Уже в мае этого года в российские регионы обещают прислать перечень рекомендаций, в том числе и по использованию мобильных телефонов учениками в школах. Об этом сообщил глава ведомства Сергей Кравцов на первом Всероссийском школьном историческом форуме «Сила в правде!», который состоялся в Музее Победы в Москве.
Министр уточнил, что рекомендации будут направлены в мае, в августе их обсудят в образовательных организациях, а с 1 сентября в школах, лицеях и гимназиях решат, как к этому предложению отнестись. На данный момент известно, что Минпросвещения РФ предлагает, чтобы ребята сдавали мобильники или перед входом в школу, или перед входом в класс. Предполагается, что гаджеты при таком подходе не будут отвлекать детей на уроках. При этом, считает Сергей Кравцов, ученики смогут ими пользоваться только тогда, когда об этом попросят учителя в рамках учебного процесса.
Со слов министра это звучит неплохо и достаточно просто. Правда, в современных школах, которые нередко продолжают учиться в две или даже три смены, как в Чеченской Республике, воплотить инициативу будет проблематично. «Учительская газета» поинтересовалась у карельских педагогов, учеников и родителей, как они к этому относятся.
Алексей, пятиклассник, Петрозаводск:
– А я не скажу, что у меня телефон с собой. Спрячу его и не покажу, потому что это моя вещь, с ней я чувствую себя в безопасности – всегда могу позвонить родителям, что-то написать в семейной группе или сфотографировать домашнее задание с доски. Многие учителя его забывают выкладывать в электронный дневник, обычными дневниками мы почти не пользуемся, а вот сфоткать домашку и сразу скинуть в группу класса – это мы делаем всегда, чтобы и болеющие тоже делали уроки, а не только мы…
Наталья МИКИТЕНКО, мама школьника, Петрозаводск:
– Про телефоны все неоднозначно. Это собственность детей (семьи), как можно отбирать? Если только решили вместе с родителями, что это необходимо и допустимо. В среднем и младшем звеньях телефоны очень отвлекают детей. Но, возможно, стоит их научить отключать звук и не доставать на уроке из портфеля? В старшем звене это уже ответственность учащихся, поэтому они должны с пониманием относиться к правилам школы и регулировать этот процесс самостоятельно.
Ирина ЛЕБЕДЕВА, учитель английского языка школы №55, Петрозаводск:
– Мобильные телефоны в школе – вопрос, который давно обсуждается в педагогических кругах на разных уровнях. На моих уроках не возникает проблем с мобильными телефонами, потому что дети знают: мы пользуемся гаджетами только в целях обучения. Не всегда у учителя-предметника есть возможность применять на уроках планшеты, ноутбуки или компьютеры. В свою очередь мобильный телефон позволяет применить интерактивные задания на занятии. Здесь важны единый подход и общие требования у администрации, педагогов и родителей. Мобильный телефон может стать хорошим инструментом, если его использовать строго в образовательных целях.
Светлана ПЕТРОВА, учитель начальных классов гимназии №17, Петрозаводск:
– Забирать нельзя. У взрослых же никто не отнимает телефоны. Мы с ребятами договариваемся. Четыре года проблем нет. Иногда нужна помощь родителей. Объясняем, убеждаем.
Татьяна ФИЛИППОВА, учитель начальных классов пос. Деревянка, Карелия:
– В моей практике телефоны в руках детей пока не создавали проблем. Ребята пользуются только на переменах и в конце рабочего дня. Скорее всего, потому что это сельская начальная школа. У нас дети более-менее в этом плане послушные. Проблемы начинаются с 5-го класса, как только ученики перешагивают порог начальной школы и начинают ощущать взрослость, независимость. В последнее время с телефонами некоторые ученики не расстаются ни на минуту, тогда в некоторых классах это изъятие, конечно, необходимо. Возможно, если мы будем уже с «началки» предъявлять единые требования, то потом станет легче. Как учитель я не хотела бы нести ответственность за чужое имущество. Но, выбирая из двух зол, все же склонюсь к тому, чтобы забирать. Единственное уточнение: я бы попробовала организовать данный процесс таким образом, чтобы ребенок своей рукой положил гаджет в коробочку и своей же рукой его оттуда забрал.
Наталья УСОВА, учитель русского языка и литературы лицея №1, учитель года Карелии-2022, Петрозаводск:
– Знаю, что в одной российской школе подобная инициатива уже была реализована с согласия детей, родителей и педагогов. Подробностей, как именно это сделано, не знаю, но суть такова – внутри образовательной организации дети перемещаются без телефонов. Как это внедрить повсеместно? Уверена, что это должно быть через согласие, а самое важное – должна быть создана среда, которая все это заменит. Мы ведь на переменах заняты своими делами, никто не занимается тьюторством и не смотрит, чем увлечен ребенок, если это не начальная школа. Так что для учебного заведения без мобильных телефонов должны быть иные организация и модель. Важным мне кажется момент форсирования этой инициативы на законодательном уровне. Конечно, я прошу учеников снимать наушники и убирать телефоны, но совсем иное, когда такие требования на уровне закона будут во всех школах. В образовательной организации я бы заменила телефон на электронную книгу с выходом в Интернет или планшет. Потому как гаджеты нужны, они позволяют быстро выполнить, например, тесты на проверку знаний. Телефон выручает в самых разных ситуациях. Заменить его могут мощный планшет или электронные книги с выходом в Сеть. Без этого в современном образовании не обойтись.
Федор, многодетный отец, Петрозаводск:
– Уж не знаю, как к этому учителя отнесутся, но я против. Реальной работающей техники в школах не так много, если это не гимназия или лицей. Нам бы учить детей не сериалы смотреть и соцсети юзать, а использовать телефон как средство для получения реальных знаний. Запретами ничего добиться нельзя. Такое мое мнение.
А что думаете вы? Поделитесь своей точкой зрения!
Мария ГОЛУБЕВА, Петрозаводск, фото автора
Комментарии