В 1988 году класс, в котором я училась, писал выпускное сочинение. Среди прочих писал это сочинение Сережа С. Он был очень умен и потому объективен. Сережа знал точно, что связно сложить предложения в рассказ и написать их при этом без единой ошибки он не сможет. Поэтому Сережа изобрел диктофон.Диктофонов в СССР в массовой продаже не было. Сережин прибор без названия состоял из неведомой нам детальки, которую он зажал в ладошке и обмотал бинтом, придумав, что у него якобы болит рука. На испытании по русскому языку Сережа прижимал ладошку к уху и тайно слушал прочитанное вслух и записанное неведомым нам образом на безымянную детальку сочинение Оли, нашей отличницы. Сережа записал на свой прибор несколько десятков сочинений Оли и выбрал на экзамене одно, приблизительно подходящее по теме. Преподавательница поставила Сереже четверку. Но на вступительном экзамене в вуз русский язык все-таки закрыл Сереже дорогу в инженеры.
Сейчас Сереже 40 лет. Возможно, мальчик, который за один вечер изобрел диктофон, стал бы гениальным изобретателем, получив необходимые ему инженерные знания в институте и (после окончания вуза) официальную работу на любимом поприще. Но ему удалось стать только военным, а это поле деятельности совсем ему неинтересно. Если Россия узнает о Сереже, то, боюсь, не таким образом, как хотелось бы. Из-за нехватки денег и страсти к инженерному творчеству Сережа пускается в авантюры. В 1990-е он изобрел прибор, который мог видеть сквозь стены, чтобы его друг мог подглядывать за женским общежитием. (Параллельно, между прочим, Сережа изобрел в единичном экземпляре плазменный телевизор, за несколько лет до того как «плазма» появилась в продаже.) А сейчас Сережа носится с идеей просмотра защитной полосы лотерейных билетов, кажется, с помощью лазера, но я в этом не разбираюсь…Другой мой знакомый не стал исследователем подводного мира. Дорогу в вуз и океан потенциальному российскому Жаку Иву Кусто тоже закрыл русский язык. Дмитрий блестяще знал физику и химию, содержал дома несколько профессиональных аквариумов, в 4-м классе школы вывел самостоятельно новую породу аквариумных рыбок. С 5-го по 10-й класс Дима являлся уважаемым консультантом журнала «Юный натуралист» – редакция присылала ему на просмотр стопки писем с вопросами от читателей-аквариумистов, ответить на которые журналисты затруднялись. Сейчас Дмитрию около 50 лет, он 30 лет трудится рядовым прорабом на стройке. Душу утешает дайвингом. С советских времен мало что изменилось. Экзамен по русскому языку по-прежнему закрывает дорогу в вузы людям с техническим складом ума. Умным. Творческим. Гениальным. Тем, кто мог бы выдвинуть Россию в число передовых стран мира по уровню технического прогресса. Навсегда потерянным для России Кулибиным. Хотя нет, сравнение не подходит: от Кулибина не требовалось знания относительных местоимений…Абсолютно в каждой профессии существует определенное количество людей, которые не дружат с русским языком. Притчей во языцех стало безграмотное написание протоколов нашими полицейскими. Агенты туристических компаний сообщают нам на сайтах, что «цена тура зависит от направления, которое вы выберИте», и не видят никакой разницы между словами «кОмпания» и «кАмпания».Стыдно за представителей региональных властей, которые в официальных интервью во всеуслышание говорят «претендент» вместо «прецедент» (вариант – «прецеНдент»), «гранд» вместо «грант»… Может, при чиновниках следует завести специальную службу, обучающую их русскому языку? Чтобы в маленьких наушниках, спрятанных в пышной прическе какой-нибудь начальницы, на публичном выступлении шипело гневное: «Вы что, Марь Иванна?! ГранД – он испанский, а гранТ – президентский!!!» Кстати, вы еще не слышали исковерканный неологизм «гранДист»? Я услышала его недавно от чиновницы, которая с гордостью объявила СМИ: «У нас в области уже несколько гранДистов президента!» Сначала я подумала, что это личное языковое изобретение чиновницы (кстати, работающей в сфере образования), но потом обнаружила, что кучка «грандистов» уже прокралась в Интернет и ими хвастается то директор детского дома, то администратор школы… Зачем выпускнику школы вменяется в обязанность классифицировать местоимения, записывать звукобуквенную схему слова и проделывать прочие странные ритуальные обряды, схожие, извините, с препарированием мертвеца, над живым, сочным и весьма закономерным, если любить и знать его, русским языком? Зачем тратить на это время и память человеческую, если в итоге масса современных русских людей не могут этим языком пользоваться и допускают нелепые ошибки, подобные перечисленным выше? Кажется, новый ФГОС для старшеклассников попытался сделать подвижки в сторону решения этого вопроса. Он предполагает, что ЕГЭ можно будет сдавать по нескольким уровням сложности. Но вслед за этой идеей, которую лично я полностью поддерживаю, следует странный вывод, на мой взгляд, лишающий само новшество смысла и даже недемократичный. Предлагается, что лучшие вузы страны будут зачислять студентов только по итогам продвинутого экзамена! Да нет же, не от крутости выбранного вуза должен зависеть уровень сложности сдаваемого ЕГЭ, а от ПРОФИЛЯ факультета. Тогда какой-нибудь новый гениальный изобретатель Сережа пройдет по конкурсу на физико-математический факультет, сдав ЕГЭ по русскому языку минимальной степени сложности, а ЕГЭ по физике и математике – продвинутой степени сложности. Зато какая-нибудь будущая талантливая журналистка Света, напротив, получит право сдать ЕГЭ по математике по минимуму при условии, что ее знания по русскому языку и литературе будут оценены самым строжайшим образом! Ведь если разбирать столь же придирчиво содержание курса математики общеобразовательной школы, в нем тоже найдется много лишнего… И вполне возможно, что Александр Сергеевич Пушкин, который, как известно, плохо успевал по математике, не сдал бы, будь он нашим современником, ЕГЭ по математике и не поступил бы… в Литературный институт! Новый стандарт вводит третий обязательный ЕГЭ – по иностранному языку. По этому предмету также, на мой взгляд, необходимо деление на продвинутый и минимальный уровни. При этом продвинутые уровни обязательных ЕГЭ не надо усложнять. Будем считать то, что есть сейчас, уровнем максимальной сложности. Хотя это не избавляет содержание существующих ЕГЭ от совершенствования… Предвижу упрек в непоследовательности. Если делить обязательные ЕГЭ на экзамены разных уровней сложности, не приведет ли это к еще большему снижению среди населения уровня языковой и математической грамотности? Но я призываю исключить из обязательного круга, очерченного нынешними программами, только УГЛУБЛЕННЫЕ знания. Их много! Когда я училась в школе, я думала, что знаю о русском языке все. В классе я слыла экспертом по русскому. Где поставить запятую, как правильно написать слово, каждый спрашивал у меня. Когда я стала учиться в университете, мой преподаватель по русскому языку, разбирая сложнейшие синтаксические конструкции на занятиях, открыла для меня удивительную вещь: оказалось, язык сложнее, чем я думала. Когда я начала работать в первой в моей жизни редакции корректором и наш корректорский коллектив, обложившись десятками учебников и справочников, как команда золотоискателей, сообща выискивал в текстах прецеденты какой-нибудь малюсенькой запятой, я снова открыла, что язык гораздо сложнее, чем мне представлялось на университетских семинарах. Познавать это удивительное явление – язык – и углубляться в него можно бесконечно, теперь я это знаю точно. Но если кто-то к этому неспособен и в жизни у него совсем другие цели, пусть он будет безукоризненно грамотен на бытовом уровне! Сможет, не краснея, выступить на научной конференции. Напишет письмо коллеге по «электронке» без ошибок. Пусть он четко знает, когда нужно писать «так же», а когда «также». А вот знать, что такое АНАФОРА и ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ (задания ЕГЭ-2012), выпускнику школы, на мой взгляд, совсем не обязательно. Я, кстати, не знаю, что это такое, и не стремлюсь узнать. А вы? Рецепт поголовной грамотности, на мой взгляд, существует. Для того чтобы быть грамотным на бытовом уровне, ученик должен изучить элементарные правила русского языка без деталей и подробностей, которые уместны лишь на предметных олимпиадах. И обязательно писать много сочинений в школе, очень много, пусть каждую неделю на выходных! Во-первых, он научится формулировать свои мысли. Во-вторых, в каждом сочинении он обязательно на чем-то споткнется – на слове, на запятой, на кавычках. Споткнувшись, найдет нужное правило. Ведь именно на ошибках лучше всего учатся. Или пусть ему будет дана возможность, не боясь плохой отметки, спросить об этом у учителя. Чтобы запомнил правило, чтобы научился им пользоваться, применил это правило ниже, под текстом сочинения, на другом тут же придуманном тексте еще раз. Пусть учитель не будет учитывать его ошибки в сочинении, если он их таким образом исправил.Из-за того что сочинение ушло из школы, мы стали неучами. Нам не хватает бытовой грамотности! И народ становится все безграмотнее, видя безграмотные баннеры на городских улицах, читая безграмотные объявления в бегущей строке информационных агентств по местечковым телеканалам, слушая безграмотные фразы корреспондентов местного телевидения… Старые «журналюги», маститые волки СМИ, ошибок не допускают. Они еще помнят, как за неверное ударение в слове, произнесенном с экрана, увольняли даже известных телеведущих. Это по результатам ЕГЭ по русскому языку приняли в вузы тех журналистов, которые несут нынче антикультуру в массы. Так нужен ли нам такой ЕГЭ? А что думаете вы?
Комментарии