Еще в конце прошлого века Россия была единственной страной в мире, где количество компьютеров в школах неуклонно сокращалось. Один компьютер приходился более чем на 500 учащихся. Менее двух процентов образовательных учреждений имели в своем распоряжении средства сетевого взаимодействия, и лишь полтора – выход в интернет. Однако сегодня статистика выглядит иначе.
Омской области есть чем гордиться – удалось довести обеспеченность компьютерным оборудованием сельских образовательных учреждений до 50 обучающихся на 1 компьютер при норме, заложенной в федеральной программе, – 1 на 80. Компьютеры есть теперь во всех до одной 916 школах! Более того – Министерство образования Омской области ведет переговоры с фондом «Дети России» о выделении дополнительных средств на закупку компьютерного оборудования. В 2005 году планируется продолжить оснащение компьютерным оборудованием городских и поселковых школ, а также педагогических училищ.
Впрочем, все это – вопросы обеспечения. Понятно, что без техники прогресса быть не может. Но главное в программе – создание принципиально нового подхода к процессу обучения. С помощью умной машины можно получить новые знания. А для того чтобы умно распорядиться ими, нужен учитель.
– Последнее десятилетие наши педагоги слишком заняты вопросами выживания, – говорит Дина Григорьевна Переверзева, доцент физического факультета Омского государственного педагогического университета. – Они стали предметниками, забыв, что главное – быть учителем. Творчества стало меньше. А 10 лет – это целое поколение. В итоге первокурсники обладают огромным объемом знаний, но фактологических. Абитуриенты репродуктивны – повторяют выученное, но не владеют технологиями поиска информации, не знают, как ее использовать. Они перегружены данными, но не могут на их основе ставить проблему и искать пути ее решения. Школьники разучились думать. И в этом не их вина. Скорее это беда педагогов. Компьютер дает возможность личностно-ориентированного подхода. В конце концов цель обучения – не знания ради знаний, а успешность человека в жизни.
Дина Григорьевна учила работе на компьютере, наверное, всех выпускников педагогического университета – еще с 1985 года, когда одним из первых в стране ОмГПУ ввел информатику. Сейчас она еще и тренер международной программы Интел «Обучение для будущего». По ее мнению, ФЦП РЕОИС сделала большое дело – расшевелила творческие силы педагогов. Без техники была бы невозможна в России и программа Интел «Обучение для будущего». За четыре года с ее помощью почти шесть тысяч педагогов Омска и области смогли понять, что они способны на большее, чем повторять конспект урока. Метод учебного проекта потихоньку внедряется во многих омских школах. Компьютер расширил сознание педагогов – оказалось, что один и тот же вопрос можно рассмотреть с точки зрения биологии, математики, литературы… И ученики с помощью техники уже стали понимать, что они могут изменить мир.
Впрочем, пока все это еще росточки, до буйной поросли далеко. Два года компьютерная школа ОмГПУ бесплатно обучала методике проектирования учителей. Горожане шли без особых проблем, а вот сельчанам приходилось преодолевать сопротивление руководства. Многие прибывали за собственный счет, на свой страх и риск. Хотя и те, и другие горели желанием работать по-новому. Потому с этого учебного года Дина Григорьевна обучает проектной деятельности не учителей, а всех пятикурсников – по приказу ректора, в обязательном порядке. Заинтересованности Министерства образования области Переверзева не заметила – настоящей, не той, что для отчетов. Никто из высокого руководства эти курсы так и не посетил – хотя бы для того, чтобы понять, чему учат подчиненных. Для того, чтобы увлечь педагогов, администрация должна быть увлеченной. Что происходит в селах сверх отчета, даже в Ресурсном центре сказать не могут. А жизнь идет – в Щербакуле, например, получив компьютеры, школьники провели большой межрайонный фестиваль юнкоровского движения. В Горьковском профессиональном училище № 34 будущие трактористы делают невероятные успехи.
Число компьютеров на количество учащихся само по себе ничего не означает. В средней школе села Кам-Курск Муромцевского района оборудовали прекрасный компьютерный класс со всем необходимым – помогли хозяйство, родители. Но он до сих пор под замком – нет преподавателя. Конечно, такие ребята, которых готовит на физфаке Дина Григорьевна, в школу не пойдут.
– Мальчишки – блеск! Они могли бы быть прекрасными педагогами. Но… Филиппов Андрей работает в крупной фирме, Володя Круть, о педагогике просто мечтавший, тоже ушел в коммерцию. Я помню одну учительницу из села – молодая женщина, умница, делала проект по компьютерам будущего. Посмотрела на ее руки – большие, морщинистые. Сидит за монитором и переживает, кто корову без нее подоит. Не может такая передовая программа существовать в отрыве от реалий! Трудно педагогу вознестись мыслями ввысь, если тянет вниз забота о пропитании. Он и так загружен настолько, что порой перестает понимать ученика.
Сколько таких школ, где компьютеры под замком, сказать трудно – они в отчетах не фигурируют. Но дело не только в отсутствии преподавателей. Вера Валерьевна Матюш, директор Кам-Курской школы, закончила матфак ОмГПУ в конце восьмидесятых и как минимум с азами информатики знакома. Областной институт повышения квалификации работников образования делает асов и из гуманитариев – было бы желание. Увы, компьютеры для директора – не столько прорыв в будущее, сколько ответственность. Что делать, если он сломается? Своего автобуса нет, специалисты из Ресурсного центра за 200 верст прибудут вряд ли. А не дай Бог начнется проектная деятельность? Это значит командировки, изменения расписания и, что немаловажно, принципиально другие отношения в коллективе – сотрудничество без зависти к успеху товарища. Кроме того, нужен будет интернет – значит на школу лягут дополнительные расходы, тем более что в селе он обходится дороже: скорость ниже, цены монополизированы. Опять же лишнее внимание к своему учреждению приветствуют не все директора, особенно те, кто больше всего в своей должности ценит зарплату. Так что пускай дети смотрят на компьютеры сквозь решетку – по крайней мере, сказать, что никогда не видели ПК, не смогут. Директор школы указывает в отчетах, что один ПК приходится всего на 30 душ учеников. Только души компьютер не трогает.
Хуже всего то, что настоящие энтузиасты с горящими глазами, о которых с восторгом говорит Дина Григорьевна, тоже не чувствуют себя нужными. Учитель информатики Надежда Юрьевна Маркер вместе с директором Ниной Георгиевной Ким начали информатизацию школы №99 больше десяти лет назад. Надежда Юрьевна несколько лет вела неоплачиваемые уроки, все средства от которых шли на модернизацию. Первые IBM-282 выпросила в дар у бывших коллег. Еще 5 машин и принтер покупала сама, с помощью мужа и сына. По ФЦП РЕОИС были две поставки техники, которую, как всегда, подключала вместе с мужем и сыном. Для установки новой сети школе – небогатой, окраинной – пришлось искать деньги.
– Сами по себе машины мало что изменили, – говорит Надежда Юрьевна. – Дело ведь не в технике, а в человеке. Есть желание – найдутся и средства. Проектную работу мы вели при любом оборудовании. С психологом Веригиной Ириной Станиславовной проводили компьютерное тестирование по выбору профессии. С учителем физики Романовой Надеждой Николаевной создали итоговые тесты. Многие учителя и дети участвовали в сетевых проектах. Достовалова Наталья Валерьевна даже провела свой, в котором было задействовано 20 команд из разных городов России. Интересную работу вела по подготовке к компьютерному тестированию литератор Игнатьева Людмила Николаевна. Изменило ситуацию в школе создание в Омске центра Intel. Программа «Обучение для будущего» оказалась наиболее эффективной. Учителя за короткое время получали представление о возможностях компьютера и создавали сами законченный проект. Приходя в школу, они старались применить полученные знания, выступали на педсоветах, показывали детям свои проекты. Нагрузка на классы резко возросла. Особенно в нашей школе, где была организована городская методическая площадка. Сейчас у нас обучено более 80 процентов учителей. Но они все равно нуждаются в помощи специалиста. И учителя информатики на всех не хватает. Не может он быть един в семи лицах: учитель, лаборант, сетевой координатор, тьютор, методист, системный администратор, наладчик. Просто необходимо выделение инженерных ставок. В министерстве области ссылаются на свою некомпетентность в этом вопросе – значит это должна решить федеральная программа.
Вместе с техникой на школы свалилась масса проблем. Ресурсный центр готов ремонтировать только машины, поставленные по ФЦП РЕОИС. Старые, как сказали в Министерстве образования области, не их забота. Разве можно при таком подходе создать хоть что-то единое, тем более информационное пространство? Учитель информатики, получая заработную плату только за проведение уроков, устанавливает и восстанавливает программное обеспечение, изыскивает средства на ремонт, везет машины на своем горбу в гарантийную мастерскую. К нему постоянно идут с различными просьбами учителя и администрация. Городское управление образования пыталось решить эту проблему, введя ставки координатора сетевых работ, тьютора, методиста городской методической службы. Но нынче приказ о ставках педагогов дополнительного образования – координаторов и методистов-тьюторов был издан только в конце октября. Пока министерство и управление образования делили полномочия, люди не получали деньги. Кстати, всего-то по две с половиной тысячи. Впрочем, это только начало конца. Министерство образования больше не хочет финансировать городские площадки, потому что создает свои, областные. В декабре и координаторы, и тьюторы работают бесплатно.
– Что ждет нас дальше? – не понимает Надежда Юрьевна. – У меня начала обучаться новая группа предметников. Что мне сейчас с ними делать? Учителя совершают маленький подвиг, обучаясь два месяца без отрыва от занятий. Для них это огромная физическая, умственная и моральная нагрузка. Если сейчас на всех площадках прервутся занятия, захотят ли они после этого работать с нами? Я не понимаю, почему у администрации города и области настолько недальновидная политика. Одним махом рубят ветку, на которой много лет вызревали плоды. Одно необдуманное решение может напрочь перечеркнуть все достигнутое. Городские учителя информатики могут и хотят помочь областным. Между нами нет конфронтации. Мы охотно общаемся и делимся опытом.
Создание единого информационного пространства вскрыло отсутствие единства среди администраторов, при этом сплотив педагогов. Компьютер, каким бы он ни был передовым, всего лишь инструмент в человеческих руках. И слава Богу, наши учителя, несмотря на трудности, остались прежними.
Комментарии