search
main
0

Зачем надо вводить профильное и предпрофильное обучение? Какие задачи в связи с этим вы ставите?

Первыми ласточками, отрабатывающими предпрофильную подготовку девятиклассников в рамках всероссийского эксперимента, стали 10 регионов Российской Федерации. У многих из них и до этого были хорошие наработки по профильному обучению, а эксперимент дал им, что называется, «почву» под их инновационные разработки. Представителям некоторых из этих регионов, которые у себя «дома» отвечают за ход эксперимента, мы задали несколько актуальных вопросов. Особенно нас интересовало, что возможно сделать по введению профильного обучения на селе. Вот что ответили координаторы эксперимента во время «круглого стола», состоявшегося в Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования.

Нина ВЕРБИЧЕВА, координатор эксперимента по предпрофильной подготовке в Крапивинском районе Кемеровской области:

– Впервые мы чувствуем, что у нас появляется возможность дать ребенку из села качественное образование, то, которое позволило бы спокойно сдавать ЕГЭ и свои документы направлять в вузы хоть своего региона, хоть столичного. Некоторые говорят: в городе все можно, а деревня – она как жила, так пусть и живет. Наверное, это неправильно, потому что многие великие люди вышли из деревни. Мы изучили свои кадровые и материально-технические ресурсы, определили, что в эксперимент из нашего района войдет 4 школы. Они попытаются отработать на следующий год три разных варианта школ: многопрофильную, школу – ресурсный центр и однопрофильную. Нужно, чтобы школа не боялась отдать своего лучшего ученика в другое образовательное учреждение – более высокого уровня. Сегодня, создав предпрофильные курсы, перед нашими педагогическими коллективами мы поставили одну из главных задач – не держать ученика. Организованы курсы там, куда можно приехать, – пусть едет. Сельский район в плане профилизации сможет что-то сделать в том случае, если не школа будет базовой единицей в системе общего образования, а сеть учебных заведений.

Зинаида СОКОЛОВА, ведущий специалист управления общего и профессионального образования Департамента образования и науки г. Краснодара:

– Задача предпрофильной подготовки – соединить такие понятия, как «хочу», «могу» и «надо». Ребенок чего-то хочет, мы должны помочь ему соизмерить желания с возможностями. Нужна работа с родителями, потому что они иногда переоценивают своих детей, им очень хочется многого для своего ребенка. Вот здесь и помощь родителям правильно определиться. У нас работают городские центры профориентационной подготовки, психологической поддержки «Детство», центр занятости, то есть мы используем все те силы, которые у нас были и раньше, только переориентировали их на новую задачу. Она заключается в психологическом сопровождении, диагностике, тестировании, информационной работе с подростками и родителями.

Мария ГОНЧАР, зам. начальника отдела общего образования и подготовки кадров управления образования администрации Калининградской области:

– Школа, вводя профильное обучение, пытается вернуть себе образовательную функцию – чтобы ребята не были вынуждены искать удовлетворения своих познавательных потребностей за стенами школы, и школа превращалась лишь в повинность, обузу, а, напротив, находили ответы на свои запросы, возможности проявить себя – в школе.

Что дает предпрофильная подготовка ученикам, которые не собираются поступать в вузы или даже хотят уйти из школы после

9-го класса ?

Зинаида СОКОЛОВА:

– В Краснодаре хорошо налажена связь с учреждениями начального профессионального образования. Очень много мероприятий проводится именно для этой категории учеников – выставки рабочих мест, дни открытых дверей и так далее. В этом нас поддерживает глава, который обязался обеспечить всех молодых людей рабочими местами. Мы понимаем, что если ребенок из благополучной семьи желает пойти в вуз, то ему помогут родители. А что же делать тем, кто не обеспечен родительской поддержкой? Их надо сориентировать на рабочие специальности, дать им профессию, а потом уже многое будет зависеть от них самих.

Нина ВЕРБИЧЕВА:

– У нас есть курсы, рассчитанные не только на профильную школу, но и межпредметные, ориентированные на ту или иную специальность. Очень важно в этот период заключать договоры и активно сотрудничать с профессиональными училищами, учреждениями среднего профобразования. Мы предоставляем ребятам возможность побывать в этих учебных заведениях. Не хотелось бы, чтобы паренек в деревне сразу после школы сел за трактор. Надо, чтобы он получил профессиональное образование, которое поможет ему устроиться в жизни. И что очень важно – всем ученикам 9-го класса читают элективные курсы. Они могут быть рассчитаны на месяц, четверть или полугодие. Для чего это делается? Ребенок должен обязательно пройти «профессиональную пробу». Если это химия, пусть понюхает химреактивы в пробирке, если журналистика – попробует написать заметку. Пусть сначала определит, то ли дело он выбрал.

Владимир КАРАСЕВ, консультант Департамента образования Самарской области:

Концепция профильного обучения предполагает предпрофильную подготовку в 9-м классе. Но это, я считаю, поздно. Мы говорим: ученик имеет право на ошибку, но он имеет это право уже в 9-м классе. А если он прослушал курс по гуманитарным дисциплинам и понял, что это не его дело, зачем терять драгоценное время? В 8-м классе должен быть прочитан ознакомительный курс по разным сферам деятельности, их не так много – 8-10. Разделив общее количество часов, выделенных на элективные курсы (их может быть 70-80), на год, получим примерно по 10 часов на каждый спецкурс. После них ученик может заниматься целенаправленно предпрофильной подготовкой в 9-м классе.

В чем состоят особенности организации предпрофильной подготовки в регионах?

Мария ГОНЧАР:

Согласно нормативным документам учредитель должен предоставить своим жителям возможно более полный спектр образовательных услуг на данной территории. Однако о том, что все они должны быть предоставлены в каждой конкретной школе, нигде не говорится. Это становится задачей целой сети образовательных учреждений, и те школы, которые находятся рядом друг с другом, выстраивают систему профильного обучения вместе. Причем сверху ее навязать невозможно. Жизнеспособную систему может разработать только координационный совет, в который входят представители всех школ округа и других задействованных учреждений. Важно, чтобы именно координационный совет ежегодно прорабатывал единую для данного образовательного округа модель, договаривался, каким будет портфолио ученика, как и чем наполнять информационную карту, как формировать профильные классы или группы. При этом в одних территориях, с одним составом директоров возникнут образовательные консорциумы с разделением специализаций школ, в другом случае – опорные школы, в которых реализуется профильный компонент для старшеклассников всего округа, в третьем – образовательные центры или комплексы с отдельной третьей ступенью, учебные потоки, динамические группы…

Владимир КАРАСЕВ:

– В зависимости от того, какие ресурсы имеет территория, так и будет там организовано профильное обучение. Возможно, возникнет старшая многопрофильная школа, когда мы сможем концентрировать ресурсы, в том числе и кадровые, в одной школе, собрав туда 10-11-е классы. Или же сложится сетевое взаимодействие образовательных учреждений. Может получиться и так, что к сильному учителю будут приезжать ученики из других школ…

– Мы ввели в эксперимент только те учебные заведения, где можно что-то сделать, а не просто тех, кто захотел. Сразу определились, из каких школ в наш ресурсный центр смогут приехать и ребята, и преподаватели. Таких оказалось три. Большим подспорьем в этом деле являются школьные автобусы. В Кемеровской области их работа налажена довольно неплохо. Однако средних школ с профильным обучением на селе может стать меньше. Ведь сегодня мы пытаемся создать условия, чтобы каждый ребенок себя нашел, а для этого надо открывать ресурсные центры, куда школьники будут приезжать. Когда в один из таких центров поехали ребята 10-го класса, родители других учеников сказали: «Раз есть автобус, мы хотим, чтобы и наши дети-пятиклассники могли учиться в этой школе». Право на лучшее образование имеют все ученики на селе. Поэтому вместе с нашим правительством, губернаторами и главами администраций мы должны думать, как это обеспечить: организовывать подвоз детей в профильную школу через программу «Школьный автобус» или открывать при них интернаты.

Кто преподает у вас элективные курсы, и существует ли в вашем регионе (школе) проблема с кадрами? Если да, то как вы ее решаете?

Елена ДЫМУХА, ведущий специалист управления образования Павловского района Краснодарского края:

– В районе на данный момент разработано 112 предпрофильных курсов на 8 школ, участвующих в эксперименте. Мы нашли столько педагогов, сколько нужно, и я думаю, что такие энтузиасты везде найдутся. Подготовка кадров для профильной школы только начинается, но будет, надеюсь, продуктивной. У нас много педагогов с высшей квалификацией, которые могли бы дать отличные знания по профилю, стоит привлекать людей других профессий, преподавателей профтехучилищ. Например, элективный курс «Химия в сельском хозяйстве» читают агрономы. Для ребят, избравших сельскохозяйственное направление в профильном классе, лучших специалистов нет.

– Когда мы говорим о профильном уровне преподавания предмета – об уровне «В» в терминах нового стандарта, то надо понимать, что это не какое-то дополнительное содержание, с которым преподаватель сталкивается впервые. Это фактически обычный уровень, на котором учитель работал раньше. В традиционной общеобразовательной школе он был всегда, просто далеко не все дети в состоянии его освоить. Сегодня самая большая сложность профильного обучения заключается как раз не в обеспечении профильного уровня и даже не в элективных курсах, а в преподавании непрофильных предметов, то есть уровня «А» нового стандарта. К этому учителя готовы в меньшей степени. Сложность эта усугубляется тем, что сами они зачастую не замечают ее, и в результате непрофильные предметы перегружены, не способствуют развитию учащихся. Причины проблемы с преподаванием непрофильных предметов лежат в психологии учителей, разработчиков стандартов и авторов учебников. Надо думать над тем, как сделать предмет действительно базовым, общекультурным, фундаментальным.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте