1. Организация образовательного процесса:
формировать единую государственную политику в области экологического образования;
ввести экологию в учебный план как обязательный предмет во всех классах;
включить изучение экологических проблем во все дисциплины во всех классах; реализовать экологическое образование и воспитание по общим единым программам;
экологическое образование должно быть обязательным для всех студентов;
необходимо создать материально-техническую базу (программы, учебники, наглядные материалы и т.д.);
разработать государственные программы по экологическому образованию и просвещению (телевизионные, радиопрограммы, видео- и аудиоматериалы и т.д.);
обеспечивать высокое качество преподавания экологии.
2. Содержание экологического образования:
учить детей придумывать способы использования бытовых отходов;
учить видеть прекрасное, знать растения и животных;
ознакомить с учением о ноосфере, с концепцией устойчивого развития;
создать интегрированный курс биологии и экологии;
включать обсуждение экологических проблем на разных предметах;
на каждом уроке воспитывать экологическую культуру, трудолюбие, осведомленность;
знакомить детей с Красной книгой, пробуждая в них чувство ответственности.
3. Непосредственное общение с природой:
проводить экскурсии в лес, поле, болото и т.д., а также в места экологических бедствий;
организовать в школе живой уголок, альпинарий.
4. Организация практической деятельности по охране природной среды:
воспитывать каждого как хозяина планеты;
организовывать экскурсии и походы по очистке местности;
учить детей практически, как заботиться и охранять окружающую среду в своем доме и в непосредственной близости от него;
показывать личный пример экологической культуры;
экономить воду, электроэнергию и др.ресурсы;
регулярно информировать общественность о состоянии окружающей среды;
проводить регулярные отчеты классов об их практической природоохранной деятельности;
организовать посадку деревьев.
5. Методы экологического образования:
привлечь школьников к исследованию экологических проблем, а не просто рассказывать им о состоянии окружающей среды;
побуждать школьников к самостоятельному поиску экологической информации;
использовать психологические приемы воздействия на чувства и эмоции детей.
6. Организация совместной работы в области экологического образования:
организовать совместные мероприятия по охране окружающей среды для детей и их родителей;
возродить традиционные праздники, например День птиц, проводить совместные праздники (День Земли и т.д.);
обучать родителей;
организовывать обмен студентами и школьниками разных школ, районов, стран;
обучать экологии всех людей Земли.
Из материалов семинара по экологическому образованию
Калуга, Обнинск, 1996 г.
Комментарии