Как провести выборы в орган ученического самоуправления? Этот вопрос наши собеседники поставили на повестку дня своей новой встречи.
Окончание. Начало в № 39
Кое-что о выборных технологиях
Профессор: Как и договаривались в прошлый раз, сегодня мы поговорим о выборах.
Вася: Скользкая тема, профессор! Я помню, сколько скандалов было, когда депутатов Государственной Думы избирали! Грязные технологии, черный пиар…
Федя: Кто-кто черный?..
Вася: Не кто, а что! Это такое сокращение из двух английских букв: PR, то есть пиар. А полностью – public relations. Переводится – общественные связи. Один – ноль в мою пользу, Федечка!
Федя: Ничего не понял! Если пиар – это общественные связи, то черный пиар – это значит черные общественные связи? Белиберда какая-то получается!
Вася: Профессор, тонем, спасайте!
Профессор: Понимаешь, Федя, пиар – это технология популярности. Грамотный пиар помогает политику стать популярным – получить поддержку общества. А когда говорят о черном пиаре, то имеют в виду нечестные приемы влияния на общественное мнение. Например, очернение конкурентов.
Федя: Я что-то не пойму… Вы предлагаете все это безобразие перенести в школу?
Профессор: Разумеется, нет! Разговор о пиаре понадобился нам для другого – чтобы вспомнить, сколь пристальное внимание уделяется предвыборной кампании. Как по-вашему, почему политики тратят на нее столько сил и средств?
Федя: Это же элементарно, профессор! Потому что они хотят пробиться во власть. Чем больше денег они вложат в свою рекламу, тем больше людей за них проголосуют.
Профессор: Пожалуй, да. Но, справедливости ради, давайте отметим: итоги выборов зависят не только от кошельков кандидатов, но и от других факторов. В частности от того, как устроена избирательная система.
Вася: Еще бы! Можно придумать такой закон о выборах, который закроет двери в парламент для многих желающих. И тогда результаты голосования легко предсказать заранее.
Федя: Я понял, к чему вы ведете! К тому, что самоуправлению нужна хорошая избирательная система. Если схема школьных выборов оказалась плохой – тогда состав парламента будет напоминать тусовку лоботрясов. Как говорится, вопрос ребром!
Вася: Вот именно ребром! Для команды активистов школьные выборы – это способ взять власть. Иначе ее возьмет кто-нибудь другой. Скорее всего чтобы поиграть немного, да и выбросить. А вся работа команды пойдет насмарку. Вот и получается, что у активистов один выход – стать лидерами ученического самоуправления. Выборы должны быть проведены так, чтобы они этого добились. Задолго до голосования нужно составить список – кого именно команда активистов видит в органе самоуправления.
Федя: Ага! Явки, пароли и клички… то есть фамилии! И что же дальше? Проталкивать этих выдвиженцев с помощью черного пиара?
Вася: Мы, Федечка, за честные выборы! Никакие грязные технологии не нужны – достаточно элементарной фантазии. Просто схема выборов должна быть такой, чтобы для людей из команды активистов двери в орган самоуправления не были закрыты.
Федя: Все-таки меня что-то смущает. Вам не кажется, что это не совсем честно? Получается, что команда активистов берет на себя право делать выбор за школьников. Такой выбор, который ей выгоднее! Я думаю так: пусть школьники сами решают, кого избрать! Тогда и будет демократия!
Вася: Так ведь никто и не отнимает у школьников права решать! Появятся разные кандидаты, и ребята выберут тех, кому они больше доверяют.
Профессор: Другое дело – схема выборов. Единственно возможной, «самой демократичной» избирательной системы не существует. Разные страны используют различные схемы выборов, и при этом постоянно их совершенствуют. Причина проста – у каждой страны есть свои особенности. Нужно дать людям право избрать своих депутатов и одновременно сделать так, чтобы состав парламента был работоспособным. То же касается школы. Главная задача выборов на первых порах – научить ребят выбирать осознанно.
Федя: Это как?
Профессор: Это значит, что школьники должны научиться голосовать не за кого попало, а за толковых ребят. Таких, которые могут хорошо справиться с работой в самоуправлении. Между прочим, практика показывает: для того чтобы граждане научились грамотно выбирать, должны пройти три-четыре избирательные кампании. Каждый раз люди видят результаты своего выбора и делают выводы. Так у них постепенно накапливается опыт.
Вася: Выходит, когда ученики голосуют первый раз, такого опыта у них еще нет!
Профессор: Именно поэтому и важна роль команды активистов в школьной избирательной кампании. Если пустить все на самотек, результаты будут неутешительными. И, кстати, после этого наступит разочарование в выборах. А значит, проводить их в следующий раз будет гораздо труднее.
Федя: Помню-помню! Закон первого впечатления!
Вася: Чтобы оно оказалось хорошим, давайте разберемся, какие схемы школьных выборов есть в нашем распоряжении.
Федя: У нас в школе поступают просто: посылают в парламент по одному человеку от класса.
Вася: Эта схема называется «делегирование». Своих представителей в орган самоуправления делегирует каждый класс…
Федя: С первого по одиннадцатый?
Вася: Нет, начальная школа в выборах не участвует. А вообще возрастные рамки определяет положение об ученическом самоуправлении. И, кстати, некоторые системы дают право выбирать представителей в ученический совет не только классам, но и другим школьным объединениям. Например, детским общественным организациям.
Федя: В общем, что такое делегирование – понятно. Самое время поговорить о плюсах и минусах этой схемы.
Вася: Спасибо за подачу! Главный плюс – хорошая связь между органом самоуправления и классами. Когда нужно узнать мнение учеников по какому-то вопросу, представители спрашивают об этом в своих классах. А если какая-то проблема возникает у самих ребят, можно сразу обратиться к своему однокласснику из ученического совета.
Федя: Да, это большой плюс! А в чем же минус?
Вася: Сейчас поймешь. Как правило, не в каждом классе есть хорошие лидеры. Скорее всего, в вашу команду активистов соберутся ребята далеко не из всех классов.
Федя: А из некоторых, наоборот, набежит слишком много энтузиастов!
Вася: И именно этих ребят вы хотели бы видеть в ученическом совете. Если использовать систему делегирования – ничего не выйдет: лишь малая часть команды попадет в орган самоуправления. Остальные останутся за бортом. А вместо них в орган самоуправления придут «коты в мешке».
Федя: То есть неизвестные люди, которые могут оказаться либо лидерами, либо…
Вася: Либо теми, кто умеет только мяукать!
Федя: Ага! Причем исключительно в мешке!
Вася: Вот тебе и главный минус делегирования – большой риск получить случайный состав.
Федя: Я понял одну из причин того, почему так может произойти! Ведь как в некоторых школах делят ребят на классы? Самых сильных загоняют в класс «А», послабее – в класс «Б» и так далее. В некоторых школах половина классов чуть ли не на уровне невменяемости находится! И если в орган самоуправления придут представители от каждого такого класса, то можно сразу разбегаться в разные стороны – все равно ничего путного не выйдет!
Вася: Печально, но факт! Просто нужно заранее прикинуть: кто придет в орган самоуправления, если посылать в него представителей от классов. И сделать вывод: подходит схема делегирования или нет.
Федя: А если она не подходит, какую взять взамен?
Вася: Например, вторую схему. Она называется «прямые выборы». Создается школьная избирательная комиссия. Выдвигаются кандидаты в депутаты, и комиссия их регистрирует. Далее проходит агитационная кампания и затем – всеобщее голосование. Ученики выбирают среди кандидатов тех, кого они поддерживают, заполняют бюллетени и бросают их в избирательные урны. Остается только подсчитать голоса и объявить состав органа самоуправления!
Федя: Значит, в отличие от делегирования, во время прямых выборов ребята выбирают не среди учеников своего класса, а среди всех, кого выдвинули.
Вася: Да, они не делегируют своего представителя, а голосуют за тот или иной состав органа самоуправления.
Федя: Первый плюс я уже вижу: команда активистов при такой схеме может попасть в ученический совет полностью.
Вася: Если она, конечно, грамотно проведет предвыборную кампанию. Кстати, сама возможность предвыборной кампании – тоже большой плюс. Ведь это удачный способ донести до учеников, что такое самоуправление.
Федя: Еще бы! Когда вся школа увешана предвыборными плакатами кандидатов, трудно пройти мимо!
Профессор: Этот интерес непременно стоит использовать! С предвыборной кампании может начаться серьезное обсуждение школьных проблем. Тех самых, которые предстоит решать органу самоуправления. Для этого нужно поставить кандидатов перед необходимостью разработать и защитить свои программы.
Федя: Захватывает! Такие большие плюсы, что даже в тетрадку не влезают! А как, Васечка, обстоит дело с минусами?
Вася: С минусами – тоже все в порядке! Главный из них – это высокая роль «фактора стихии».
Федя: Что-что-что?
Вася: Сейчас расскажу историю – поймешь. В одной из школ проходили выборы, на которых ученики оказались во власти стихии. Ну захотели они пропихнуть в школьный совет одну старшеклассницу… широко известную в узких кругах. Звали ее Варя. Представляете, бегают школьники по избирательному участку и выкрикивают: «Варьку выбираем, Варьку!» Некоторые умудрились даже по нескольку раз за нее проголосовать! Педагоги хватались за голову, валидол пили… В отношениях с этой девушкой у них были большие проблемы. Даже избирательный участок хотели закрыть! Но директор школы стукнул кулаком по столу и сказал: «Доведем выборы до конца!». Девушку Варю, конечно же, выбрали, да только без толку. Увы, не входило самоуправление в ее планы…
Федя: То есть прямые выборы легко превратить в «день приколов».
Вася: Особенно когда ученики плохо понимают, кого, куда и зачем они избирают.
Федя: Значит, если активисты решаются на прямое голосование, им нужно раскручивать предвыборную кампанию на полную катушку.
Вася: И очень четко продумать все этапы организации выборов. Лучший вариант – написать подробное положение о выборах и строго ему следовать. Но если команда не уверена, что совладает со стихией, то лучше ей за прямые выборы не браться. И использовать другую систему – «косвенные выборы».
Федя: Это мы недавно по истории проходили! При косвенных выборах люди избирают выборщиков. А уже они в свою очередь голосуют за кандидатов, то есть выбирают.
Вася: Правильно! А знаешь, какой орган школьного самоуправления выполняет роль коллегии выборщиков?
Федя: …Какой?
Вася: Ученическая конференция, Федя!
Федя: Точно! Значит, косвенные выборы – это выборы на ученической конференции! Школьники выбирают своих делегатов на конференцию, а конференция избирает ученический совет.
Вася: Но избирать его можно по-разному. Например, выдвинуть кандидатов и выслушать их программы прямо во время конференции. Так чаще всего и происходит. Но есть и другой вариант: провести выдвижение и предвыборную кампанию заранее – так же, как в схеме прямых выборов. А на конференции состоится само голосование.
Федя: Понятно! Хотя выборы пройдут на конференции, но агитация будет направлена на всех учеников. По-моему, в таком варианте удастся сохранить плюсы, которые были в схеме прямых выборов, и при этом избежать «фактора стихии».
Вася: Голосование на школьной конференции будет более осознанным, чем во время прямых выборов, – это наверняка! По-моему, у схемы косвенных выборов минусы появляются только в первом варианте, когда выдвижение и агитация происходят без участия всех школьников.
Федя: Эти минусы сразу видно! При таком раскладе большинство ребят могут даже не заметить, что в школе появился ученический совет: на конференции их не будет, а все произойдет именно там. Ученики опять как бы ни при чем!
Вася: Кстати, чтобы ученики не остались в стороне, нужно учесть еще один момент. Часто школьные конференции проводятся «абы как». Вплоть до того, что классные руководители вылавливают пару-тройку учеников и посылают их «на заседание». А все остальные ребята даже не в курсе. Чтобы этого не произошло, нужно разработать положение об ученической конференции. И четко его выполнить.
Профессор: Дело даже не в строгом соблюдении формальных процедур. По сути, выборы дают старт работе ученического самоуправления. Поэтому они должны стать для школы заметным, значимым событием. Неким рубежом, открывающим новую страницу школьной жизни. Очень важно, чтобы это почувствовали сами ребята.
Домашнее задание
1. Нарисуй схемы трех школьных избирательных систем, о которых ты узнал из параграфа. С их помощью объясни материал своим друзьям.
2. Составь план-график проведения прямых выборов в ученический совет. Разработай и внеси в этот план шаги, которые нужно сделать при организации прямых выборов и запланируй на их выполнение необходимое время. Подробно распиши формы агитационной кампании.
3. Какие пункты, по-твоему, нужно включить в Положение об ученической конференции? Запиши их и обсуди с теми взрослыми, которые могут дать тебе толковый совет.
Это последняя публикация материалов учебника Д.В.Рогаткина «Школьное ученическое самоуправление», опубликованного в интернете. Мы рекомендовали эту книгу, подчеркивая, что это лишь одна из точек зрения, с которой было бы полезно ознакомиться. Мы ждем ваши замечания и предложения, а также ваши личные материалы, где отражается опыт работы с ученическим самоуправлением.
Комментарии