search
main
0

Зачем мы сегодня идем в школу. Учитель и технологии

Я ведь тоже не ретроград. Но когда я, работавший когда-то в институте усовершенствования учителей, где, естественно, висел плакат «Наша цель – коммунизм», увидел сегодня плакат «Наша цель – ЕГЭ», меня всего передернуло. Потому что ЕГЭ, как к нему ни относиться, – это инструмент. И никакому безумцу не придет в голову повесить на больнице призыв «Наша цель – термометр».И также я не понимаю, когда от учителя требуют, чтобы чуть ли не на каждом уроке был компьютер и Интернет вне зависимости от того, нужны ли они именно на этом уроке.

Да, я не ретроград. И надеюсь, читатель смог убедиться, что все, что он сейчас читает, направлено, ориентировано на будущее, на завтра, смотрит вперед. Но я убежден, что Интернет, к примеру, и величайшее благо, и наивысший взлет цивилизации, и вместе с тем опасное зло. Зло, потому что стал и помойной ямой с порнографией, экстремизмом, пошлостью, похабщиной, рецептами изготовления взрывчатки и прочими «благами» минусовой цивилизации. Зло, потому что он губит креативность, творческое начало, услужливо предлагая готовые ответы и решения по всем вопросам. Пожалуйста, вот вам готовые сочинения, рефераты, курсовые работы, дипломные работы, диссертации. Много лет назад я читал американское исследование на эту тему с теми же самыми выводами. Недаром сейчас часто приходится слышать, что Интернет требует отказаться в школе от любых сочинений и докладов учеников. Хотя это не так, в чем меня убеждает и мой опыт. Они должны просто быть иные, другие. Интернет – зло, когда виртуальное общение убивает живое общение человека с человеком, тогда оно крайне опасно для формирования личности и разрушает духовный мир человека.Это понимают и сами школьники, хотя, естественно,  компьютер и Интернет вошли в их жизнь и они широко ими пользуются (только не надо по электронной связи сообщать родителям о каждой двойке или провинности!). И пусть в том, что вы сейчас прочтете, есть та «крайность мнений», без которой Александр Блок не мыслил «порывы юных лет», но согласитесь, что здесь есть и момент истины. «Когда мы сидим с компьютером, мы тупеем. Сидя за компьютером, мы упираемся в экран, даже не думая сами взяться за голову. Мы просто сидим и кликаем постоянно на компьютерную мышь, надеясь, что Интернет все за нас сделает и поможет нам. Сейчас такая разруха с этими компьютерами, когда родители судорожно пытаются отогнать своих детей от них. Представьте, что будет с детьми в будущем. Это будет крах!»Я процитировал сочинение о школе будущего, о которой сейчас рассказываю. А вот цитата из сочинения на совершенно другую тему  – из работы, посвященной самостоятельному анализу третьего стихотворения из цикла Есенина «Сорокоуст»: «Мы стали забывать свое прошлое! Вместо того чтобы сесть вечером за стол и написать от руки письмо, мы садимся за компьютер. Вся прелесть утрачена. Ведь как приятно получать от близких письма, перечитывать их много-много раз, а через годы достать из ящика, вспомнить тот день, когда прочел эти письма впервые. Получая электронные письма, я не испытываю никаких эмоций. Обидно. Раньше люди путешествовали на лошадях, но потом построили поезд. «И за тысячи пудов конской кожи и мяса покупают теперь паровоз». Мы перестали ценить то, что дает нам природа!Мы перестали ценить то, что является НАСТОЯЩИМ. Сейчас значение имеют лишь цифры и техника. Как же это печально».И потом, не много ли нагрузки на одного человека: телевизор, вечно в ушах плеер, мобильный телефон, компьютер. Не придется ли за все это потом заплатить большой ценой? И все больше и больше детей, в том числе из вроде бы культурных, обеспеченных семей, которым в детстве сказок уже не читают. Нет, я не ретроград. Не ретроград и Евгений Ямбург. Но вот лишь три тезиса из шести им сформулированных о задачах нынешнего нашего образования:«3. Центральная задача общества в целом и образования в частности – подготовка людей, способных справиться с миром сложных современных проблем, которые мы оставляем в наследство своим детям.4. Ни одна из этих проблем (терроризм, демографические сдвиги, конфликт между христианством и исламизмом и др.) не имеет простых, окончательных решений.5. В таких условиях необходима мобилизация всех культурных ресурсов (в первую очередь гуманитарных). Сведение подготовки вступающих в жизнь поколений исключительно к освоению передовых технологий представляется недальновидным».Этот спор с современными технологиями того же свойства, что и у Льва Толстого: когда они становятся самоцельными и самоценными. Об этом же и в новой книге Ямбурга, глава из которой напечатана в четвертом номере «Знамени» за 2011 год.А как же стремительно проводимая модернизация, сулящая прорывы в образовании? «Поживем – увидим. Только сдается мне, наряду с модернизацией не стоит забывать об архаизации – возвращении к подлинным смыслам и ценностям культуры. В противном случае, поменяв цели и средства, мы рискуем превратить любые инновации в пародию». Нет, не ретроград это пишет, а директор школы, который к тому же много ездит по стране и хорошо знает, что на самом деле происходит в образовании. А наши борцы за прогресс, модернизацию и стандарты очень часто свои прожекты сочиняют вдали от реальных школ и реальной жизни.Кстати, о модернизации. В «Московских новостях» (2011, №12) к рассказу о выступлении Андрея Фурсенко перед региональными чиновниками сделана такая врезка – модернизация:    приобретение оборудования (учебно-лабораторное, спортивное и т. д.);    развитие школьной инфраструктуры (в том числе введение  в школах  новых СанПиНов);    повышение квалификации и переподготовка учителей и директоров школ;    модернизация школ (улучшение работы сети «Интернет», обновление программного обеспечения, компьютерной техники);    приобретение транспорта для перевозки учащихся.Простите, может быть, я чего-то не понимаю. Но я сразу вспомнил известную басню Крылова с ее крылатыми словами: «Слона-то я и не приметил». Какая же это модернизация, если ученики по-прежнему будут отвечать выученный материал от сих до сих, если мы не сделаем нужные выводы из печальных итогов исследования PISA, если уроки литературы будут проходить с учениками, которые сами произведения не читали, если школьники будут учиться по устаревшим учебникам, а учителя руководствоваться давно сданными в архив методическими пособиями, если, сдавая экзамены, школьники, будут выдавать за собственное мнение чужие для них пошлые банальности? Если те проекты, которые по новым идеям они должны будут осуществлять в старших классах, сведутся к скачиванию из Интернета готовых текстов?Нет, на мой взгляд, модернизация – это прежде всего изменение содержания образования и методов, способов, форм преподавания. Естественно, с опорой на все лучшее, что уже выработано педагогической мыслью. И только в этом случае можно будет говорить о нашей новой школе.Эта статья уже была написана, когда в мае 2011 года в книжных магазинах появилась переведенная на русский язык книга Джона Палфри и Урса Гассера «Дети цифровой эры». Для меня она стала первой монографией на эту тему.Среди других проблем авторы говорят и о проблеме достоверности той информации, которую предоставляет Интернет. Причем, по их мнению, проблема эта и ее значение будут все возрастать. Но к сожалению, «многие юноши  и девушки в отличие от большинства людей старшего возраста не умеют самостоятельно оценивать качество информации». Так, к примеру, «более 41 процента врачей, оказывающих первую медицинскую помощь, сообщили, что пациенты приходят к ним на прием с недостоверной информацией, которую они нашли в Сети».Поэтому «мы должны привить своим детям здоровый скептицизм по отношению к любой информации; размещенной в Сети, поступающей на экраны телевизоров или распространенной по любым другим каналам информации».Здесь особо важна мысль о том, что сказанное имеет универсальный смысл и относится не только к цифровым потокам информации. Все это особо важно для школ. Ведь хотя мы живем в многоголосом, многомерном, диалогическом, более того,  плюралистическом мире, в школе слишком часто преобладают одномерность и монологизм. А ведь важнейшая задача школы – воспитание человека, который будет жить и уже живет в многомерном море мнений, точек зрения, подходов, принципов и который должен уметь анализировать их, уметь сопоставлять, принимать участие в обсуждении, быть критичным, уметь делать свой выбор. Без всего этого невозможны ни движение на путях модернизации, ни создание инноваций, ни просто жизнь и работа в самой обычной действительности, которая всегда ставит новые вопросы и задачи, заставляет думать над неожиданными ситуациями и требует от человека сделать свой собственный выбор, и когда на экзамене от ученика требуют, чтобы он дал единственно правильный и абсолютно для всех одинаковый ответ, что бы он сам при этом ни думал, то это насаждение схемы и схимы, стандарта, клише, штампы разрушающе действует на самого юного человека. И горько видеть, когда на этот путь толкают даже вроде бы вполне интеллигентные и прогрессивные издания. Вот за две недели до экзаменов газета (теперь журнал) «Литература» дает вот такие отеческие советы: «Экзамен – это игра по чужим правилам». А почему, «читая ваш текст, экзаменатор не должен останавливаться и спрашивать: а так ли это? Ваша работа должна читаться легко и приятно, чтобы экзаменатор даже не пытался что-то пометить на полях, а только кивал бы головой в такт вашим рассуждениям» (поневоле думаешь о том, как на уроках по роману Булгакова «Мастер и Маргарита» этим же ученикам трепетно цитировали слова Иешуа: «Правду говорить легко и приятно». Это надо же так трансформировать даже самое высокое и святое!»). Не пишите ничего сложного, субъективного и (увы) оригинального. На экзамене от вас ждут только банальностей. Это грустно, но логично». Конечно, на уроках литературы те же ученики будут негодовать и гневно говорить о Молчалине с его «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь». И здесь мы должны еще раз вернуться к книге Джона Палфи и Уроса Гассера «Дети цифровой эры».«Многие современные дети отдают предпочтение чтению более коротких произведений. Они больше не читают полноформатные журналы и книги и предпочитают им сообщения на веб-сайтах. Во Всемирной сети сокращенный формат пользуется большей популярностью, чем полный, о чем бы ни шла речь… Сокращенное время концентрации внимания свойственно не только молодым людям, но и всем остальным пользователям Сети. Во время чтения новостей в Интернете пользователи привыкли перескакивать с одного короткого фрагмента на другой, пытаясь справиться с постоянно растущим количеством источников информации». А мы все удивляемся, почему для современного школьника часто непосильны «Война и мир» и «Тихий Дон» и почему так раскупают в книжных магазинах краткие изложения произведений классиков.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте