Начавшись на просторах Союза Советских Социалистических Республик, конкурс «Учитель года» раскололся вместе со страной и теперь успешно проходит во многих странах СНГ.
В России главный приз – Хрустальный пеликан, в Республике Беларусь это Хрустальный журавль. На журавля могут претендовать педагоги школ, гимназий и колледжей. Выдвигают же участников методические объединения, педсовет, а также любая группа лиц, знакомых с личностью и профессиональной деятельностью педагога. Начиная с 1991 года конкурс проводился семь раз. Самый известный в России лауреат белорусского конкурса – Виталий Гербутов, в 1991 году ставший учителем года СССР. Самый недавний учитель года Республики Беларусь-2006 – преподаватель белорусского языка и литературы гимназии №171 г. Минска Ольга Буховец.
Конкурсные мероприятия включают следующие этапы: самопредставление, тестирование (педагогическое и психологическое), открытый урок в незнакомом классе, выступление с лекцией перед педагогической общественностью. Во время суперфинала конкурсант должен дать мини-урок на сцене, принять участие в конкурсе-сюрпризе и педагогическом брейн-ринге, защитить образовательный проект.
Очередной конкурс «Учитель года Республики Беларусь-2009» откроется совсем скоро – 14 сентября. Имя победителя будет объявлено 26 сентября.
Организаторы республиканского конкурса «Учитель года Казахстана» – Министерство образования и науки Республики Казахстан и Республиканский институт повышения квалификации руководящих и научно-педагогических кадров системы образования. В конкурсе участвуют победители областных конкурсов и двух городских, проходящих в Астане и Алматы. С 2005 года в Казахстане проводят еще одно педагогическое состязание – исключительно для сельских учителей. Его инициатором выступили республиканская партия «Асар», общественная организация «Выбор молодых» и общественный фонд «Дегдар». Здесь оцениваются такие профессиональные качества, как творческий подход к воспитанию детей, преданность и любовь к профессии. Лучшие педагоги получают призы в номинациях «Мой первый учитель», «Учитель – мужская профессия», «Учитель-новатор», «Призвание – учитель», «Учитель-методист», «За особые заслуги перед отечественной педагогикой», «Учитель-исследователь», «Учитель – творческая личность».
Конкурс под названием «Педагог года» в Республике Молдова впервые прошел в 2006 году. В нем приняли участие воспитатели детских садов, учителя начальных классов, преподаватели всех предметных областей. От учителей было подано более тысячи заявок. До финала дошли 75 человек. Они должны были выполнить пять заданий со следующими названиями: «Досье», «Портрет идеального учителя», «Дидактический проект урока», «Автопортрет» и «Представление со стороны». А затем представить «визитную карточку», показать открытый урок, подготовить выступление на тему «Во имя будущего клянусь».
По итогам конкурса были определены пятеро победителей в номинациях «Воспитатель года», «Учитель начальных классов года», «Учитель года» в предметной области «Язык и коммуникация», «Учитель года» в предметной области «Математика и естественные науки». Еще шесть педагогов получили дипломы в номинациях «За преданность профессии», «За блестящий дебют в педагогике», «За высокий педагогический профессионализм», «За профессиональный артистизм».
Что касается дальнего зарубежья, здесь старейшее состязание для учителей проходит в США. Структура конкурса такова: сначала педагоги соревнуются на школьном уровне, далее – районном, в графствах, а затем в штате. Представители 50 штатов, а также города Вашингтона (федеральный округ Колумбия), школ министерства обороны США, расположенных по всему миру, и четырех особых территорий – Виргинские острова, Пуэрто-Рико, Марианские острова и Американское Самоа – продолжают борьбу на общенациональном уровне. Каждый кандидат представляет письменную заявку. В пакет входят биография, эссе, рекомендательные письма. Все 56 заявок рассматривает Национальный отборочный комитет. Главный критерий отбора – преданность кандидата своей работе. Это значит, что он должен не просто трудиться в одной из аккредитованных школ, но и «намереваться продолжать активную преподавательскую деятельность».
В финал американского конкурса попадают всего четыре учителя. Их ждет единственный очный этап состязания, состоящий из четырех испытаний: видеоинтервью, обед с отборочным комитетом, собеседование с жюри, которое начинается с десятиминутной «программной речи» педагога, пресс-конференция. Кульминация конкурса – президент США вручает награду национальному учителю года в Белом доме.
На далеком континенте Австралия существует премия «Учитель года» от премьер-министра Западной Австралии. В конкурсе участвуют три группы: учителя начальной, средней школы и преподаватели колледжей. Состязание проходит в два этапа. На каждом из них ученики, их родители, учителя, директора и представители общественности могут выдвинуть своего номинанта. В заявке необходимо отразить, как учитель сотрудничает с родителями и другими социальными партнерами школы, как вдохновляет детей на учебу, уважает ли права детей, ищет ли новые подходы к преподаванию и воспитанию, учитывает ли разнообразные образовательные, физические, социальные и культурные потребности учеников, совершенствуется ли сам.
Материалы учителей рассматривают представители местного управления образования, преподавателей колледжа – представители соответствующего колледжа. На финал попадают учителя из 14 школьных округов и 10 колледжей.
В каждой из трех групп выявляется один победитель. Учитель года получает 25 тыс. долларов и средства для развития учебного заведения, в котором работает. Двое других финалистов – по 5 тыс. долларов.
Как и в Австралии, кандидатов на премию «Учитель года» в Великобритании выдвигают учителя, завучи, директора, родители, ученики и представители общественности, причем через Интернет. Получив онлайн-заявку, организаторы передают ее «по месту работы». Руководство образовательного учреждения должно поддержать своего педагога.
В конкурсе участвуют учителя из Англии, Уэльса и Северной Ирландии, преподающие как в государственных, так и в частных школах и колледжах.
Отобранные в регионах педагоги становятся национальными учителями года и получают награды во время большого августовского образовательного шоу – смотра достижений в области образования. Призов целых тринадцать, как и номинаций, среди которых «Учитель года начальной школы», «Учитель года средней школы», «Директор года начальной школы», «Директор года средней школы», «Выдающийся молодой учитель», «Учитель года, обучающий детей с особыми потребностями», «Лучший помощник учителя», «За достижения в течение жизни» и т. д.
Комментарии