search
main
0

Забыть? Никогда!

10 удивительных дней провели на донской земле участники Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2021

Финал Всероссийского конкурса «Учитель года» проходит осенью, что логично, ведь он приурочен к Дню учителя. Но в этой рациональной данности при желании можно уловить и поэтический контекст. Как прекрасной осенней порой природа играет множеством оттенков желтого, так густоцветна и палитра педагогических талантов, собранных воедино в том городе России, где поселился Большой пеликан.

Когда шла работа над репортажем, еще не было объявлено имя абсолютного победителя Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2021, однако одно можно сказать точно, и это неоднократно подчеркивалось всеми, кто обращался к финалистам: в подобном состязании исключен азарт. Сюда приезжают не столько для того, чтобы взять, сколько для того, чтобы поделиться.
Конкурсант из Астраханской области – учитель английского языка Анастасия Ильина – еще до попадания в «пятнашку» призналась, что целью пребывания на конкурсе ставила и напоминание о своем родном регионе, и неподдельный интерес к работе коллег. Ей лично участие в финальных испытаниях подарило эффективный курс повышения квалификации, а также новые знакомства и дружбу. Среди конкурсантов даже сложилась отличная команда, которая потом помогала не только ей, но и другим лауреатам готовиться к «Классному часу» и «Мастер-классу».

 

Но до этих испытаний еще нужно было добраться, а первыми шагами в конкурсном марафоне для 85 финалистов стали «Методическая мастерская» и «Урок». Когда у члена Большого жюри, абсолютного победителя Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2018, учителя обществознания математической школы №1 имени Х.И.Ибрагимова (Чеченская Республика) Алихана Динаева юные журналисты спросили, какова формула успешного урока, он мудро заметил: «Успешным будет тот урок, с которого дети не хотят уходить».

Таких уроков в ростовском лицее №11, где проходили первые конкурсные испытания, было много. Конечно, не всем удавалось справиться с волнением, но, по словам члена предметного жюри, учителя математики школы №1 имени В.П.Леонова ст. Зеленчукской Карачаево-Черкесской Республики, лауреата Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2018 Юлии Капалкиной, большинство педагогов продемонстрировали высокий профессиональный уровень. Были уроки на освоение нового материала, на закрепление пройденной темы, были уроки-открытия, уроки-исследования, уроки-размышления. Вообще этого испытания ждали все финалисты. Как пояснила конкурсант из Липецкой области – учитель биологии и химии Ольга Дронова, это повседневная деятельность учителя, на уроке он чувствует себя как рыба в воде.

Впрочем, как бы ни было комфортно конкурсанту среди отзывчивых, думающих и поддерживающих его ростовских детей и педагогов, количество подсчитанных счетной комиссией баллов определило 15 лауреатов. Для некоторых участников «пятнашки» это оказалось потрясением, что подтвердили затяжные сборы перед общим фотографированием. Лауреаты просто не могли вырваться из объятий коллег и оторваться от телефонов, откуда доносились горячие поздравления. В то же время для них наступил новый этап конкурсного марафона. Учителя должны были продемонстрировать навыки ведения «Классного часа», а также предложить коллегам свой «Мастер-класс».

Нужно заметить, что конкурсное испытание «Классный час» проводилось на базе мультимедийного парка «Россия – моя история», и каждому педагогу необходимо было включить это пространство в работу. Может, поэтому «Классный час» некоторые лауреаты назвали непростым испытанием. К тому же главная составляющая всех классных мероприятий – воспитательная, и от этого ответственность учителя за все, что останется в сердце ребенка после классной беседы, только возрастала. Ко всему прочему после проведения «Классного часа» каждому конкурсанту задавали вопросы члены Большого жюри, возглавляемого ректором МГУ имени М.В.Ломоносова Виктором Садовничим. Активными были члены родительского и ученического жюри. Вошедший в состав Большого жюри абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2020 учитель математики ростовского Лицея классического элитарного образования Михаил Гуров отметил, что взрослые и дети задавали острые и глубокие вопросы, актуальные не только для конкретной школы, но и для всей страны. Ребят, к примеру, интересовало, как поднять престиж профессии учителя, с какого класса нужно начинать проводить профориентационную работу, может ли культура быть с отрицательным знаком, как относиться к ложным звездам и т. д.

Динамично и не менее интересно проходило конкурсное испытание «Мастер-класс». Учителя делились оригинальными подходами, методиками и приемами, которые используют на уроках. Темы мастер-классов радовали разнообразием. Так, участники «пятнашки» предлагали свой подход в мотивированном изучении английского языка с помощью визуальной логической цепочки или включая элементы иммерсивного театра. Лучшие учителя показывали коллегам, как с помощью игры, в том числе компьютерной, можно запоминать и связывать исторические события, как увидеть «процессов связующую нить», наблюдая за работой элеватора, и т. д. Затрагивались и такие сложные темы, как юношеская неразделенная любовь. Учителя могли узнать, что, например, одним из способов снизить ее катастрофичность может стать… чтение стихов.

У каждого из пятнадцати лауреатов был свой почерк, но писать дальнейшую состязательную историю выпал жребий пяти учителям, ставшим призерами конкурса. Торжественное закрытие второго тура и объявление пятерки состоялось в Ростовском государственном музыкальном театре и больше было похоже на фестиваль, нежели на официальное мероприятие. Здесь как будто опять встретились давние лучшие друзья. Кстати, и слово «лучшие», и слово «друзья» звучали в кулуарах и на сцене несчетное количество раз. А министр просвещения РФ Сергей Кравцов назвал российских учителей героями, выдержавшими период пандемии и вынужденный дистант. По словам главы профильного ведомства, для многих учителей преподавание является не столько работой, сколько служением, поэтому в Госдуму уже внесен законопроект об изменениях в ФЗ «Об образовании в РФ», который позволит убрать из документооборота термин «образовательная услуга». Это сообщение зал встретил бурными аплодисментами.

Так же сердечно, как и на церемонии открытия конкурса, лучших учителей страны приветствовал губернатор Ростовской области Василий Голубев. Он выразил надежду, что праздник, начавшийся на донской земле еще 24 сентября, педагоги запомнят на всю жизнь, а ростовские учителя никогда не забудут те уроки и занятия, которые провели в школах и учреждениях культуры Ростова-на-Дону профессионалы из разных регионов России.

Председатель Большого жюри, рек­тор МГУ имени М.В.Ломоносова Виктор Садовничий признался, что не устает восхищаться работой учителей, которые, по сути, берут на себя ответственность за судьбу страны, воспитывая и выпуская новые поколения. Он подчеркнул: в конкурсе нет победителей, но есть правила, и по этим правилам должна быть определена пятерка призеров.
Обладателями Малого хрустального пеликана стали учитель физики Артем Барат (Москва), учитель английского языка Мария Голованова (Республика Татарстан), учитель физики Екатерина Костылева (Тюменская область), учитель истории и обществознания Дмитрий Морозов (Хабаровский край), учитель русского языка и литературы Анастасия Шрамко (Ставропольский край).

В ответном слове призеры поблагодарили организаторов конкурса, принимающую сторону, коллег и близких людей, а также ростовских учеников и волонтеров, которые искренне поддерживали и помогали учителям.

Приятной частью праздника стало награждение педагогов за победы в различных номинациях, утвержденных организаторами и партнерами конкурса. Например, награду от соучредителя конкурса – Профсоюза работников образования в номинации «За социальную активность» получил учитель физической культуры Сергей Глушкин (Тамбовская область). Соучредитель конкурса «Учительская газета» также вручила приз имени Геннадия Селезнева в номинации «За настойчивость в достижении цели». Его заслужил учитель математики областной Гимназии имени Е.М.Примакова (Московская область), финалист программы «Учитель для России» Александр Ядрин.

Поздравляя педагога, председатель редакционного совета издательского дома «Учительская газета», член Большого жюри, исполнительный директор благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» Петр Положевец напомнил, что конкурс родился в школьном отделе «Учительской газеты», и придумал его редактор отдела Владимир Жуков. Геннадий Селезнев, будучи главным редактором издания, поддержал идею и добился того, чтобы первого победителя конкурса – учителя литературы и русского языка из деревни Поповка Чернского района Тульской области Александра Сутормина – принимал президент СССР Михаил Горбачев.

Петр Положевец подчеркнул: лучшего учителя выбрать невозможно, им является тот, о ком ученик может сказать: «Это мой учитель». И нет сомнения в том, что у всех 85 участников конкурса есть такие ученики.

Наталья АЛЕКСЮТИНА, Ростовская область, Вадим МЕЛЕШКО (фото)

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте