Галина КУПРИЯНОВА, руководитель Департамента по молодежной политике Минобразования РФ:
– Межведомственная программа «Студенчество России (2004-2008 годы)» – одна из важнейших программ, которые входят в концепцию молодежной политики, и она, как мы надеемся, будет рассмотрена в ближайшее время на заседании Госсовета под руководством Президента России Владимира Путина.
Сегодня в общественной жизни страны сложились объективные предпосылки для активизации студенчества, чутко реагирующего на все изменения, происходящие в обществе. Нам нужно определить стратегию государственной поддержки студенчества на этапе жизненного старта. С одной стороны, это круг вопросов, связанных с положением студентов в системе образования, запросов и требований на фоне глобализации в условиях открытости и усиления конкуренции на мировом научном и образовательном рынке. С другой – это значительный круг вопросов, связанных с формированием личности, способной успешно действовать в современных условиях, не только адекватно отвечать на вызовы времени, но и в определенной мере опережать требования, которые предъявляет к молодому человеку социум. По сути дела, такая постановка вопроса связана с активной жизненной позицией студенческой молодежи.
Как отмечено в проекте программы, студенчество – социальная группа молодежи, основным занятием которой стала подготовка к высококвалифицированному труду в высших и средних специальных учебных заведениях РФ. Интересы студенческой молодежи состоят в получении профессионального образования, соответствующего интеллектуальной потребности личности, освоении культурных и духовно-нравственных ценностей, стремлении достойно состязаться на рынке профессионального труда и эффективно трудиться в избранной сфере деятельности.
Ход социально-экономических реформ меняет облик студенчества: формируется новый тип личности, ориентированный на индивидуализм, приоритет частного интереса, расчет на свои силы, на ценность капитала. Невозможно дать однозначную оценку данным процессам, поскольку эти качества в разумной мере необходимы современному молодому поколению.
Несмотря на расширение поля профессионального образования, изменения социально-экономического положения в стране не дают достаточных гарантий для реализации молодым поколением своих прав на образование, охрану здоровья, отдых, гармоничное духовное, нравственное и физическое развитие. Заметна тенденция роста платного обучения, в то же время с каждым годом снижается количество студентов, получающих стипендии или другие выплаты за счет стипендиального фонда России. Как следствие – в России каждый второй студент вынужден работать. Образование отходит на второй план, а это значит, что наносится урон учебе как подготовке интеллектуальной элиты, способной к непрерывному образованию.
Многие исследователи отмечают сохранение престижа высшего образования в глазах молодежи, но свои возможности и перспективы получить хорошее образование, специальность, устроиться на хорошую работу молодые люди оценивают крайне низко.
Среди основных проблем студенчества можно выделить следующие: снижение доступности качественного образования, низкая материальная обеспеченность, отсутствие системы организации временной занятости; отсутствие жилищно-бытовых условий, отвечающих санитарно-гигиеническим нормам; высокий уровень правонарушений; отсутствие адресной социально-экономической поддержки студентов; низкая организация научно-технического творчества и досуга студентов; несовершенная система медицинского обслуживания.
Задача государства – не только в предоставлении молодым людям равных возможностей и гарантий в получении образования, но и в решении проблем, сопровождающих студенческую жизнь.
Анализ ситуации показал, что в России существуют необходимые условия для решения проблем студенческой молодежи. Этим занимаются органы государственной власти в рамках нескольких федеральных целевых программ, муниципальные власти.
Сегодня в России действует множество общероссийских, межрегиональных, региональных студенческих организаций. Практически в каждом государственном вузе существуют профсоюзные организации студентов, во многих высших учебных заведениях созданы студенческие советы, союзы, ассоциации. Они взяли на себя решение части проблем студентов: организацию досуга, охрану правопорядка, поддержку социальных инициатив, информационное обеспечение молодежи, защиту прав, временную занятость и так далее. Поддержка государством общественных объединений студентов – важный механизм решения молодежных проблем.
Статфакт
Сегодня в России более 800 государственных вузов, в которых обучаются более 3 млн. студентов. Более 2 млн. молодых людей получают образование в учреждениях среднего профессионального образования. 5,9 млн. человек обучаются в негосударственных высших учебных заведениях.
В некоторых регионах России сегодня уже действуют свои программы поддержки студенчества, которые реализуют самые различные варианты работы с молодежью. Эти программы всегда направлены на достижение некоторого баланса между условиями и ресурсами молодежной политики, с одной стороны, и ее целями – с другой. В-третьих, социальное программирование придает любой управленческой деятельности планомерный характер. Однако проблем чрезвычайно много, и это связано с тем, что до сих пор отсутствовала системность и единая политика в этой деятельности, а также необходимая финансовая поддержка многих важных мероприятий.
Опыт показывает, что в решении студенческих проблем отсутствовало комплексное начало. Ситуативный подход, проявляющийся на практике в принятии частных решений, не связанных единой социально-экономической концепцией, не дает должного эффекта. На сегодняшний день существует потребность в комплексном подходе к решению проблем студенческой молодежи.
Сегодня программа «Студенчество России» предусматривает такие основные направления работы:
• социально-экономическая поддержка и защита студенческой молодежи,
• поддержка научно-технического творчества,
• трудоустройство, решение проблемы вторичной занятости,
• создание условий для отдыха и оздоровления студентов,
• пропаганда здорового образа жизни,
• развитие спорта,
• создание условий для профилактики асоциальных проявлений в студенческой среде,
• развитие художественного творчества,
• формирование условий для гражданского становления и реализации потенциала студенческой молодежи,
• поддержка студенческих объединений,
• укрепление материально-технической базы образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования,
• создание системы информационно-правового обеспечения студентов и молодых специалистов.
Поскольку программа межведомственная, мы надеемся, что объединение сил многих министерств и ведомств позволит решить актуальные проблемы современного студенчества.
Информация к сведению
По предварительным прогнозам Департамента по молодежной политике Минобразования РФ, потребность в средствах федерального бюджета для реализации программы «Студенчество России» в ближайшие пять лет составит 710 миллионов рублей. МПС представил расчеты на 184 млн. рублей, Минкультуры – на 310 млн. рублей, Госкомспорт – на 59,9 млн. рублей.
Приоритеты программы
Поддержка студенческих семей, обеспечение их жильем.
Создание системы содействия трудоустройству выпускников образовательных учреждений и адаптация их к рынку труда.
Помощь в организации и работе студенческих строительных отрядов.
Поддержка студенческих научных обществ и творческих коллективов, учреждение грантов и адресная поддержка крупных научных студенческих форумов и конференций, создание многоуровневой поддержки талантливых молодых специалистов.
Оказание помощи программе «Российская студенческая весна».
Авторитетное мнение
Вадим ДУДИН, председатель Студенческого координационного совета ЦК Профсоюза работников народного образования и науки:
– До недавнего времени в решении студенческих проблем отсутствовал комплексный подход, который подразумевает программа «Студенчество России». Не было единой социально-экономической концепции в масштабе государства. Поэтому мы рады тому, что наше предложение, сделанное на первом Всероссийском форуме в 2001 году, обрело столь определенные документальные формы в межведомственной программе. Большинство проблем, которые сегодня стоят перед студентами (социальные, правовые, экономические и т.д.), необходимо решать комплексно, имея для этого соответствующий инструмент. Таким инструментом может и должна, на наш взгляд, стать именно эта программа, потому что она содержит множество вариантов решения.
До сих пор не было практики выделения студенчества как отдельной социальной категории, требующей повышенного внимания государства и властных структур. Поэтому есть настоятельная необходимость исправить подобное положение вещей. Дело в том, что к студенчеству не применимы формы и методы, которые используются для работы с детьми или иными группами молодежи. Качество профессиональных знаний, уровень подготовки квалифицированных специалистов находятся в прямой зависимости от того, на каком уровне будут решаться проблемы, сопровождающие студенческую жизнь, поэтому государство должно решать не только вопросы, связанные с доступностью и качеством образования, но и все иные, непосредственно связанные с образовательным процессом.
Я убежден, что реализация программы «Студенчество России» позволит признать студенчество как самостоятельную общественную группу, повысить его активность, снизить уровень социальной напряженности в студенческой среде, обеспечить адресный подход к решению материальных проблем.
Комментарии