Начну с примера. Буквально на днях в поезде я познакомилась с первоклассницей по имени Лада. Красиво звучит, нежно, мягко. По-русски. Ладушка. И сама девчушка просто чудо! На столике в купе она разложила свои детские сокровища – календарики, наклеечки, карточки с мультяшными красавицами.
Стелла, Блум, Лейла, Флора, Муза мне показались сначала совершенно одинаковыми, и я спросила у юной попутчицы, как же она их различает. Оказывается, у каждой героини свой характер, и наши девочки выбирают себе кумиром ту феечку, на которую им хочется быть похожей. Так, у Лады, например, любимая героиня – Флора. Неплохой, надо сказать, выбор. Муза тоже хороша: живет в гармонии с музыкой и наполняет ею сердца. А вот девиз Лейлы – «Спасайся, кто может!». Лейла беспокойная, непослушная, дикая по природе и преподносит врагам хорошие уроки. Стелла – болтушка. Блум – лидер всей этой команды WINX. Меня Лада и ее мама просветили, что WINX – хорошо раскрученный итальянский бренд, под именем которого выпускаются куклы, тетради, блокноты, обложки, календарики, значки, майки, портфели, рюкзачки и т. д. У меня дочка уже оканчивает школу, сама работаю в старших классах, и то, к чему я случайно прикоснулась, стало для меня открытием, а Лада могла рассказывать о каждой фее-итальянке бесконечно, как истинная фанатка…Я не могла сначала понять, почему в мыслях я возвращалась к этой первоклашке. Имя Лада все поставило на свои места. Почему кумиры пяти-десятилетних девчонок – итальянские феи? Почему нет ничего подобного российского? В современной подаче, ярких, переливающихся (помните, были в нашем детстве такие значки?), но в русской традиции и хорошего качества детских игрушек и канцтоваров, а не китайских подделок итальянского бренда? Таких, чтобы современным девчонкам наши героини нравились: Ладушка, Варварушка, Василисушка, Марьюшка, Ярославна – это ведь и краса, и премудрость, и верность, и доброта. И для мальчиков образцы для подражания нужны свои, не заморские. К слову сказать, в начале учебного года подбирала для класса тетради для контрольных работ, и кроме воинственно настроенных чудовищ выбора-то и не было! Рядом не только родители, но и старшеклассницы (мы обменялись впечатлениями) тоже были в серьезном затруднении – что выбрать? Вообще-то эта проблема государственного уровня существует давно. И она вовсе не маленькая: в воспитании вообще мелочей не бывает… Кто-то из чиновников и за это направление российской действительности отвечает?! Остается только удивляться, что и сами не видят – по долгу службы, и не внемлют голосу разума родителей и педагогов. А ведь что в детские руки мы вложим, тем они и играть будут, такую культуру и освоят, такие ценности и будут преобладающими в их жизни, поэтому соотношение отечественного и импортного должно быть разумным. Мы на всех уровнях говорим о том, что необходимо усилить патриотическое, духовно-нравственное воспитание. Говорим, что любовь к Родине начинается с малого и формируется с раннего детства. Мы любим повторять, что детство – «ковш душевной глуби». Так чем мы, взрослые, наполняем этот ковш, сетуя потом, что в подростках нет почтения к старшим поколениям, к ветеранам, к традициям? Откуда им взяться?! У нас не остается ничего национального. Русская сказка уходит из детства маленьких россиян. Народные игры тоже не в чести. Русская литература низводится в ранг второстепенного предмета. Детство у будущих граждан России должно начинаться с России, если мы хотим, чтобы они ее любили: с наших песен, с нашей культуры, с наших игр и игрушек. С нашей литературы, которая формировала в течение веков русский национальный характер, людей гостеприимных, трудолюбивых, любящих Россию «до боли сердечной», неагрессивных, миролюбивых, но умеющих стоять за правду, защитить обездоленных и беспомощных. Сегодня в образование вливаются огромные капиталовложения. Хорошо? Наверное. Только вот часто в педагогической повседневной практике приходится наблюдать, что уровень воспитанности наших учеников далеко не всегда зависит от возможностей папиного кошелька. Так и в условиях государства в целом: уровень милосердия, терпимости, нравственности и патриотизма миллионными и даже миллиардными (имею в виду стоимость всевозможных программ) только денежными вложениями, увы, не повысить. Вводимые в школах (и даже реализованные) программы по духовно-нравственному воспитанию общей картины не изменят: школа – отражение состояния общества, как дети – отражение своих родителей. И после классного часа, посвященного духовному миру семьи, ребенок идет в свою собственную семью, где (что бы ни говорилось о повышении благосостояния россиян) родители едва сводят концы с концами, или пьют, или в разводе, или… Можно долго продолжать этот негативный список. И чаще всего выросший в такой семье ребенок повторит судьбу своих родителей. Одной школе без качественных социальных программ, в центре которых Человек, не справиться. Никто не отрицает значимости финансовой помощи – нужна, слов нет, как нужна, но… Очень много возникает разных НО, одно из которых, как мне кажется, кроется даже в самом термине «Наша новая школа». «Новая» означает «впервые созданная». Значит, с нуля? Значит, все педагоги прошлого и их замечательный опыт – ничто? Значит, опора на крепкую традицию нам не нужна? А если сказать «обновленная»? И смысл другой получается, и наполнение содержания воспитания и обучения требуется другое. Кстати, не остановиться ли на мгновение, не проанализировать ли, почему же каждый из тех, кому сейчас за сорок, мог ходить в походы, заниматься спортом, посещать кружки? Может быть, не только отбрасывать лучшее той самой советской школы? Большое видится на расстоянии, так, может быть, уже пора сделать остановку, проанализировать плюсы и минусы той, теперь уже «старой», школы, вернуть самые сильные ее позиции и выбрать более правильное направление в светлое будущее, которое не приводит к расколу в обществе? Мы критикуем тех, кто пел о разрушении до основания, а чем мы отличаемся от них?!
Комментарии