В Национальном исследовательском университете – Высшей школе экономики прошел семинар «Актуальные исследования и разработки в области образования», на котором выступил профессор университета штата Вашингтон, экс-президент Американской ассоциации исследователей в образовании Джим Бэнкс.
Тему для своей лекции он выбрал весьма актуальную – «Образование в условиях этнического и расового многообразия: ключи к понимаю». Актуальную, надо сказать, не только для США: проблема поликультурного образования стоит и перед российскими школами.
Профессор Джим Бэнкс назвал шесть теорий, создавших предпосылки для развития поликультурного образования. Согласно первой теории дети из семей эмигрантов имеют ограниченный доступ к культурным ценностям, и именно недостаток культуры становится причиной их академической неуспеваемости. Таким образом, на школу возлагается особая миссия – компенсировать недостаток культурной среды и тем самым повысить общую успеваемость.
Вторая теория (в какой-то степени опровергающая первую) утверждает существование конфликта между культурой школы и культурой «особых» детей: вместо того чтобы учитывать культурные особенности национальных меньшинств, школа игнорирует их. В результате – отсутствие у таких детей мотивации к учебе. Для того чтобы этого не произошло, учебный процесс должен строиться на основе уважения и взаимообогащения культур разных этнических групп. Но здесь возникает весьма серьезная проблема – кадровая. Как готовить педагогов? Задача не из легких…
Согласно третьей теории низкая успеваемость школьников из кастовых меньшинств связана с их априорным сопротивлением основной культуре. Увы, эмигранты зачастую испытывают на себе, мягко говоря, высокую степень проявления неравенства, а сила действия, как известно, равна силе противодействия. С этим законом физики в какой-то степени связана и четвертая теория – теория высоких ожиданий. Психологи доказали: как только индивид ощущает, что его оценивают, эффективность его деятельности падает. Здесь имеется в виду не школьная оценка по пятибалльной шкале, а оценка обществом конкретного человека. К сожалению, высоким ожиданиям не всегда суждено сбыться…
На пятое место Джим Бэнкс поставил структурную парадигму, дав ей также определение «классовая», или «марксистская». Понятно, что речь идет о классовой структуре общества, в которой школа может играть ограниченную роль. Согласно этой теории определяющим фактором успешности образования становится социальный статус семьи ученика. Весьма спорная трактовка, и ее спешит опровергнуть теория эффективной школы, утверждающая, что именно школа должна отвечать за успешность своих учеников независимо от их расы, достатка и вероисповедания.
«Что делает школу эффективной? – задает вопрос профессор и сам же на него отвечает: – Безопасная среда, стремление учителей повышать успеваемость своих учеников, ориентация на конструктивное решение возникающих проблем, единство педагогического коллектива, готовность к сотрудничеству, признание и поощрение высоких результатов».
Комментарии