search
main
0

За забором. Всех детей не спрячешь..

Природа человека, особенно русского, такова, что он всегда принимает экстренные меры после случившихся бед и трагедий, а не занимается их предотвращением. Одна из наших древних пословиц гласит: «Пока гром не грянет – мужик не перекрестится». Только вот креститься мы стали слишком поздно. А набат звучит уже давно и не смолкает. События в Северной Осетии еще раз дали понять, что никто из нас не защищен от террористического спрута, щупальца которого охватывают все новые и новые объекты. Первого сентября этот чудовищный монстр обрушился на Бесланскую школу. В рамках Всероссийского форума «Образовательная среда» прошел «круглый стол», посвященный безопасности образовательных учреждений в условиях новых реалий.

Вступительное слово взяла заместитель начальника управления программ развития в сфере образования Федерального агентства по образованию Марина КНЯЗЕВА:

– Идея этого «круглого стола» родилась в тот момент, когда на всех нас обрушился Беслан. После событий в этом небольшом североосетинском городе мы поняли, что образовательная среда – это не только оборудование, учебные пособия, информационные технологии, но и то, что происходит в сознании детей, родителей и учителей. На вызов террористов нам предстоит ответить.

Юрий Петров, начальник отдела охраны труда Федерального агентства по образованию, вспомнил 2003 год, пожары в Якутии, Дагестане, Москве, которые унесли жизни более ста детей и иностранных студентов.

– Эти события показали, что наши образовательные учреждения абсолютно не защищены, – сказал он. – Сегодня по самым приблизительным подсчетам на оснащение детских садов, школ, ПТУ, ссузов и вузов современными средствами пожаротушения требуется около 25 миллиардов рублей. С 2004 года в России работает отраслевая программа «Безопасность образовательных учреждений». Впервые из федерального бюджета на оснащение школ противопожарным оборудованием выделено 3 миллиарда рублей. На следующий год Федеральное агентство по образованию планирует потратить на эти нужды еще 700 миллионов рублей.

По нашим подсчетам, на антитеррористические мероприятия необходимо более 30 миллиардов рублей. Необходимо установить во всех образовательных учреждениях системы наружного и внутреннего видеонаблюдения, тревожные кнопки, создать службу безопасности. В санитарных нормах сказано, что территория школ, детских садов должна быть огорожена, но, к сожалению, более 50% образовательных учреждений этого не имеют.

По мнению Бориса Коваленко, специалиста по безопасности управления образования Южного округа Москвы, попытка решить проблему, выставив в каждой школе частного охранника или милиционера, будет неправильной. Почему? Потому что школа – это живой, развивающийся организм со своей психологической структурой. И охранник должен быть психологом, уметь общаться с детьми разного возраста, родителями и учителями. Управление образования Южного округа Москвы ведет переговоры с Зеленоградским НИИ по разработке компьютерных систем интеллектуального контроля о том, чтобы внедрить системы безопасности, которые прежде всего защитят школы на подступах к ним. В московских образовательных учреждениях постановлением городского правительства введена должность «заместитель директора по безопасности». Каждая школа должна разработать свою концепцию и свой подход к тому, как обеспечить безопасность детей.

Александр ШАДУРА, психолог, руководитель «горячей линии» по событиям в Беслане, считает, что необходимо более четко строить информационное пространство в системе образования. Школа оказалась не готова обеспечить психологическую безопасность. Люди не знают, как себя вести в критической ситуации, их нужно к этому готовить.

– Безусловно, проблема безопасности образовательных учреждений является сложной и комплексной, – сказал Александр Соколов, председатель Национального совета молодежных и детских союзов России, – не случайно после событий в Беслане президент Владимир Путин обратился к обществу. Решение проблемы террористической угрозы зависит не от конкретных силовых структур, не от министерств и ведомств. Можно создать суперсовременную систему безопасности, но если в решении этой проблемы не будет участвовать общество, то «дыры» все равно найдутся. В начале 90-х годов в нашей стране образование воспринимали как просто обучение. Это рождало потребительское отношение к школе. Хорошо, что сейчас все больше внимания уделяют воспитанию, взаимодействию людей в коллективе. Для школьников и студентов школа и вуз, где они проводят значительную часть своей жизни, должны быть вторым домом. Это возможно только в случае сопричастности молодежи к системе управления учебным заведением. Сегодня много делается в плане развития школьного и студенческого самоуправления. В ближайшие полгода состоится Всероссийский студенческий форум, на котором будут подниматься и вопросы безопасности.

…Участники «круглого стола», конечно же, коснулись лишь верхушки айсберга, набросав штрихи той многокомплексной программы, которую должны предложить обществу наше правительство, Министерство образования и науки. В свою очередь и общество должно внести свою лепту в решение проблемы антитеррористической безопасности. Очень огорчило то, что в мероприятии не приняли участия представители силовых структур. Невозможно согласиться с мнением, что «решение террористических проблем от силовиков не зависит». Ведь их обязанность – защищать государство и его граждан – пока еще закреплена Конституцией. И что бы мы ни делали, как бы ни старались, без помощи профессионалов терроризм нам не одолеть. И это, думаю, понимает каждый здравомыслящий человек.

Нельзя согласиться и с тем, что лишь первого сентября 2004 года мы очутились в новой реальности. В ней мы стали жить даже не с момента захвата заложников в «Норд-Осте», взрывов жилых домов в Москве и Волгодонске, а намного раньше. Вспомните Кизляр, вспомните июнь 1995 года, захват больницы в Буденновске. Уже девять лет назад нужно было начинать мероприятия по конкретной защите учебных заведений от бандитов и террористов, а не «бомбить» словами воздух. Сегодня перед нами стоит чрезвычайно серьезная проблема, решить которую неимоверно сложно. Люди, которые думают, что школу или вуз можно оградить от мира высоченным бетонным забором и глубоким рвом, превратив в резервацию или крепость, наивны. Но что же делать? Пока это вопросы, на которые нет ответа… Но найти его нужно как можно скорее.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте