Игорь ПАВЛОВ, заместитель руководителя Департамента образования: – Понятно, что профилактика безопасности в системе Департамента образования строится совместно с МВД, ГИБДД и МЧС. Есть основные направления этой работы в рамках базового общеобразовательного стандарта по разным ступеням (дошкольники, начальная, средняя и старшая школа), так называемые мероприятия по внеурочной деятельности, все, что связано с мероприятиями различного уровня и разных форматов, с каникулярным и постканикулярным временем.
Плюс к этому, естественно, идет работа по углубленной подготовке начальников выездных лагерей и людей, которые работают в каникулярный период с ребятами. Важные направления – методическое сопровождение работы, когда разрабатывают комплексные методические материалы, пилотные проекты, связанные с открытием экспериментальных площадок, использованием некоторых инновационных форм работы, в которых также очень активно участвуют ребята, развитие автогородков и автоплощадок на базе разных учреждениях различного уровня, курсы повышения квалификации для преподавателей – для этого Московский институт открытого образования реализует отдельный пакет программ, деятельность, связанную с обеспечением безопасности перевозок и школьных автобусов. Сегодня мы считаем, что надо ввести так называемый стандарт помощи, для того чтобы вне зависимости от того, кто приезжает первым на место происшествия, будь то «скорая помощь», полиция или МЧС, специалисты умели оказывать помощь в соответствии с этим стандартом. Сегодня в дорожно-транспортные происшествия попадают в основном дети младшего и среднего школьного возраста, поэтому, думаю, мы должны ввести законодательную норму, при которой во всех случаях ребенок не должен быть виноватым, потому что это связано с его психофизиологическими особенностями. То есть если он пострадал, то его не имеют права признать виновным в дорожно-транспортном происшествии, вся ответственность за дорожно-транспортное происшествие должна возлагаться изначально на водителя. Мне кажется, настало время, когда мы должны на общефедеральном уровне развернуть жесткую медийно-психологическую кампанию, показать все возможные последствия, если мы не соблюдаем правила, не учимся культуре поведения на дорогах.Иван БОРДИК, руководитель структурного подразделения Московского городского психолого-педагогического университета:- Наверное, ни для кого из нас не секрет, что когда ребенок страдает в дорожно-транспортном происшествии, он получает не только физические увечья, но и, к сожалению, психологическую травму. В этом случае наступают состояния, которые сопровождаются острыми стрессовыми реакциями на эту ситуацию совершенно различного плана, начиная от проявлений тремора, истерических реакций и заканчивая немотивированной двигательной активностью, в результате которой люди получают дополнительные травмы и увечья, потому что сознание сужается до туннельного, человек бежит, не зная куда, не видит и не помнит, какие действия он совершал. Причем, увы, этим реакциям подвержены разные люди, в том числе специалисты экстремального профиля. Могу сказать это по собственному опыту, потому что более десяти лет проработал в системе МЧС России в Центре экстренной психологической помощи, и такие случаи были, в том числе с нашими сотрудниками, когда транспортные средства попадали в ДТП.Как правило, на место ДТП первыми приезжают сотрудники ДПС, вторыми – в лучшем случае – бригады экстренной помощи, спасатели прибывают на место ДТП в том случае, если они вовремя оповещены и находятся рядом. Как приблизить к месту ДТП оказание экстренной психологической помощи как медицинской составляющей? С моей точки зрения, можно это сделать только одним способом – обучив экипажи дорожно-патрульной службы и бригады экстренной неотложной медицинской помощи элементам оказания этой самой психологической помощи. Я думаю, что специалисты не понаслышке знают, как сочетается медицинская и психологическая помощь. То есть надо просить Правительство Российской Федерации и Совет Федерации дать такие поручения о выделении целевых средств на эту подготовку. Мы все говорим о том, что надо готовить реаниматологов, мы все говорим о том, что надо готовить других специалистов, но зачастую это все остается на уровне разговоров. Надо готовить целевые программы по подготовке тех или иных специалистов, надо планировать под это средства, потому что денег, как правило, не хватает в самый нужный момент для реализации таких программ. А такие программы есть, они разработаны в Московском городском психолого-педагогическом университете, мы готовы обучить специалистов и в Москве, и по запросу из других регионов, причем обучать их будут не теоретики, а те люди, которые более десяти лет проработали в системе психологической помощи в МЧС, а сейчас работают в московском образовании.Владимир РАИЧЕВ, руководитель структурного подразделения по безопасности, учитель ОБЖ школы №864:- В 2008 году в Москве была городская экспериментальная площадка, которая называлась «Региональная модель обеспечения безопасности детей на дорогах», включала в себя комплекс мер, а также организационную структуру взаимодействия, касающуюся обеспечения безопасности детей на дорогах. Одним из направлений работы площадки был проект «Инструктор безопасности», целью которого было содействие формированию чувства ответственности за свою жизнь у детей и подростков, овладению учебными и жизненными навыками безопасности в ходе образовательного процесса и проектно-деловой практики, воспитанию у детей чувства ответственности за свое поведение, в первую очередь на дорогах, а также в других аспектов повседневной жизни.Мы стремимся привлечь ученический и родительский актив к решению проблем безопасности, потому что необходимость задействования родителей в воспитательном процессе обусловлена тем, что, нарушая правила дорожного движения, дети зачастую копируют поведение взрослых, однако в отличие от взрослых ребенок не способен оценить тот риск, которому он себя подвергает. Сутью проекта стала подготовка учеников – инструкторов безопасности, ассистентов учителя ОБЖ в классах и школе и экспертов из числа педагогического и родительского актива. Инструктор безопасности – сознательный гражданин, который дорожит не только своей жизнью, но и жизнью окружающих его людей. Большое значение имеет система образовательных тренингов, игр, соревнований и конкурсов, проводимых инструкторами безопасности, с участием родителей, студентов, сотрудников ГИБДД и МЧС, представителей органов здравоохранения. Практика доказала, что активные формы обучения более эффективны в учебно-воспитательном процессе, чем традиционные. Именно поэтому необходимо применять игровые методы при изучении правил дорожного движения. Во время игры у ребенка преобладает двигательная, образная, словесно-логическая память, в то время как при традиционных формах обучения – только словесно-логическая. В средней и старшей школе учебный процесс также не обходится без игровых методов, традиционными стали проводимые старшеклассниками для младших товарищей викторины, минутки безопасности, программы «Сто к одному», «Поле чудес», ролевые и командные игры. Стоит отметить, что дух соревнования тут только украшает игру и ведет к более эффективному достижению поставленной цели.В ходе реализации проекта создаются ученические, студенческо-ученические, детско-взрослые проектные группы и объединения по линии автодорожной безопасности. Необходимо понимать, что проектные группы изначально будут отличаться по уровню знаний и мастерства, поэтому задача экспертов – правильно сформировать группы для достижения поставленной цели.Для детей участие в проекте – это изучение правил движения в игровой форме, для родителей – обеспечение безопасности детей на дорогах, для школы соответственно повышение уровня изучения правил дорожного движения. Юные инспектора дорожного движения регулярно участвуют в слетах и конкурсах, но там ограничен возраст участников, верхний предел – пятый-шестой класс, а потом уже никакого изучения правил дорожного движения не происходит. Наш проект предлагает систему, при которой идет непрерывное изучение правил дорожного движения. Самое главное здесь – взаимодействие органов внутренних дел, сотрудничество с НИИ неотложной детской хирургии и травматологии в проведении различных мероприятий и в планировании деятельности.Мы считаем, что необходимо в федеральный учебный план ввести такую дисциплину, как «Правила дорожного движения», потому как на сегодняшний день ОБЖ изучается только в восьмом, десятом и одиннадцатом классах, но там в программе не предусмотрено изучение правил дорожного движения.
Комментарии