search
main
0

Заброшенный ребенок. Школа не может заменить родителей

Британские педагоги на своем профессиональном форуме решили, что самое время четче определить границы ответственности за воспитание подрастающего поколения. Педагогам – педагогово, родителям – родителево, примерно так прозвучали рекомендации за «подписью» профсоюза школьных директоров, которые выразили нескрываемую озабоченность тем, что современные родители все чаще проявляют склонность перекладывать львиную долю забот о своих детях на учебное заведение, сами же при этом «умывают руки».

Поднятая британскими педагогами проблема – за что отвечает школа, а за что родители – относится к разряду универсальных и, пожалуй, вечных. В том смысле, что стоит она на повестке дня с тех самых пор, как процесс воспитания подрастающего поколения разделился на два института: семью и школу. Однако каждой школе, безусловно, присущи свои национальные особенности и специфические черты, идущие от конкретного менталитета данного общества. В частности, что касается школы английской, то здешние родители традиционно делегировали ей если не всю полноту прав по части воспитания своих отпрысков, то всю полноту обязанностей, это уж точно. Одним из объяснений сего феномена служит то обстоятельство, что английские школы носили преимущественно характер закрытых пансионов, где детей растили «от и до», так что роль мамы и папы брали на себя именно педагоги-воспитатели, которые и кнутом, и пряником учили как академическим наукам, так и жизни в целом. И в этом смысле английская школа и впрямь была «суррогатным» родителем. Своих-то, собственных, дети видели разве что по большим престольным праздникам.

Философия старых времен, когда, оплатив пребывание своего чада в бурсе, родители ожидали к концу срока обучения получить готовый продукт, канули в Лету. Сегодня подавляющее большинство британских детей учатся в школах государственных, то есть формально бесплатных (формально, потому что фактически родители частично оплачивают гос.школу через подоходный налог и через налог в местный муниципалитет). И тем не менее потребительский подход к школе остается.

А может быть, проблема заключается в том, что не остается у отцов и матерей времени и сил на воспитание детей? Недаром, как свидетельствуют педагоги, самыми безнадзорными детьми являются нынче отнюдь не выходцы из бедных деклассированных семей, но детки родителей-профессионалов, с хорошими доходами и относительно высоким стандартом жизни. Однако стандарт этот измеряется чисто потребительскими возможностями, тогда как возможности уделить время семье и детям у карьерных родителей практически нет. В частности, как отмечают специально проведенные исследования, именно их дети чаще других приходят на занятия утомленными и… откровенно невыспавшимися. В чем дело? В том, что, не имея времени не только нормально общаться с ребенком, но и просто заглянуть в его комнату, родители, сами валящиеся с ног от усталости к концу изнурительного рабочего дня, понятия не имеют, чем и как долго он «там у себя» занимается.

Между тем занимается заброшенный ребенок, как правило, просмотром неподобающих его возрасту ночных телепрограмм с рейтингом «только после 18» и увлекательными в своих неисчерпаемых возможностях электронными играми или же просто «общается» с кем попало в чэт-румах. На экипировку своих детей последнего поколения компьютерными игрушками, которые именуют сегодня в Британии «электронной нянькой», родители не скупятся. Согласно недавно опубликованным данным, среднестатистическому британскому подростку в возрасте от 11 до 18 лет накупают разного рода техники, включающей TV/CD Player /DVD Player, игры, приставки, компьютер, на сумму примерно в семь тысяч фунтов стерлингов (около 13 тысяч долларов). Засиживаются дети за этими играми нередко до рассвета, после чего засыпают прямо за партой или же просто пропускают первые уроки. Но родители узнают об этом последними. Мне не однажды доводилось слышать от здешних учителей, что, дабы обеспечить явку на экзамены, они приходят в школу с утра пораньше и начинают обзванивать своих еще сладко спящих учеников, объявляя им, что пора вставать и собираться на экзамен. Звонок учителя служит в прямом смысле слова будильником, потому что ни родители, ни сами студенты не считают нужным поставить себе таковой возле кровати.

Генеральный секретарь Национальной ассоциации директоров школ Дэвид Харт отметил, что работающие родители не занимаются проверкой того, выполнил ли их ребенок домашнее задание, вовремя ли он отправился спать, и не интересуются, как идут его дела в школе. Эти претензии в адрес родителей со стороны «главного школьного директора» прозвучали с трибуны профсоюзной конференции буквально на следующий день после того, как британский премьер Тони Блэр покритиковал родителей учащихся за то, что они не помогают школе в ее дисциплинарных мерах. Глава профсоюза вдогонку за главой правительства заявил о том, что «низкий уровень родительского воспитания» вносит свою лепту в то, что творится сегодня в школе, а именно в грубое, разнузданное поведение учащихся. Было отмечено, что «в слишком большом количестве семей» родители не могут служить своим детям примером для подражания. Что дети едят «ужасную пищу», следствием которой является ожирение. Что многие родители индифферентно относятся к школьным прогулам или, того хуже, потворствуют им.

Может ли, однако, современный педагог обойтись без конструктивного родительского содействия, полностью перетянув одеяло забот по воспитанию и обучению на себя?

«Нет!» – однозначно отвечают на этот вопрос британские педагоги. Родительское участие в вопросах дисциплины является принципиально важным. Доказано, что без должной мотивации со стороны отцов и матерей дети, как правило, не достигают наивысших академических результатов и не проявляют склонности к дальнейшей учебе. Все это означает: вооружить ребенка правильными навыками поведения в обществе, обеспечить его здоровую жизнедеятельность должны родители. На этом прочном фундаменте, заложенном в семье, школа будет надстраивать этаж за этажом знания и вести воспитательную работу. Но заменить родителей в формировании основы основ личности ребенка школа не может и – не должна. Потому что школьные педагоги – не приемные родители.

Лондон

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте