Учебная задача – это цель по овладению обобщенными способами действий, задача, которая ставится перед обучающимися в форме проблемы.
Вопрос, на который предстоит ответить на уроке, должен стать собственным вопросом ученика. Постановка учебной задачи связана с двумя принципиально важными открытиями учеников: – они должны обнаружить, что чего-то не знают (не владеют способом решения какой-то задачи); – они должны захотеть решить эту задачу, стремиться к ее решению. Учебной называется такая задача, которая программирует ученика на открытие, фиксацию и усвоение общего способа деятельности. Главный смысл этапа постановки учебной задачи (проблемы) состоит в создании у детей мотивации к усвоению нового знания. Сообщение темы урока и постановка учебной задачи тесно связаны между собой. Процесс постановки учебной задачи начинается с выполнения заданий и упражнений, при работе над которыми дети применяют уже полученные знания и известные способы действия. Но в эти упражнения (не акцентируя внимание детей) включаются задания, которые дети выполнить не могут. 1. Тема «Род имен существительных». 2-й класс На доске написаны слова «луна», «месяц», «солнце». Учитель: Что общего у этих слов? Что отличает их друг от друга? Учебная задача: узнать, чем отличаются имена существительные друг от друга. Учитель использует грамматическую сказку: «Королева Грамматика тоже задумалась и издала указ: «Кто придумает для имен существительных знаки отличия, тот будет награжден». Услышали про королевский указ муж да жена, прибыли в королевство и принялись за работу. Для начала решили они все слова между собой поделить». Учитель: Как они это сделали? Как можно назвать эти группы слов? «Подумала Королева Грамматика и решила так: те слова, которые взял себе муж, будут мужского рода, слова, которые взяла себе жена, – женского. И те слова, которые не взяли ни мужчина, ни женщина (они остались посерединке), – среднего рода». 2. Тема «Имя прилагательное – часть речи». 3-й класс Мотивация к учебной деятельности. Учитель предлагает ребятам с помощью ребуса отгадать термин «части речи». Актуализация знаний и постановка проблемы (учебной задачи). Учитель: Какие части речи вы знаете? Послушайте отрывок из произведения Фонвизина «Недоросль»: «Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное? – Дверь? Котора дверь? – Котора дверь! Вот эта! – Эта? Прилагательна. – Почему же? – Потому что она приложена к своему месту…» Учитель: Что скажете? Дети: Дверь – это имя существительное. Учитель: Что такое имя существительное? Дайте определение. Дети: Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос «кто?» или «что?». Учитель: Дайте полную характеристику слову «дверь». Дети: Дверь – имя существительное, отвечает на вопрос «что?» Ж. р., ед. ч., нарицательное, неодушевленное.Учитель: Можем ли мы так же полно рассказать о прилагательном? (Нет.) Что мы знаем о прилагательном? (Часть речи.) Определите тему нашего урока. (Имя прилагательное.) Какую учебную задачу мы поставим на этом уроке? Учебная задача: больше узнать о прилагательном как части речи. 3. Тема «Местоимение – часть речи» (обобщающий урок). 4-й класс Учитель: Пожалуйста, определите тему нашего урока, разгадав ребус «ме100усадьба». Лосяш предлагает вам заменить слово «усадьба» подходящим синонимом: «вилла», «имение», «дача». Как вы думаете, какую учебную задачу мы будем решать на уроке? Учебная задача: обобщить знания по теме «Местоимение», применить знания и умения, выполняя различные задания. 4. Тема «Законы языка в практике речи». Раздел «Состав слова». 2-й класс Учитель: Дети, сегодня я принесла на урок замечательную книгу К.И.Чуковского «От двух до пяти». Эта книга о том, как говорят маленькие дети. Вот послушайте. «Мальчика спрашивают: – Обо что поцарапался? – Об кошку! Девочка рассказывает сказку: – Жили-были царь и царица, и у них был маленький цареныш». Учитель: Что скажете? Как говорят маленькие дети? Дети: Маленькие дети говорят неправильно, неточно. Постановка учебной задачи. Учитель: Чему мы будем учиться сегодня на уроке? Учебная задача: учиться правильно говорить и писать, выбирать не только правильные и точные слова, но и части слов. 5. Тема «Правописание мягкого знака на конце имен существительных после шипящих». 2-й класс Ученики получают задание распределить слова «коньки», «семья», «пальто», «варенье», «день», «воробьи», «дочь» в два столбика. Учитель: По каким признакам распределили слова? Дети: В один столбик вписали слова, где мягкий знак выступает как показатель мягкости, а в другой столбик – с разделительным мягким знаком. Учитель: Что вызвало у вас затруднение? В какую группу нужно записать слово «дочь»? Если я закрою «ь», как произносим слово? Дети: Произносим так же, как и с «ь». Учитель: Нужен ли «ь» для обозначения мягкости согласного [ч`]? (Нет.) Значит, в первую группу это слово не отнесем. Может быть, это слово можно отнести во вторую группу? (Нет.) Докажите. Ответы детей.Учитель: Значит, это какая-то новая работа мягкого знака. Хотите узнать какая? На какой звук оканчивается слово? (Мягкий, шипящий.) Тема нашего урока «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных». Давайте понаблюдаем за существительными с шипящим на конце. Прочитайте слова «глушь», «речь», «луч», «дрожь», «вещь», «ключ», «ночь». Что вы о них можете сказать? Дети: Это существительные, нарицательные, неодушевленные, с шипящими на конце. Учитель: Что еще вы заметили? Почему у одних слов есть мягкий знак на конце, у других нет? Что нам предстоит выяснить? Учебная задача: выяснить (или узнать), почему у одних существительных пишется «ь» на конце слова, а у других – нет. 6. Тема «Формоизменение и словообразование». 3-й класс Учитель показывает классу кусочек пластилина. Учитель: Дети, что это у меня в руках? (Кусочек пластилина.) Какой он формы? (Круглой.) Что я сделала? (Изменила форму.) А кусочек пластилина тот же или другой? (Тот же самый, но другой формы.) Что я сделала? (Добавила другие кусочки.)Что получилось? (Получилось что-то новое, другое.) Слова тоже могут изменять свою форму и могут образовывать новые. Тема нашего урока «Формоизменение и словообразование». Кто догадался, какую учебную задачу мы будем решать на уроке? Учебная задача: будем учиться изменять форму слов и образовывать новые слова. 7. Тема «Служебные части речи». 2-й класс На уроке используется игра «Кто бы нам узнать помог, где приставка, где предлог». На доске записаны слова. Ученики по очереди выходят к доске, раскрывают скобки и объясняют свое решение: (за)горой, (по)бежал, (под)сосной, (об)судить, (об)стол, (во)дворе, (на)рисовал. Учебная задача: в чем заключается роль предлогов и приставок? 8. Тема «Предлог – служебная часть речи» Урок начинается с диалога между учителем и ученицей. Задание классу: послушайте диалог и определите тему урока. – Теперь придумай предложение с предлогом «на». – Корова залезла на дерево. – Зачем? – Чтобы был предлог «на». Учитель: В чем комичность ситуации? Учебная задача: выяснить роль предлогов в предложении, составить определение, что такое предлог. 9. Тема «Роль предлогов в предложении». 3-й класс Учитель предлагает ученикам игру «Доскажи словечко». Скажу я слово «высоко», А ты ответишь… (низко). Скажу я слово «далеко», А ты ответишь… (близко). Скажу тебе я слово «трус», Ответишь ты… (храбрец). Теперь «начало» я скажу. Ответишь ты… (конец). Роман Сеф Учитель: Что скажете? (Это слова-антонимы.) Дети, как вы думаете, бывают предлоги-антонимы? Учебная задача: проверка гипотез учеников и выяснение, какие бывают предлоги. 10. Тема «Состав слова». 2-й класс Учитель принес на урок часы. Учитель: Дети, эти часы сломались. Что нужно знать часовщику, чтобы их отремонтировать? Дети: Знать часовой механизм, нужно разобрать часы, посмотреть, какую деталь заменить, нужно знать, как устроены часы.Учитель: Так и в русском языке, чтобы слово сработало, было грамотно написано, нужно знать его строение, из каких частей (морфем) оно состоит. Как вы думаете, ребята, чему мы будем учиться сегодня на уроке? Учебная задача: отвечаем на вопрос «Как узнать строение слова?». 11. Тема «Удвоенные согласные в корне слова». 2-й класс Для того чтобы активизировать мыслительную деятельность обучающихся, вызвать интерес к уроку и включить всех в учебную деятельность, использую игру «Поспевай – не зевай!». Какую часть слова можно найти в земле? (Корень.) Назови лишнее: существительное, прилагательное, союз, глагол. (Союз.) Превратите большой дом в маленький. (Домик.) Превратите мел в мелкое место. (Мель.) Дорога, покрытая асфальтом. (Шоссе.) Человек с удочкой. (Рыбак.) Человек, который совершает поездку на любом виде транспорта. (Пассажир.) Какие слова с непроверяемой орфограммой (словарные слова) вам встретились? (Шоссе, пассажир.) Как пишутся эти слова? Учебная задача: чему мы будем учиться сегодня на уроке? 12. Тема «Правописание частицы «не» с глаголами». 3-й класс Ученик читает стихотворение Ю.Вронского «Вредные привычки». Завести велели мне Новые привычки. Никогда девчонок НЕ Дергать за косички. Никогда с братишкой НЕ Драться за обедом! На уроках больше НЕ Говорить с соседом! Я согласен даже НЕ Рисовать на парте! Я согласен даже НЕ Танцевать на парте! Но не делайте вы мне Никаких упреков, Если даже я и НЕ Выучу уроков. Учитель: Чем интересно это стихотворение? Какая служебная часть речи помогла выразить отрицание? Вспомните правило. Дети: Не с глаголом пишется отдельно. Учитель дает задание: запишите глаголы, раскрывая скобки: (не)читать, (не)писать, (не)учить, (не)доумевать, (не)навидеть, (не)домогать. У некоторых учеников появляется неуверенность при выполнении задания, возникает проблемная ситуация. Учитель: Прочитайте глаголы, опуская частицу «не». «Доумевать», «навидеть» – так не говорят! Учебная задача: ознакомиться с глаголами, которые без частицы «не» не употребляются. Выполнение заданий, предшествующих постановке учебной задачи, помогает обучающимся приобрести опыт творческого мышления и в то же время приносит им радость познания, эмоциональное удовлетворение от преодоления трудностей, которые им встретились. Надежда МЕЛЬНИК, учитель начальных классов средней школы №42 Петрозаводска Республики Карелия
Комментарии