Не нужно доказывать, что образование – великое благо для человека. Без образования люди и грубы, и бедны, и несчастны. Противоречия между содержанием школьного образования и требованиями информационного общества привели к проекту создания школьного образовательного мультимедиацентра в лицее «Эрудит».
Данная модель представляет собой информационную, учебно-методическую и профессионально-ориентированную базу для разнообразной урочной и творческой деятельности учащихся и учителей.
Но для того чтобы информационные ресурсы были востребованы, использовались эффективно и по назначению, необходимо иметь грамотных пользователей.
Нужна специальная подготовка педагогов к использованию информационных технологий.
Самый эффективный способ – курсы повышения квалификации. Здесь можно не только научиться работать на компьютере, но и получить опыт его использования в учебной деятельности. А если по окончании курсов выдается удостоверение о повышении квалификации, то для преподавателей это немаловажно. Такую возможность предоставляет Алтайский институт повышения квалификации работников образования (АКИПКРО), предлагая курсы «Использование ПК в профессиональной деятельности педагога-предметника». Курсы обеспечивают:
освоение основ работы на ПК,
развитие коммуникативных навыков,
создание и реализацию педагогического проекта,
освоение приемов и методов организации групповой работы.
Для директора лицея «Эрудит» Нины Ивановой не стоял вопрос «С чего начать?» – это было понятно. «Начните сначала» – советовал Будда. И группа преподавателей лицея, отпустив детей на каникулы, сама села за школьные парты. Курсы «Образовательные возможности информационных технологий» позволили узнать, как гармонично могут вливаться информационные технологии в учебный процесс. При этом реализуются не только учебные, но и воспитательные задачи – формирование активной жизненной позиции, самостоятельности и независимости в суждениях, развитие творческих начал личности. На новый уровень выходят отношения ученик- учитель. Педагоги считают, что новые информационные технологии вообще и использование мультимедийных систем в частности позволяют и разгрузить учителя, и увеличить заинтересованность школьников в предмете, да и разнообразить сероватые школьные будни. Те средства, которыми в основном пользуются учителя, – это вчерашний день. Современный учитель просто обязан работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав – право на качественное образование, – педагогическая позиция директора лицея.
Сегодня учитель, действующий в рамках привычной «меловой технологии», существенно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием мультимедиапроектора, электронной доски и компьютера, обеспечивающего выход в интернет. Уже сейчас в лицее используются самые разнообразные формы учебных занятий с ИКТ: метод проектов, исследовательская работа учащихся, электронные уроки, презентации, подготовленные учителями, медиалекторий как форма общекультурной подготовки учащихся и т.д.
Для того чтобы можно было работать со средствами мультимедиа не только в кабинете информатики, в лицее оборудован демонстрационный класс. С его созданием решается несколько проблем. Во-первых, отпадает необходимость закупки медиатехники для каждого кабинета. Во-вторых, не надо переносить необходимое оборудование из класса в класс, с урока на урок.
Оборудован класс следующим образом: компьютер, мультимедиапроектор, видеомагнитофон, аудиосистема. Такой состав оборудования позволяет проводить демонстрации с любого носителя.
Реализация программы представляет собой сложный процесс, включающий следующие этапы: создание технической базы комплектования медиатеки; создание административной и учебной баз данных; развитие сетевых технологий; индивидуализация обучения; организация систематизированного обучения учителей методам и средствам информационных технологий.
У нас много проблем, и главная – эффективность работы медиацентра в условиях ограниченных финансовых ресурсов. Без поддержки органов управления образованием, городской администрации, без привлечения внебюджетных средств эту проблему не решить.
Помимо проблем у нас есть желание работать, и мы надеемся, что данная модель информационного образовательного мультимедиацентра позволит обеспечить формирование нового направления в развитии учебного процесса.
Тамара КОСТЕНКО, Рубцовск, Алтайский край
Комментарии