search
main
0

Забота о скелете. Урок биологии на тему «Гигиена опорно-двигательной системы человека»

Цель занятия: – уметь называть основные отделы скелета; – знать значение опорно-двигательной системы, влияние физического труда и спорта на ее формирование; – выявить причины нарушения осанки и плоскостопия, меры их предупреждения и исправления; – раскрыть роль двигательной активности в сохранении здоровья; – научиться соблюдать правильную осанку.

Оборудование

Модель скелета человека, таблицы «Типы стопы», «Виды обуви», «Влияние физических упражнений на организм человека», «Предупреждение плоскостопия», «Предупреждение искривления позвоночника», методика определения плоскостопия, калькулятор, линейка.

Ход урока

Изучение нового материала

Всем нам прекрасно известно, что скелет составляет структурную основу нашего тела, определяет его размеры и форму, выполняет опорную и защитную функции, совместно с мышцами образует полости, в которых располагаются жизненно важные органы.

На уроке мы узнаем, что же представляет собой скелет, какие нарушения в формировании скелета встречаются и какие меры по их предупреждению и исправлению можно использовать.

Что же такое скелет?

(Ученики отвечают на вопрос.)

Скелет – это совокупность костей тела, соединенных между собой. В скелете человека насчитывается более 200 костей. В скелете выделяют три отдела: скелет туловища, скелет конечностей (верхних и нижних), скелет головы (демонстрация таблицы или модели скелета человека).

Для здоровья человека важное значение имеет состояние скелета и мышечной системы. Их формирование происходит в детские годы в процессе роста и развития организма. Хорошая осанка, т.е. правильное положение тела при ходьбе, стоянии, сидении, выполнении различных видов работ является необходимым условием для нормального развития и функционирования внутренних органов.

Правильная осанка не возникает сама по себе, ее необходимо формировать с раннего детства.

Дефекты осанки легче всего возникают в тот период, когда в костях много хрящевой ткани. После замещения хрящевой ткани костной дефекты осанки труднее поддаются исправлению. (Учитель обращает внимание на посадку учеников за партой.)

К доске вызывается ученик, и на его примере демонстрируются возможные искривления позвоночника.

1. Выявление боковых искривлений.

Учащийся встает прямо, смотрим, на одном ли уровне находятся нижние углы лопаток. Если да – искривлений нет.

Определяем, на одном ли горизонтальном уровне находятся его плечи? Если нет – это боковое искривление позвоночника.

2. Определение передне-задних искривлений.

Учащийся встает спиной к стене так, чтобы лопатки и ягодицы были плотно прижаты к стене. Между поясницей и стеной надо попытаться просунуть сначала кулак, потом ладонь. Если кулак не проходит, а проходит только ладонь – осанка нормальная.

3. Осанка при ходьбе.

Проверяем, сохраняется ли правильная осанка при ходьбе или во время выполнения других видов движений. Для этого положим на голову книгу и попробуем с ней походить и поприседать. Как только произойдет нарушение осанки, предмет свалится с головы.

Определение гибкости позвоночника

1. Встать на ступеньку и, не сгибая колени, максимально наклониться вперед.

2. Измерить линейкой расстояние от кончиков пальцев до плоскости стопы.

Практикум

Упражнения для формирования осанки.

1. «Великан». Представьте, что позади вас стоит великан и тянет вас за волосы чуть-чуть назад и вверх, вот такое положение позвоночника постараемся сохранить весь урок.

2. «Деревце». Ноги вместе, поднять прямые руки вверх над головой, соединить ладони, «доставать» потолок. Напряжение сохранять максимально долго. С поднятыми руками хорошенько встряхнуться. Повторить три раза.

3. «Черепашка». Ноги чуть расставлены, руки опущены вниз. Оттягиваем плечи вниз, а голову максимально поднимаем вверх, слегка покачивая. Представьте, что черепаха высовывает ее из панциря. Растягивается шейно-грудной отдел позвоночника.

Другим дефектом развития опорно-двигательной системы, часто проявляющимся в детском возрасте, является плоскостопие.

Используя таблицу «Типы стопы», учитель объясняет, что такое плоскостопие.

Плоскостопие заключается в понижении свода стопы, не образуется правильного изгиба, в результате чего вся поверхность стопы прилегает к полу, когда человек стоит.

Упражнения для профилактики плоскостопия:

1. Катание скалки по полу.

2. Катание маленького мяча стопами ног.

3. Сгибание и разгибание стопы.

4. Захват и перекладывание спичек пальцами ног.

5. Собирание ткани пальцами ног.

6. Разрывание бумаги на клочки пальцами ног и собирание их в кучу.

7. Ходьба по рельефной поверхности.

8. Подъем на пятки и носки ног.

Когда мы ходим, да еще в неудобной обуви, – какой нагрузке мы подвергаем ноги! У человека с признаками плоскостопия неподходящая обувь ухудшает состояние ног.

Важно запомнить:

Обувь не должна иметь мягкий задник, сплошную и жесткую подошву, высокий каблук.

Для исправления плоскостопия ортопеды советуют носить специальную ортопедическую обувь или стельки-супинаторы.

Запись в тетради

1. Соблюдай осанку.

2. Выполняй упражнения для поддержания правильной осанки.

3. Выполняй упражнения для развития мышц стопы.

4. Носи удобную, правильно подобранную обувь.

Николай ЖУКОВ, учитель химии и биологии средней школы №11 ст. Каневской Краснодарского края

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте