search
main
0

Забронированные «пеликаны». Как ульяновские гимназисты учителей года России выписали

В один прекрасный день учителя и их ученики из 33-й ульяновской гимназии отважились написать письмо губернатору. Так, мол, и так, писали они Сергею Морозову, предлагаем провести школу победителей конкурса «Учитель года» на ульяновской земле. У местных педагогов есть интерес. Они готовы приехать в столицу области из отдаленных уголков, чтобы своими глазами убедиться – настоящие ли они, эти награжденные «Хрустальными пеликанами», мэтры российской педагогики? Есть азарт в 33-й гимназии. А «мама» конкурсного движения – «Учительская газета» – готова учителей собрать и к нам в регион привезти. «Найти финансирование», – отдал распоряжение Морозов.

Марани для гимназии

Во время удачных военных походов сечевики привозили домой военную добычу – чужеземные платья, оружия в драгоценной инкрустированной оправе, фляги для вина… Учителя Ульяновской области тоже «захватили» немало «трофеев» во время выступлений лауреатов педагогического состязания – методические находки, разработки уроков, а еще откровение, что можно работать не по указке свыше, а по внутреннему вдохновению, да так, что ученики отпускать из класса не хотят. По крайней мере в 33-й гимназии надолго запомнят «девятку» учителей, которая 8 февраля давала открытые уроки. Запомнят и будут пересказывать тем, кто на них не попал. Оказывается, для того чтобы участвовать на уроках в качестве учеников, в гимназии был объявлен конкурс. Победители встретились с победителями.

Вот в 303-м кабинете шестиклассники завороженно следят за литератором Игорем Апольским из Ростовской области. Какие мысли и чувства рождает французский поэт Жак Превер? Ребятам предстоит это узнать. Поиск, озарение… И счастье от того, что открытие свершилось.

В соседнем кабинете – история. Сергей Букинич из Санкт-Петербурга вместе с одиннадцатиклассниками ищет национальную идею. Не ту, которую навязывают сверху, а ту, которая должна быть у каждого в душе.

– А у нас в Ульяновске, есть уже своя национальная идея, – не выдерживает кто-то из зрителей и включается в полемику.

– Это хорошо, что есть, – осаждает Букинич. – Но национальная идея на то и национальная, чтобы ей следовали во всех уголках России.

Перед географом Инной Каракчиевой из Республики Коми сложная задача. Мало того что часы географии в сетке расписания сокращают, так еще и десятиклассники в самом начале урока заявляют:

– Мы географию не любим, у нас ею увлечен только один человек.

Что делать? Провести урок на тему «Экономико-географическое положение стран зарубежной Европы» так, чтобы уже после урока ребята сказали:

– А знаете, интересная наука…

Описывать урок Ольги Ковалевой, филолога из Тюмени, бессмысленно. Кто-то еще на конкурсе назвал Ольгу «Кино не для всех». Литература, русский или латынь? Идеи уроков иногда рождаются на ходу. Но только когда звенит звонок, они приобретают смысл. В этот раз получилась латынь. С непростыми окончаниями и отчасти похожая на русский язык. Здорово, когда после занятия возникают новые вопросы и учителя принимаются между собой спорить, а дети отправляются в библиотеку за справочником. Мотивация – великая сила.

«Знакомьтесь, чай!» – это не название новой книги, а тема урока. Причем не кулинарии, а химии. А вернее сказать, так озаглавлен развивающий курс, который в школе у Елены Мейснер, кандидата биологических наук из Волгограда, выбирают по желанию. Потому что вкусно, потому что интересно, ну и, конечно, нестандартно. Где еще, скажите, вы узнаете о чае все – от химического состава до секретов заваривания?

Глеб Мочалов – единственный из участников выездной школы, кто не соревновался на всероссийском финале. Причина проста: в 2004 году на Москве победили сразу трое. Посовещавшись между собой, они делегировали на Россию учителя истории, справедливо рассудив, что наступил век гуманитариев. Глеб Мочалов на занятии у станков не стоял, во-первых, только что купленное на бюджетные деньги сверхсовременное оборудование в кабинете технологии стоит запакованное, во-вторых, Глебу станки не нужны. Он керамист. Работает с глиной. Небольшие глиняные сосуды шестиклассники делали впервые.

– Если собрать все ваши сосуды вокруг одного большого, то получится марани, грузинский ритуальный кувшин для вина.

Тонкие длинные пальцы Глеба летают над работами ребят. Вот исчезла скособоченность, вот исправлена помятость, а вот и марани для 33-й гимназии готов. Хоть сейчас в печь для обжига.

Сегодня в сельском хозяйстве применяют пестициды третьего поколения, которые долго не живут и сами собой распадаются. Впрочем, слепо доверять фермерам, которым нужно и урожай вырастить, и выгодно его продать, не стоит. Проверить наличие пестицидов вполне можно в школьной лаборатории на уроке химии, как это сделала Анжела Пинюкова из Калужской области вместе с девятиклассниками. Побольше бы таких практико-ориентированных лабораторных работ в школьной программе и поменьше пестицидов на обеденном столе.

Когда урок дает обладатель большого «Хрустального пеликана», тот самый, которого вся страна видела по телевизору, тот, которого недавно принимал у себя президент страны, дети невольно затихают, боятся проронить лишнее слово. А может, тайны «Сикстинской Мадонны» Рафаэля и должны раскрываться в полной тишине, как и положено всему таинственному? Для абсолютного победителя конкурса «Учитель года России-2006» Андрея Успенского из Череповца Вологодской области подобные уроки мыследеятельности с налетом таинственности – возможность пофилософствовать в минуты затишья между буднями филолога.

Впервые малый «Хрустальный пеликан» прилетел в Ульяновскую область в 2005 году вместе с математиком Ириной Ломакиной, которая показывала в 33-й гимназии «Свойства бесконечной убывающей геометрической прогрессии». Победительница 2006 года Екатерина Уба тоже привезла хрустальную птицу, но открытые уроки не показывала. Не успела. Именно на ее плечи, как заместителя директора по науке 33-й гимназии, легли заботы по организации всей школы.

– Нет, что вы! – возражает Екатерина Владимировна. – Без нашего директора Николая Михайловича Прокофьева ничего бы не получилось.

И без коллектива, где трудятся десять учителей, которые в разные годы заканчивали гимназию, тоже ничего не было бы. Здесь идеи, пусть даже на первый взгляд абсурдные, приобретают формы. Руководить такими творческими людьми сложно, но, с другой стороны, приятно. Не верите? Спросите у Николая Михайловича.

Министерские проводы

Вечером второго дня Ульяновский институт повышения квалификации организовал пресс-конференцию со всеми участниками школы в Ульяновском государственном университете. Провокационный вопрос: «Хотели бы вы стать министром?»

– Нет, – отрезал Игорь Апольский

– Да, – ответила Ольга Ковалева.

– Экономики, – уточнила Инна Каракчиева.

В последний день участников школы принимал главный областной педагогический вуз, с размахом построенный в конце 80-х. На сцене актового зала учителя давали мастер-классы. Павел Солдатов, студент второго курса филологического факультета, еще в педагогическом колледже решил стать учителем. А обладатели «пеликанов» разных мастей, не сговариваясь, присудили ему звание «ученик года». Во-первых, потому что Павел побывал на каждом мастер-классе, во-вторых, потому что самые нестандартные ответы принадлежали тоже ему, ну а в-третьих, редко когда среди студентов педагогического вуза встретишь поэта.

Еще одна редкость – министр, который, отменив деловые встречи, приезжает на вокзал, чтобы проводить педагогов. У Тамары Девяткиной, министра образования и социального развития Ульяновской области, рабочий день расписан поминутно, но законы гостеприимства превыше всего.

– Павла надо задействовать в наших акциях, – тут же реагирует она на рассказ учителей года о небывалом ученике.

– Хорошо, мы что-нибудь придумаем,- подхватывает идею Андрей Корнилин, директор Департамента образования и науки.

Поезд Ульяновск – Москва отправляется около шести вечера. Спать ложиться еще рано, хочется обсудить все, что произошло за эти три дня. Педсовет на колесах лучше всего проводить в вагоне-ресторане за чашкой дымящегося кофе.

– Извините, но у нас мест нет, – слышно уже от самого входа. Вагон-ресторан явно не вмещает всех желающих.

– Вот так, учителям года и приткнуться негде! – шутит кто-то из коллег.

– Так это вас сегодня целый день в новостях показывали? – засуетился управляющий. – Подождите, подождите, мы вам сейчас детский столик выделим, – добавил он, снимая табличку «Забронировано».

Фото автора

Игорю АПОЛЬСКОМУ «повезло» – мастер-класс он давал первым

На вокзале. Гостей провожают Екатерина УБА и Тамара ДЕВЯТКИНА

Глеб МОЧАЛОВ – керамист

«Этот музей сделан руками старшеклассников, – сетует хозяин кабинета Владимир ЕГОРОВ, учитель технологии 33-й гимназии. – В следующем году мне часы сокращают. Кто будет это делать?»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте