География – не только теоретическая, но и прикладная наука, имеющая дело с конкретными объектами, явлениями, широко использующая расчеты и цифры. Усвоение географических знаний требует практического, в том числе и игрового, воспроизведения ситуаций.
В ходе изучения материала мы проводим со студентами деловую игру “Международные экономические связи”. Несколько групп представляют страны: высокоразвитые, со средним уровнем экономического развития, развивающиеся. Страны обладают некоторой суммой денежных средств, а также:
развитые страны имеют запасы готовой продукции и технологии;
государства со средним уровнем экономического развития – владельцы топливно-энергетических ресурсов;
развивающиеся страны обладают различными видами сырья и сельскохозяйственной продукции. Стоимость имеющихся резервов переводится в условные величины для облегчения подсчета операций по сделкам купли-продажи.
На первом этапе студенты вычисляют, какую часть имеющихся ресурсов они могут реализовать на международном рынке и что им нужно приобрести у соседей.
Второй этап – это, собственно торги. Учет сделок проводится на Международной торговой бирже, представители которой (2-3 сотрудника из числа студентов) регистрируют их в ведомостях учета сделок купли-продажи. Студенты, представители стран, тоже ведут учет с целью дальнейшего определения результатов.
На третьем этапе происходит подсчет баллов и подведение итогов; анализируются стратегия играющих, их мотивация, эффективность принимаемых решений; отмечаются наиболее рациональные подходы, позволяющие экономить ресурсы, добиваясь максимальных результатов. Представители каждой страны выступают с кратким отчетом о наличии ресурсов в начале игры, о количестве купленных и проданных ценностей, об оставшихся средствах. Далее представители биржи делают анализ, подводя итоги и называя победителя.
Коллективный характер деловой игры позволяет вовлекать всю группу в процесс обучения. Понятно, что игра не может заменить лекции, но при ее проведении отрабатываются навыки принятия решений в условиях взаимодействия, конкуренции между сторонами. Результат – студенты любят географию и понимают ее важность.
Светлана БУДАСОВА,
преподаватель географии машиностроительного колледжа
Ростов-на-Дону
Комментарии