search
main
0

За здравый смысл!

За здравый смысл!

Долой нелепости

Я руковожу школой, которая уже пятый год разрабатывает модель образования будущего. К нам приезжают гости из Франции, Голландии и поражаются: такие результаты, в таких условиях, при таком финансировании?! Школу памяти и зубрежки мы преобразуем в школу мысли. А за ней уже брезжит школа философии, школа культуры, которая не будет учить разрозненным предметам, а сможет давать систему знаний и систему ценностей.

Но мне не дают работать. Я вынужден бегать по инстанциям, выпрашивать деньги на хозяйственные нужды и на зарплату – ту,

которая защищена законом, заложена в городской и федеральный бюджет. Куда же она девается и почему искать ее должен я?

Когда учитель государственной школы не может получить зарплату из государственного бюджета, это должно расцениваться как ЧП, виновников которого находят и наказывают. Недавно группа директоров школ Калуги обратилась с таким предложением к мэру города Анатолию Минакову.

Под Новый год, пользуясь чудесной возможностью, мы обращаемся с этим же заявлением к премьер-министру России.

Уважаемый Виктор Степанович!

Давайте поднимем на Новый год тост за то, чтобы нелепости ушли из нашей жизни, чтобы никто больше не пытался публично подпиливать столб, на котором держится святая святых общества, залог его будущего – школа!

Александр КАЗАЧИНСКИЙ, директор 22-й СШ г.Калуги – “Школа гуманного воспитания и образования”

Директорский клуб “УГ”

Удостоверение

Пильдес Майя Борисовна

Авторская школа (гимназия) # 56

г. Санкт-Петербург

Тайфун на Петроградской

И не может – ну просто физически! – взлет быть бесконечным. А он длится уже пять лет.

Искрится творческой радостью школа, которая уже есть, и строится – пусть и с огромными трудностями – та, которая задумана была поначалу как фантпроект, как мечта. И она, главная хранительница идеи, директор Майя Борисовна Пильдес, не хочет ни на миллиметр отступить от проекта. Хотя, согласись она немного смирить запросы размечтавшихся коллег, новое здание строилось бы гораздо скорее. Возможно даже, новоселье уже состоялось бы. А сейчас на стройке опять нет бетона и в очередной раз почти на нуле финансирование.

Но дерзость директора не знает предела. Недавно она заявила, что, стоит остановить на один только день строительство в Москве Храма Христа Спасителя (день стройки, по свидетельству журнала “Огонек”, обходится в 10 миллиардов), и их фантастическая школа будет не только построена, но и оснащена лучше всяких мировых образцов. Полторы тысячи ребят, которые ютятся сейчас в здании на 500 мест и трех с грехом пополам приспособленных филиалах, учились бы в условиях, которых вполне достойны и дети, и их педагоги – супермастера (“УГ” писала о них), как их называет Майя.

Воистину, у каждого свой храм. Но относительно приставки “супер” сомнений быть не может. Коллектив, которому всего пять лет, уже трижды побеждал в городском смотре педагогических достижений и дважды признан школой года России. Куда уж больше-то? А Майя, лично посетившая к сегодняшнему дню уроки коллег в 11 странах мира, утверждает, что многие учителя ее 56-й гимназии работают несравненно лучше. Так почему же наши-то должны давать свои блистательные уроки в скотских условиях? Почему наши дети, стабильно побеждающие сверстников на международных олимпиадах и конкурсах, должны опять получить вместо удобных аудиторий, театральных и хореографических залов, спортивных комплексов и зимних садов стандартную убогость кое-как построенных помещений? И это не риторика. Это – принцип. Они и в стареньком тесном здании на Пудожской ухитрились создать такие славные современные интерьеры, поддерживают порядок настолько строгий – даже не верится, что здесь каждый день топчутся больше тысячи ребят.

С этого, собственно, начиналась новая школа. Все лето 1990 года Майя и ее команда – целый одиннадцатый класс, перешедший за ней и единомышленниками из 87-й школы, – мыли, красили, рисовали, украшали свой новый дом. А директор, которую позже в своих сочинениях ребята назовут Тайфуном, Цунами, Ураганом, действительно радостно бушевала, летая по городу в поисках самого современного оборудования, мебели, аудио-видео и прочей самоновейшей техники.

Для нее и в прошлые-то времена закрытых дверей не существовало. А в то лето происходили настоящие чудеса. И это – на фоне полного отсутствия мебели и прочих товаров. Для самой же Майи, для тех, кто много лет знал ее, пришел сюда создавать свою школу, ничего особенного в этом не было. Она просто осуществляла первый принцип своей педагогики. Уже широко ходила легенда о том, как начинающая учительница и пионервожатая Пильдес давала свой первый урок в присутствии директора. Как волновалась и как в итоге уверена была, что все получилось на отлично. А директор, ни словом не оценив ее, только напомнила, что пора поговорить о подготовке к очередному школьному празднику. Когда же Майя спросила все-таки, как прошел урок, наставница пожала плечами: о каком уроке можно говорить, если портрет поэта висел криво, тряпка была сухая, на полу – мусор. С тех пор красота и порядок, общая культура стали для нее первыми условиями педагогического успеха. Как и внешний вид учителя.

В 56-й шутят, что она берет на работу только мужчин и, если красивые, в порядке исключения – женщин. Мужчин в коллективе действительно непривычно много – человек сорок. У нее и двое заместителей, и завуч – мужчины. Причем некоторые не расстаются друг с другом и с ней уже двадцать лет. Сергея Данилова, заместителя по работе с учащимися, она (методист районного Дома пионеров) увидела впервые семиклассником на пионерском сборе. Сказала: этот мальчик будет у меня председателем районного штаба. И он стал председателем. На много лет. А Миша Шелагин, заместитель по организационно-педагогической работе, в этом штабе был бессменным знаменосцем. И те, кто считает, что пионерские штабы были колыбелью карьеристов, глубоко не правы, потому что результаты – налицо. Мальчики, которых растила Майя, остались верны высоким идеалам и принципам, по которым жили с отрочества. Школе, педагогике посвятили жизнь. Но не любой школе, не всякой педагогике, а той, какая вызревала, складывалась и оттачивалась в их творческом, радостном сообществе.

Теперь, уже в авторской школе-гимназии # 56, она получила полное научное обоснование под руководством молодого доктора педагогических наук Елены Казаковой и называется педагогикой успеха. А самым убедительным наглядным пособием могла бы послужить, пожалуй, сама Майя, много раз доказавшая, что вера в свои силы и безоглядная преданность делу, которому служишь, действительно творят чудеса.

И уважаемый мэр Санкт-Петербурга, чьей помощи Майя ни разу не попросила, хотя и случалось сиживать с ним рядом за одним столом, уже пообещал прилюдно, открывая нынешней осенью единственную новую школу, что в следующем году откроет новое здание гимназии на Чкаловском проспекте.

Успех-то нужен всем!

Нина ПИЖУРИНА

Санкт-Петербург

Правители

и мыслители

Скажем, Платон и сиракузские тираны. История древняя. Возможно, не новогодняя. Но очень поучительная. Возможно, о пиетете, которым страдают правители, и менталитете, от которого у мыслителей бывают жуткие неприятности…

В замечательных людях проявляются во всей полноте и силе законы духовной природы человека, независимо от местных, временных и всякого рода случайных условий, играющих первенствующую роль в жизни людей обыкновенных. Изучением жизни замечательных людей человечество занимается очень давно: это прежде всего попытка выяснить неизменные свойства человеческой природы и расширить представление об идеале человека.

Правители и мыслители – тоже из категории людей замечательных, мой выбор под этой новой рубрикой будет сфокусирован на отношениях правителей к мыслителям-философам, писателям, ученым, педагогам. В этих отношениях легко усмотреть особые и частные случаи соприкосновения практиков с теоретиками, а упрощая – учеников и учителей.

Деятельность правителей отличается, как правило, практическим характером. Однако нам известно, что каждого выдающегося правителя неотразимо влечет к людям мысли. В свою очередь гениальные ученые, педагоги (Василий Андреевич Жуковский не только поэт), со своей стороны, не только не отворачивались от практической жизни правителей, но, работая для потомства, относились к настоящему с величайшим интересом.

Эту черту можно отметить, ознакомившись с биографией даже такого в чистом виде ученого, отвлеченного от дел мирских, математика Эйлера.

Из этого вполне можно сделать вывод, что антагонизм между теоретиками и практиками не лежит в природе человека, а обязан своим происхождением каким-то другим законам. И что важно – это характер чисто человеческих отношений. Различна лишь их форма: мыслители являются или сподвижниками – советниками правителей, или их наставниками. Для педагогической науки, связанной с управлением разных уровней, очевидно, интересны и те, и другие отношения.

Первым в череде таких портретов-биографий я поставил бы великого греческого философа Платона и его отношение к сиракузским тиранам Дионисию Старшему, Дионисию Младшему и к их родственнику Диону.

В многочисленных биографиях Платона неизменно встречается удивление от непонятного вмешательства философа в общественную жизнь чуждого ему народа.

Вопрос Платону, зачем было оставлять тенистые сады своей академии во имя посещения двора тирана Сиракузского, имеет свое продолжение, т.к. его можно задать мыслителям и других времен и народов.

Само рождение Платона – аристократический род – открывало ему предназначение к общественной деятельности, доступ к политической карьере. Но, несмотря на это, он предпочел жизнь философа и ни разу не выступил в качестве оратора в народном собрании…

Но не буду пересказывать биографию известного философа, а попробую ответить на поставленный выше вопрос: как воспитанник философии пифагорийцев, процветавшей тогда в Великой Греции, и автор сочинения “Республика” Платон решил, что правители должны быть философами?

Это и подвигло его на сближение с действительностью. Платон, общаясь с Дионисием Младшим, стремился своим влиянием превратить тирана в философа и осуществить таким образом свой идеал власти.

– Зачем ты приехал в Сицилию и чего ты в ней ищешь? – сердито спросил его Дионисий.

– Я ищу хорошего человека, – ответил Платон.

– Ты не найдешь его – клянусь небом, – был ответ тирана…

Попытка философа кончилась полной неудачей. Друзья спасли чудом философа чуть ли не от рабства. Не потому ли затем в своем сочинении “О государстве” Платон считает, что государство для него – воплощение идеала справедливости. Для выполнения этой задачи государства Платон требует преобразования всего общественного строя и в особенности воспитания юношества…

В анонсе к новой рубрике, конечно, скорой строкой не прикоснешься к Платону и его последователям. Но у нас впереди целый год, чтобы на странице “Директорского клуба” вести этот разговор без боязни услышать разные точки зрения.

С Новым годом, с новой рубрикой!

Юрий КОВЕШНИКОВ,

ведущий “Директорского клуба”

Пара ботинок –

и все дела

Картотека идей – ценное подспорье. Чтобы вы могли лично убедиться в этом, проведите такой эксперимент.

Когда вы купите пару ботинок, не выбрасывайте коробку сразу же. Проделайте в крышке широкую прорезь и запечатайте коробку с помощью клейкой ленты.

Запаситесь затем двумя сотнями карточек и разместите их в разных местах, например в вашем рабочем кабинете, в машине, в карманах пиджаков и др.

Заставляйте себя тотчас же записывать любую идею, пришедшую вам в голову, по одной на каждую карточку. Регулярно кладите в ваш “ящик идей” свои записанные мысли.

В своем календаре сделайте короткую заметку, которая однажды месяца через два напомнит вам о существовании коробки. Это будет своего рода “день раздачи подарков”.

Откройте в этот день коробку и прочтите одну карточку за другой.

Все это – идеи, которые однажды пришли вам в голову, но которые вы не смогли реализовать.

Теперь вы понимаете, почему для вас важно завести в будущем картотеку идей?

Строги, но справедливы

Постоянно держите под контролем штатное расписание и следите за тем, чтобы оно соответствовало фактическим потребностям. Прежде всего это относится к вспомогательному персоналу и к тем, кто занят неполный рабочий день.

Обеспечьте, чтобы временно не загруженные сотрудники имели другие задания.

Употребляйте в вашей рекламе прилагательные в превосходной степени только тогда, когда это соответствует действительности, а восхваляемые преимущества имеют значительный и долговременный характер.

Как творчески сказать “нет”

Сотрудник обращается к вам с просьбой помочь ему при выполнении какого-нибудь задания. Но у вас нет времени или имеются другие обстоятельства. Как вам поступить, чтобы не вызвать раздражения у обратившегося? Вот несколько советов:

Рассматривайте как положительный момент, что к вам кто-нибудь обращается с просьбой о помощи.

Продемонстрируйте свою готовность выслушать, создайте приятную атмосферу для беседы.

Не отказывайтесь сразу, а сначала обьясните ситуацию.

Попросите представить информацию и при этом, например, спросите: “Что нужно выяснить?”

Говорите от первого лица. “Я понимаю, что это дело для вас очень важное, но сегодня я должен срочно уладить кое-какие другие проблемы”.

Попросите сотрудника найти решение. “Что мы можем сделать, чтобы все-таки решить эту задачу?” Ваш партнер получит таким образом позитивную установку. Он “должен” сам искать решение.

Теперь вселите в сотрудника уверенность в своих силах и скажите ему, что он сумеет достичь своей цели и без вашей помощи.

Поблагодарите его за то, что он к вам пришел, и выразите свою готовность к сотрудничеству в будущем.

АО Интерэкспор

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте