search
main
0

Забудь про лето Включиться в работу помогут тренинги и… чуткость близких

Ваш малыш пошел к школу. Или уже не малыш, впрочем, возраст не важен, ибо от этого проблем не убывает. Каждый год в конце августа темой номер один в разговорах становится подготовка детей к школе, их адаптация к новому или уже подзабытому режиму дня. Сегодня у нас в гостях московский учитель психологии, суперфиналист конкурса “Учитель года России-2001” Андрей МИЛЕХИН. С весьма нестандартными предложениями для родителей и учителей.

Таблица умножения
Учебный процесс в большинстве школ построен таким образом, что первые две недели идет повторение пройденного материала. Поэтому забывать про лето лучше уже в конце августа.
Что происходит с ребенком в школе: три четверти своей жизни он учится, затем за одну четверть отдыхает. За это время он теряет форму. Известный спортивный факт – те мышцы, которые работают при беге, расслабляются во время плавания. То же происходит и со школьниками.
Поэтому я призываю, и в первую очередь родителей, проводить тренинги, чтобы дети более органично смогли включиться в работу. За летний период ребенок теряет навыки запоминания, чтения, писания, решения задач. Приходит в школу и неосознанно испытывает дискомфорт.
Самое элементарное упражнение – поговорите с ним. Вы съездили в поездку? Отлично, попросите его с ходу сочинить рассказ, следите, чтобы он употреблял правильно слова и грамотно строил предложения. Это поможет в развитии памяти.
Попросите его воспроизвести таблицу умножения, причем не важно, в каком классе он учится. Очень часто и будущие выпускники не помнят, сколько будет трижды восемь.
После лета на уроках ребята часто “теряют” буквы в словах при письме. Чтобы этого не происходило, почитайте школьникам текст вслух. Здесь важно соотносить понятия вижу, произношу, слышу. Известно, что чтение “Войны и мира” поднимает словарный запас человека. Но и хорошая фантастика пополнит его словарный запас.
Детская рука забывает, как писать, и скорость письма в начале года существенно отличается от весенних показателей. Попишите с ребенком диктанты, лучше если в этот процесс включится вся семья от папы до бабушки. Разные голоса приучают подстраиваться, а значит, сосредоточиваться. Этим же упражнением вы убьете и другого зайца. В школе ребенок в течение 45 минут пытается сосредоточиться на одном предмете. Приходит лето, и он теряет этот навык. Следовательно, первые недели учебы для него окажутся стрессом.

Кто на новенького?
– Что бы вы ответили тому родителю, который скажет: “Моему ребенку положено отдыхать три месяца, граждане учителя, не трогайте его в это время, пожалуйста!”?
– Ничего не произойдет, если во время каникул ребенок будет только отдыхать. Мои рекомендации – не более чем советы психолога. Но не забудьте, что за летом придет первое сентября, а следовательно, ваше чадо будет испытывать стресс.
– А как вы относитесь к тем родителям, которые заставляют своих детей даже летом самостоятельно заниматься?
– На подобный вопрос нет однозначного ответа. Смотря как к этому относится ребенок. Если с радостью – почему нет? Ему это сторицей воздастся. Быть все время в форме, как спортсмен, – почему нет? Плюс к этому у него не будет “сентябрьской ломки”. С другой стороны, родители, которые делают это насильно, должны помнить, что в конечном итоге у детей будут неврозы. Если что-то ребенку не нравится – пользы будет мало.
– Ребенок вернулся после каникул – есть какие-то отличительные особенности этого периода?
– Есть, и еще какие. Во-первых, он хочет общаться, рассказать, где он отдыхал или впервые работал. И в первую очередь груз общения сваливается на учителя. Однокласснику можно просто похвастать, учитель же выскажет оценку. Сочинение “Как я провел лето” или подобные задания как раз и покрывают эту потребность. Во-вторых, ребенок в отличие от взрослых за три месяца может серьезно измениться. Проходит каких-то 90 дней, и 1 сентября в класс войдет совсем другой человек.
– Первое сентября – время “новеньких”. Как правильно действовать учителю, чтобы ребенок не чувствовал себя чужим?
– Не стоит привлекать к новому ученику внимание всего класса. Хотя, безусловно, знакомство ему не повредит, но оно должно быть коротким и позитивным. “Очень рад с вами познакомиться, надеюсь, на моих уроках мы познакомимся ближе”. Все. Ребенок и так ожидает, что на каждом уроке в течение недели минимум учителя будут задавать ему вопросы: откуда приехал? что он знает? Подобное “женское любопытство” только отталкивает ученика от учителя. И еще я бы посоветовал попросить его остаться после урока, я бы рассказал немного о себе, предложил, если возникнут проблемы, обязательно обращаться.
– Андрей Викторович, что бы вы посоветовали родителям “новенького”?
– Пусть изучат планировку школы. Ребенок должен знать, где и какой кабинет находится и как в него попасть. В этой ситуации важно все: и как зовут учителя истории, и какие секции работают, и что почем в школьном буфете.
– В первый раз в первый класс! Каково это для ребенка?
– Есть такое понятие – “детская тревожность”. Для первоклассника первые две недели – самые тревожные, потому что в школе он не знает ничего. Вокруг огромное количество раздражителей, реакции на которые не выработаны. Кроме того, неизвестность воспринимается им негативно. Ребенок боится, отсюда срывы и истерики. Чтобы этого не происходило, он должен получить положительную реакцию по дороге к школе. Родители, не поленитесь сходить к школе летом и поиграть в мяч, осмотреть местные достопримечательности или просто поесть мороженое, проходя мимо. Для него это положительный стимул. Моя мама, когда я пошел в первый класс, взяла на работе двухнедельный отпуск, чтобы меня сопровождать. Она много работала, и то, что неожиданно стала уделять мне столько времени, я воспринял как праздник. Ее не было со мной в школе на уроках или переменах, но мое детское ощущение – мама рядом. Я приходил домой, а там готов обед. Не пожалейте, пожертвуйте ребенку две недели отпуска. Этого времени достаточно, чтобы ребенок адаптировался к школе, чтобы ему стало интересно на уроках. Если родителям понравилась школа, то она понравится и ребенку. Помните об этом и не требуйте от школьника то, что не можете сами выполнить.

Дарья ЖУРАВЛЕНКО-СЛАВЯНСКАЯ

Возьмите на заметку

Кленовые листья вот-вот сорвутся с дерева, дав отмашку школьному марафону. Миллионы ребят, красивых, повзрослевших и счастливых, сядут за парты. До этого мига есть еще несколько дней, чтобы после летнего отдыха настроиться на учебу, первоклашкам – осознать свою теперешнюю роль, выпускникам – насладиться последними в своей жизни школьными каникулами и собраться с силами для успешного окончания школы. А станет ли учеба для них мучением или радостью, зависит в большой степени от тех, кто окружает сегодня ребят, – родителей, друзей, педагогов. Старые люди напутствуют ребятишек, приговаривая: “Святой Наум, дай им ум”. Некоторые молодые мамы и папы считают, что чем лучше снарядишь ребенка к 1 сентября, тем прилежнее он будет учиться. Хотя у каждой семьи свои традиции подготовки и “проводов” детей в школу, все же можно дать некоторые универсальные советы:
ничто так не развивает ребенка, как чтение, а значит, родители должны позаботиться о том, чтобы сын или дочь были обеспечены на лето хорошими книгами;

если ребенок идет в первый класс, усердие родителей, направленное на то, чтобы их чадо выучилось читать, считать и писать до школы, не всегда себя оправдывает: знайкам в школе становится скучно;

психологически подготовить будущего первоклассника к школе можно через знакомство с учебным заведением, хорошо будет вместе “протоптать” дорожку к школе, поиграть на школьной спортплощадке;
День знаний должен стать семейным праздником, а тут уже подключается фантазия детей и взрослых.
И главное, чтобы потом эстафету праздничного настроения и доброжелательного отношения к детям от родителей переняли учителя.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте