Время 2 академических часа.
Тип урока прямое обучение.
Цели урока:
1. Познакомиться с содержанием международных и российских правовых документов по охране материнства и детства.
2. Знать о гарантиях государства по охране материнства и детства.
3. Знать содержание прав и обязанностей родителей и детей по отношению друг к другу.
Материалы к уроку:
1. Конституция РФ.
2. Всеобщая декларация прав человека.
3. Декларация прав ребенка.
4. Конвенция о правах ребенка.
5. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.
6. Семейный кодекс РФ.
7. Гражданский кодекс РФ.
8. Устав Приморского края.
Основные понятия урока.
Ранее изученные понятия: Декларация, конвенция, ООН, ЮНЕСКО, бесплатное образование, медицинское обслуживание, Гражданский кодекс, Семейный кодекс, Административный кодекс, Конституция.
Новые понятия: Алименты, гражданство, завещание, задержание, законные представители, родительские права, льгота, наследство, опека, попечительство, приемная семья, сделка, сокращенный рабочий день, усыновление, ограничение в применении труда несовершеннолетних детей и женщин, брак.
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.
Знакомство с планом урока:
1. Необходимость защиты материнства и детства на современном этапе.
2. Степень защиты материнства и детства. Голосование.
3. Работа с международными и российскими документами.
4. Как осуществляется охрана материнства и детства на современном этапе. Доклады. Групповая работа.
5. Закрепление изученного материала. Тест, решение задач, основные понятия, обсуждение проблемных вопросов.
6. Разработка предложений для законопроектов.
7. Домашнее задание.
УРОК НАЧИНАЕТСЯ С РАБОТЫ НАД КЛЮЧЕВЫМИ ПОНЯТИЯМИ
Детство – детский возраст, детские годы (от младенчества до отрочества).
МАТЕРИНСТВО
Беременность, роды, кормление ребенка как функция женщины-матери. Охрана материнства и детства обеспечена ст. 38 Конституции РФ.
Родственная связь матери с детьми (Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова).
Детям предлагается кратко сформулировать понятие “детство”, “материнство”. Их ответы, записываются на доске, сравниваются с определениями из словаря и документов. Далее обсуждается вопрос о необходимости защиты материнства и детства.
Вариант1. Класс разбивается на 3 группы (произвольно или по рядам), каждая должна ответить на свой вопрос.
Вариант 2. Можно использовать метод “мозгового штурма”, когда каждый ряд разбивается на 2 группы” каждая дает ответ на свой вопрос.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
ЗАДАНИЯ ДЛЯ 1 ГРУППЫ:
Есть ли необходимость в защите детей и их матерей на современном этапе?
ЗАДАНИЕ ДЛЯ 2 ГРУППЫ:
Что вы знаете о защите материнства и детства?
ЗАДАНИЕ ДЛЯ 3 ГРУППЫ:
Ваши предложения о механизмах защиты материнства и детства?
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ВЫВОДЫ: Материнство и детство нуждаются в защите. В разных странах степень этой защиты разная, зависит от множества факторов (национальных, экономических, социальных и т.п.). Это можно делать путем создания законов, в том числе международных, создание ряда льгот для матерей и детей, вести целенаправленную демографическую политику в рамках государства, оказывать материальную помощь, создавать благотворительные фонды, контролировать использование денег, отпускаемых на защиту, и т.д.
НА ЭТОМ ЭТАПЕ НЕОБХОДИМО: Материнство и детство нуждаются в защите. В разных странах степень этой защиты разная, зависит от множества факторов (национальных, экономических, социальных и т.п.). Это можно делать путем создания законов, в том числе международных, создания ряда льгот для матерей и детей, вести целенаправленную демографическую политику в рамках государства, оказывать материальную помощь, создавать благотворительные фонды, контролировать использование денег, отпускаемых на защиту, и т.д.
НА ЭТОМ ЭТАПЕ НЕОБХОДИМО: выяснить, насколько защищены, дети и матери. Поскольку основные проблемы этой защиты выяснены, предполагается путем голосования выяснить мнение класса о степени этой защиты.
АНКЕТА ДЛЯ ГОЛОСОВАНИЯ: считаете ли вы достаточной охрану материнства и детства в современном обществе? (да, нет, не знаю).
ГОЛОСУЕМ:
Считаете ли вы достаточной охрану материнства и детства в современном обществе?
ДА НЕТ НЕ ЗНАЮ
ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ: голосование можно проводить поднятием руки, в этом случае вопрос написан на доске, и сразу же проставляется количество голосов рядом с вариантами ответов.
ВТОРОЙ ВАРИАНТ: для голосования каждому ребенку раздать анкету, и 2-3 человека подсчитывают итоги голосования и проставляют их результаты на доске самостоятельно без участия учителя.
Работая по первому варианту, учитель или дети сразу комментируют итог анкеты. При втором варианте учитель комментирует позже.
На этом этапе происходит работа с международными и российскими документами, используются наиболее важные из них. Список документов на доске. Тексты готовятся заранее, можно воспользоваться:
1. “Хрестоматией” практикум по курсу “Основы правовых знаний” (8-9 кл.) (М. Вита, 2000) под ред. С.И. Володиной
2. Декларация прав человека (ст. 16, 25, 26, ч. 3)
3. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.
4. Декларация прав ребенка
5. Конвенция о правах ребенка
6. Конституция РФ
7. Устав Приморского края, гл. 2 “Прав и свободы человека и гражданина, гл. 9 “Социальная политика”
Начиная работу с документации, надо обратить внимание на различные названия документов (Декларация, Конвенция, кодекс, Конституция, устав) и вспомнить об их различиях. В связи с обилием документов можно построить работу по нескольким вариантам.
ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ: опережающее домашнее задание дается накануне урока: просмотреть 1-2 документа и найти статьи в них, направленные на защиту материнства и детства. Документы распределить между участниками.
НАПРИМЕР:
1 гр. – работает с международными документами
2 гр. – работает с российскими документами
или
3 гр. – работает с местными документами
НАПРИМЕР:
1 гр. – документы о защите детей
2 гр. – документы о защите женщин
или
3 гр. – документы о защите семьи
НАПРИМЕР:
1 гр. – документы о защите женщины
2 гр. – документы о защите чести и достоинства
3 гр. – документы о защите здоровья
4 гр. – документы о защите брака
5 гр. – документы о защите прав несовершеннолетних
ВТОРОЙ ВАРИАНТ: можно дать детям задание подготовить краткую справку о каждом из документов.
Учащиеся распределяются на 8 групп, каждая из которых работает только с одним документом (дата, место принятия, какая организация готовила документ, причина создания документа).
Работу с документами можно проводить традиционно – чтение, комментирование статей. Группа делает вывод в конце обсуждения. Можно использовать другой способ: одна половина группы знакомится с содержанием документа, другая – задает вопросы по этим же статьям, уточняя наиболее важные положения.
На этом этапе необходимо ответить на вопросы: защищены ли материнство и детство на международном, российском, местном уровнях? Отличается ли защита детей какими-то особенностями? Какова ответственность государства за защиту материнства и детства?
Обратить внимание на работу с понятиями и тем, как их определяет закон.
НА СЛЕДУЮЩЕМ ЭТАПЕ РАССМАТРИВАЮТСЯ:
Вопросы практической охраны материнства и детства на современном этапе в форме групповой работы. Класс делится на группы и каждая из групп должна проинформировать об отдельных аспектах защиты. Основываясь на Семейном, Трудовом, Гражданском кодексах РФ.
Задания для групп
1 гр. В области имущественных отношений
2 гр. При заключении брака
3 гр. При усыновлении, опеке, попечительстве
4 гр. Алиментные обязательства
5 гр. Охрана здоровья
6 гр. Уголовная ответственность несовершеннолетних
7 гр. Административная ответственность несовершеннолетних
8 гр. Охрана и безопасность труда женщин и детей
9 гр. Гражданство, право на имя.
Можно использовать несколько вариантов работы.
ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ: Можно заслушать доклады, подготовленные по некоторым из этих тем и обсудить их.
ВТОРОЙ ВАРИАНТ: Работа с текстами, дать возможность группам рассказать об основных положениях документа по их теме.
ТРЕТИЙ ВАРИАНТ: Раздать газеты, где есть статьи по данной тематике, попросить детей обозначить проблемы и пути их разрешения с точки зрения автора статьи и их собственной. Дать собственную оценку, спрогнозировать итоги и способы разрешения проблемы, найти “узкие места” в законе.
ЧЕТВЕРТЫЙ ВАРИАНТ: Попросить каждую группу создать свой графический проект (схема, таблица, рисунок) по своей тематике.
По результатам работы каждая группа заполняет рабочий лист, который прикрепляется к доске после окончания работы группы.
1) Название документа, статьи
2) Основные положения
3) Новые понятия
4) Оцените степень защиты
НА ЭТОМ ЭТАПЕ ПРОИСХОДИТ
Закрепление изученного материала. Для чего можно использовать тесты, решения задач, обсуждение проблемных вопросов, работа с понятиями, которые есть. Можно использовать их для индивидуальной, групповой, фронтальной работы.
НАПРИМЕР:
1. Несовершеннолетний ребенок – это лицо, не достигшее
А. 18 лет
Б. 14 лет
В. 10 лет
2. Опекун назначается для защиты прав детей
А. Не достигшими 14 лет
Б. От 14 до 18 лет
3. Самостоятельно, без разрешения взрослых ребенок может
А. после 18 лет
Б. после 14 лет
В. С 6 до 18 лет
4. Лица, вступившие в брак до достижения 18-летнего возраста, становятся дееспособными
А. полностью
Б. частично
В. Не меняют своего статуса
РЕШАЕМ ЗАДАЧУ:
18-летний Максим и 16-летний Сергей совершили разбойное нападение. К какой ответственности будет привлечен каждый из них, будет ли это групповым преступлением?
12-летний Павел украл у друга магнитофон. Будет ли он привлечен к какой-либо ответственности? Поясните свой ответ.
Два ученика 9-го класса позвонили в милицию и сообщили, что школа заминирована. Будут ли они привлечены к ответственности, по какой статье, каким может быть наказание?
Группа подростков в сквере распивала пиво. Подошедшие к ним сотрудники милиции предложили прекратить это и пройти в отделение милиции. Правы ли они?
15-летний Борис в половине двенадцатого ночи громко слушал музыку. Соседи потребовали прекратить это. Кто прав?
НА ЭТОМ ЭТАПЕ РАБОТА НОСИТ ТВОРЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР.
Можно работать в группах или индивидуально. Учащиеся должны подготовить предложения для будущих законопроектов направленных на защиту материнства и детства. При недостатке времени это можно сделать устно. При наличии времени дети письменно формулируют свои предложения, прикрепляют их с предположительным названием “Наши будущие законы”.
НА ЭТОМ ЭТАПЕ УЧИТЕЛЬ ПОДВОДИТ ИТОГИ РАБОТЫ КЛАССА, ВЫСТАВЛЯЕТ ОЦЕНКИ, ФОРМУЛИРУЕТ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Закончить разработку начатых в классе предложений к законам или собственных законопроектов, направленных на совершенствование законодательства по охране материнства и детства (Уровень законопроектов Предложения в ООН, ЮНЕСКО, Федеральное собрание, законодательное собрание Приморского края, администрацию района или школы выбрать самостоятельно). Работу можно выполнять индивидуально или творческой группой. Подготовиться к будущей защите своих проектов.
Если на этом уроке удалось письменно сформулировать свои предложения к будущим законам, то этот лист можно использовать на следующем уроке при проверке домашнего задания, чтобы наглядно убедиться, какие из идей нашли свое воплощение в законопроектах, а какие нет.
Марина Бакшеева,
учитель школы N 61
Владивосток, Приморский край
Комментарии