search
main
0

Забытое слово

Парадокс: дети любят учиться. Парадоксом стала эта фраза из-за слова, которое мы в своей взрослой суете забыли. Забыли…

Забыли о том, что ребенок любит учиться хорошо. “Интерес к учению есть только там, где есть вдохновение, рождающееся от успеха”, – писал В.А.Сухомлинский. Что же зачастую видим мы в реальности? Еще на начальном этапе обучения не всегда удается создать ситуацию успеха для каждого ученика. Ситуация успеха нужна прежде всего для тех ребят, которые не успевают со всеми: сегодня, завтра он просто не успевает, а послезавтра при отсутствии ситуации успеха он обрастает комплексами и перестает учиться. И это закономерно, ведь ребенок любит учиться хорошо.

Как же сделать так, чтобы маленькое слово “хорошо” не исчезло в учебно-воспитательном процессе? Каждый ответит на этот непростой вопрос по-своему. Хотелось бы предложить, конечно же, субъективные и далеко не бесспорные размышления об этом, сложившиеся из опыта работы учителей русского языка средней школы # 76 Орджоникидзевского района г. Уфы.

Основа работы учителей русского языка нашей школы, своеобразная точка отсчета – принцип П.П.Блонского, согласно которому ученик должен превратиться из объекта обучения в субъект, когда знания не даются как готовый результат деятельности ученых, учителей, но “добываются” исследованиями, наблюдениями, рассуждениями самого ученика. Иными словами, эффективное обучение – это обучение, ставящее ученика в позицию субъекта самообразования, самоактуализации и высвобождения творческих сил.

Работая в средней школе # 21 г. Ферганы, я наблюдал за работой творческой лаборатории, вдохновителем которой был В.Ф.Шаталов. В ней работали талантливые педагоги, постоянные участники семинаров в г. Донецке. Мы, начинающие учителя, тоже тянулись к новому, но в большинстве случаев не достигали нужного эффекта. Лишь значительно позже мы поняли, что не заметили едва ли не главное в методике Шаталова – проблемность обучения.

Не опорный конспект (О.К.) – главное, он не должен преподноситься как догмат, а должен рождаться в процессе наблюдения и рассуждения ребят, а также объяснения учителя. Стоит понять это, и многие проблемы у желающих работать с О.К. отпадут, исчезнут.

Итак, как строится работа с О.К. в нашем варианте. Начинается она с “выведения” или “рождения” О.К. Он рождается в процессе решения познавательных задач проблемного характера, наблюдений, эксперимента. Простейший пример. Прежде чем воспроизвести блок О.К., в котором говорится о гласных и согласных звуках (русский язык, 5-й класс), выясняя, как проходит воздух при образовании гласных и согласных звуков, проводим опыт. Прежде чем говорить о слоге и ударении, проводим опыт со свечой.

Следующий этап является итогом наблюдений учащихся – это объяснение О.К. учителем, работа с учеником. Я объяснил тему, это знание еще мое, оно пока не стало достоянием ребенка. Здесь наступает время следующего этапа – внутреннего проговаривания, при котором ученик пытается воспроизвести мое объяснение во внутреннем плане (“про себя”). Далее выясняем непонятные для ученика фрагменты, после чего наступает время следующего этапа – проговаривания внешнего.

Обычно закрепление на 1-м уроке не провожу либо провожу осторожно, фрагментарно. Как можно закрепить то, чего фактически еще нет: знание как таковое еще не стало достоянием ребенка.

Следующий урок начинается с письменного восстановления О.К., устной работы со всем классом по О.К., далее – развернутое закрепление, заканчивающееся сдачей зачета.

Такова структура подачи материала.

ПОПКОВ Сергей Иванович, родился в 1971 году в Челябинске. Закончил филологический факультет Ферганского государственного университета. С 1993 года – учитель русского языка и литературы средней школы # 76 города Уфы. Педагогический стаж – 8 лет.

Являясь сторонником системы В.Ф.Шаталова, Сергей Иванович считает, что ценное зерно этой системы – проблемные методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон.

Учитель года-99 Башкортостана.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте