важные для души «свечки» и любимые песни под гитару. Наши дети знают Визбора и Якушеву!Анастасия КОЗЛОВА, учитель математики, старшая вожатая:- «Остров сокровищ» – это возможность для учеников пообщаться друг с другом вне зависимости от того, в каком классе они учатся. Во время подготовки и проведения мероприятий не важно, хорошо или плохо ты учишься, успешен ты в классе или нет – ты все равно важен и нужен. И это дает нераскрывшимся ребятам найти себя, а лидерам – засверкать в новом свете.Соня ВОРОЖЕЙКИНА, ученица 9-го класса:- Года два назад я бы сказала: школа – это место, где ты учишь математику и русский. Но я попала в «Остров сокровищ» и поняла, что в школе учат не урокам. В школе учат общаться, дружить, решать проблемы, делать добро бескорыстно, играть в спектаклях… играть… а не вызубривать текст и просто произносить его на сцене. В школе учат урокам, это так, но это самое меньшее, чему нас там учат.Года два назад на фразу «Школа – второй дом (или дом родной)» я бы ответила, что это ерунда… Но я попала в школу №518 и поймала себя на мысли, что я в школе провожу больше времени, чем где-либо. Я живу в школе. У меня там есть семья. Я живу в «Острове…»!Елена МЕДВЕДЕВА, мама ученицы:- «Остров…» дает ребятам возможность познать и выразить себя, учит дружбе, ответственности, взаимопомощи.Важно, что доверяешь своих детей команде организаторов, которые прежде всего любят ребят. Людям, которым нравится дело, которому они посвятили часть своей жизни, людям с большим профессиональным опытом.Главное пожелание «Острову…» – несмотря ни на что, оставаться на плаву, оставаться жить!
Комментарии