Единственная школа Светлогорска – города, расположенного на Балтийском побережье Калининградской области, перевалила через свой полувековой юбилей. Ее первым директором был Позвонков Иван Васильевич – бывший солдат, воевавший под Кенигсбергом. Как и другие школы малых городов России, Светлогорская живет похожими заботами, проблемами и надеждами.
Полчаса езды на машине из Калининграда – и мы в Светлогорске – жемчужине области, да и всей России. Город расположился на высоком берегу моря и весь утопает в зелени. Тихие уютные улочки, роскошные дома немецкой архитектуры. Спокойствие, безмятежность и умиротворение. Здесь лишь одна школа, куда ходят не только дети из Светлогорска, но и из ближайших окрестностей. Вот уже 5 лет школу возглавляет ее бывшая выпускница Наталья Лаушкина. Наталья Анатольевна начинала работать воспитателем, потом преподавала историю, русский язык и литературу, была организатором. В разговоре о сегодняшних проблемах школы ее больше всего тревожит, что нет денег на ремонт, мебель, оборудование учебных кабинетов. И тем не менее школа живет, развивается. 22 выпускника после окончания вузов или педучилищ вернулись сюда учительствовать. Анна Валерьевна Кочетова, уехав из города, 8 лет проработала в “Орленке”. Вышла замуж, перебралась в Ташкент, а недавно вернулась в Светлогорск. На мой вопрос: “Почему?” ответила: “У меня ведь дети с голубыми глазами”. Теперь она с удовольствием работает в своей школе.
В коллективе хорошо себя чувствуют и молодые и опытные педагоги. 32 года проработала в школе Роза Васильевна Гороховская. Теперь она завуч и учитель английского языка. “Наша мама” – называют ее в школе. От нее исходят спокойствие, выдержка, мудрость, доброта и внимание. Часами Роза Васильевна может рассказывать о своих учениках. Дети здесь как на ладони. Город маленький, все друг друга знают и даже тех, кто скоро придет в 1-й класс…
Не всякая общеобразовательная школа может похвастаться продуманной системой психолого-диагностической работы. Здесь ей уделяют особое внимание. Беседуем со школьным психологом Галиной Александровной Догадиной. До поступления в школу каждый ребенок вместе с родителями проходит собеседование, на котором можно получить рекомендации по развитию и совершенствованию памяти, внимания, воображения. По окончании каждой школьной ступени проводятся тестирование и анкетирование учеников, чтобы определить те или иные психолого-педагогические показатели.
У пятиклассников стараются также сохранить прежних учителей – преподавателей изо, труда, физкультуры, иностранного языка, музыки и ритмики. Но есть и серьезные проблемы, которые присущи, наверное, любому маленькому городу. В Светлогорске нет ни одного учебного заведения, где можно было бы продолжить обучение и получить хотя бы какую-то специальность. Поэтому ребятам приходится ездить в Калининград. Оторванность от научных центров – еще один недостаток месторасположения города. Вузовский преподаватель из областного центра не поедет в Светлогорск вести факультативный курс для поступления в институт. Поэтому желающие получить высшее образование переходят после 9-го класса в Калининградский лицей.
Опираясь на собственные возможности, школа все же решает многие проблемы, открывает новые факультативы, кружки, индивидуальные занятия, исходя из потребностей и способностей своих учеников. Одна из школ Калининграда передала светлогорцам компьютеры. Они, правда, неновые и отстают от возможностей современных ЭВМ, но работать на них можно. Открыли платные компьютерные курсы для жителей города.
Понимая перспективы развития региона, администрация наладила контакты с зарубежными школами. Ежегодно в Светлогорске работают летние школы изучения английского языка, в которых преподают учителя из Ирландии и Канады. Светлогорцы подружились со школой из немецкого города Вольфенбюттель. Друзья обмениваются делегациями, школьники совершенствуют иностранный язык, узнают и открывают новое. Немцы помогли школе в комплектовании библиотеки, с оборудованием для детского сада.
И вновь в разговоре с директором школы возвращаемся к учительским проблемам. Как живется педагогам в оторванном от Большой земли кусочке России? Оказывается, среди множества трудностей, которые приходится преодолевать любому человеку, учителей больше всего волнует то, что у них – жителей небольшого города – меньше возможностей для совершенствования методики, обмена педагогическим опытом. Не хватает денег на повышение квалификации, а ведь многие учителя хотели бы поехать учиться в крупные научные центры. Им интересно узнать, чем живут педагоги других городов России.
Несмотря на материальные трудности, школа выписывает многие методические журналы, “Учительскую газету”. Заботу о единственной школе города проявляют местные санатории. Ежегодно учителя поправляют здоровье в “Янтарном береге” (гл.врач Эльзессер В.В.), в Центральном военном санатории (гл.врач Кадковский Э.Л.).
…Немецкие школьники, приехавшие погостить в Светлогорск (возможно, внуки или правнуки тех, кто когда-то здесь жил), удивляются нашей бедности. Вначале некоторые даже серьезно этому огорчаются. “А потом не хотят расставаться и плачут, – замечает директор, – плачут от теплоты и внимания, доброты и заботы, которую они чувствуют в детях и учителях. И еще от особой искренности, присущей, наверное, только нашим ребятам”. Может, в этом и есть их надежда?..
Алексей АЗЕВИЧ
Светлогорск – Москва
Комментарии