search
main
0

Зачем мы сегодня идем в школу. Уроки жизни без самой жизни

В одном тексте по рассказу Леонида Андреева «Красный смех» о Русско-японской войне (о какой войне идет речь, конечно, ни слова) доказывать нужно было, что война бесчеловечна и убивает в человеке все его нравственные начала. В другом тексте того же года, взятом из повести Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда», в шпаргалке говорилось, как в годы войны раскрывались в человеке все лучшие его человеческие потенции. Я об этом абсурде писал и говорил на высоких совещаниях. И что же? В начале нового учебного года в Интернете на всю страну повесили демонстрационный вариант экзамена 2011 года, и вновь отрывок из рассказа Леонида Андреева и все тот же вывод, к которому ученик должен прийти: «Война безумна, бессмысленна, противоестественна по самой своей природе. Безумие войны способно притупить в человеке его лучшие душевные качества».

Я однажды был на комиссии по апелляциям с работой своей ученицы, ей снизили балл, потому что у нее было 7 красных строк, а надо было их иметь 8. Ей засчитали один пример, я легко показал, что примеров в ее работе два. Бедные ребята.А ведь все, о чем я сейчас рассказываю и еще расскажу дальше, – это абсолютно законный сертификат о профнепригодности. Вот наши строгие учителя и судьи. Но пойдем дальше. Был на экзамене и текст о чести и достоинстве. Далее всюду цитаты из шпаргалки (простите, информации о тексте).Итак, «Проблема чести и достоинства. (Не устарели ли сегодня такие понятия, как благородство, честь, достоинство? К чему приводит утрата моральных ценностей?)»И вот что должны ответить на эти вопросы наши дорогие выпускники (в одном из документов все это даже названо эталонным ответом):1. Чувство собственного достоинства, умение беречь свою честь и сегодня остается важнейшими характеристиками личности. Утрата моральных ценностей может привести к потере способности различать добро и зло, истину и ложь.2. Моральные ценности, такие как достоинство, честь, стабилизируют добропорядочность личности, а тем самым и общества в целом.3. У каждого должно быть чувство собственного достоинства, поэтому необходимо выступать в защиту людей, честь и достоинство которых попираются; истинная ценность человеческой жизни утверждается нравственными деяниями.4. Честь, достоинство – истинные ценности, которые утверждаются нравственными поступками.Можете на меня подавать в суд, но я утверждаю, что перед нами безнравственный поступок и у авторов этого задания нет ни чести, ни достоинства. В самом деле. Какими аргументами, какими фактами, какими доказательствами обосновываются все эти положения в предложенном тексте?Поведением Пушкина и Лермонтова на дуэли. И даже более глубокими историческими примерами: «Герои великого певца древнего мира (кстати, в данном случае Древний мир пишется с большой буквы) Гомера вступили в войну, известную как Троянская, из-за оскорбления чести одного из своих товарищей; другая его героиня – Пенелопа, жена Одиссея, сберегла свое женское достоинство за долгие годы разлуки с мужем. О том, что у афинян было сильно развито чувство чести, говорил ученик Сократа Ксенофонт».А поскольку ни одного более свежего примера, тем более из нашей нынешней постсоветской жизни, нет, то достоинство все-таки устарело. Нет, я вовсе этого не утверждаю. Но если в сочинении нет ни одного слова о том, как же беречь свою честь сегодня, в реалиях нашей нынешней жизни, то это чистой воды словоблудие. А между тем здесь есть над чем подумать. А в том, что проблемы эти очень и очень злободневные, у меня нет никаких сомнений.Давайте подумаем над тремя примерами вместе.Лет десять назад в нашу школу занесло какими-то ветрами учителя, которого, вообще-то говоря, и близко нельзя было подпускать к народному образованию. В сентябре я лежал в больнице, а когда вернулся, то ушам своим не поверил, когда мне рассказали про его художества. В выпускном классе, где я вел уроки русского языка и литературы, возмущенный внешним видом учениц, вроде нормальным, на мой взгляд, он на уроке сказал им: «В таком виде одна дорога – на Тверской бульвар». Тогда один из учеников в резкой форме ответил ему: «По какому праву вы позволяете себе так говорить о наших девочках?!» На что и получил: «А ты, жертва пьяной акушерки, вообще заткнись!»Я был потрясен. Тут же пошел к директору школы. Но еще больше меня потрясло то, что класс промолчал. Класс, который хорошо учился, дал немало медалистов, свободно и хорошо рассуждал на уроках и в сочинениях на всякие высокие нравственные материи. Я попросил нескольких девочек остаться после уроков. – Как могли вы все это съесть?- Мы боялись. Он сказал нам, что скоро он станет директором школы и тогда покажет нам, где раки зимуют.- Чего боялись? В вашем классе учатся две дочери наших учителей. Они что, отдали бы вас на растерзание? Да и другие учителя, и администрация школы у нас вполне нормальные. Они что, бросили бы вас? Вы обидели и меня лично, я что, не сделал бы все возможное и невозможное, чтобы вас защитить?- А что мы могли сделать?- Я понимаю, что дать ему по морде вы не могли. Но выйти всем из класса, спуститься в кабинет директора и сказать, что до тех пор, пока он публично перед вами не извинится, вы на его уроки не придете, вы же могли…(Недавно мне рассказали, как в одной из школ пятиклассники без всякой подначки родителей пришли к директору школы и сказали, что учиться у учителя, который с первой до последней минуты урока на них кричит, они не будут. Поскольку это была правда, учителя им заменили, что делает честь руководству школы.)А несколько лет назад я вошел в десятый класс и обалдел: при всем народе, в том числе и мужского пола, медицинская сестра искала в волосах девушек вшей (о том, что проблема педикулеза – это реальность, я, конечно, знаю). Я потребовал прекратить эту охоту за зверями. Но я был убит тем, что никто и не возражал, не возмущался, что мобильные телефоны не вызвали родителей на защиту и что на другой день родители не примчались в школу, чтобы разгромить и уничтожить ее.Я вообще считаю, что в школе, в которой в женском туалете нет специально оборудованной кабинки, где девочки могут не на глазах у всех остальных решать свои сугубо интимные проблемы, даже заикаться о достоинстве и уважении к личности нельзя. Мне стыдно сейчас вспоминать, как я, член партбюро Московского городского института усовершенствования учителей, полтора года потратил на то, чтобы добиться, чтобы в женском туалете были поставлены кабины (их там вообще не было).Но еще стыднее вспомнить, как я так и не смог добиться того, чтобы были восстановлены снятые доски с именами сотрудников, погибших на фронтах Великой Отечественной войны. Хорошо хоть, что через несколько лет после моего выступления в «Учительской газете» в Министерстве образования и науки повесили сбитую во время ремонта доску с именами погибших. Зато мы любим рассуждать на высокие моральные темы и обсуждаем, как нравственно оздоровить молодое поколение. Сплошь и рядом попирая при этом эту самую нравственность и это самое достоинство.И самый страшный тому пример то, что произошло в августе этого года. В конце месяца в Москве стали говорить, что учителя до начала учебного года должны представить справки о том, что у них нет судимости. Что это противозаконно, казалось бы, яснее ясного. Но вот по телевизору показывают очереди стоящих за этими самыми справками. А 27 августа в «Московском комсомольце» я читаю заметку о том, что ГУ МВД продлил режим работы своих отделений и даже сделал субботу рабочим днем, чтобы учителя смогли данные справки получить. Успокоили, так сказать. Была суббота. Куда звонить? К кому обращаться? Звоню дежурному по Департаменту образования города Москвы и прошу соединить меня с кем-нибудь из руководства департамента. Мне дают мобильный телефон, звоню: «Сегодня в «Московском комсомольце» напечатана такая-то заметка. Это или провокация, или идиотизм кого-либо из вашего руководства». «Идиотизм, – отвечает мне мой собеседник. – Такую справку нужно представлять при поступлении на работу. А у нас, как видите, перестарались». Не знаю: за почти 60 лет работы в школе у меня ни разу такой справки не требовали. Допустим, такой порядок ввели с этого года. Ну с идиотизмами в народном образовании я знаком хорошо. Но ведь в ГУ МВД юристы работают, они что, законов не знают. Самое страшное даже не это…

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте