search
main
0

За все в ответе

Когда мы говорим о школе, то в первую очередь в нашем воображении возникают образы учителей и учеников. Да, они главные граждане школьного государства. Но не единственные! Кто дает звонки на урок и с урока? Кто поддерживает чистоту в учебных кабинетах и подсобных помещениях? Это наши незабываемые техслужащие. Каждый из нас помнит бабу Нюру и бабу Клаву, которые помимо своих основных обязанностей еще и приглядывали за порядком в школе лучше любого ЧОПа. Да, кстати, охрана. Без нее сегодня никуда. Даже в маленьких районных городках учебные заведения обзавелись охранниками, и теперь это тоже привычный атрибут школьной жизни.

А повара? Как без них? Юные умы должны хорошо питаться. И педагоги, которые проводят в школе доб­рую половину дня, – тоже завсегдатаи школьной столовой. А значит, работы для наших мастеров здорового и вкусного питания хватает с лихвой. Дворники, работники по обслуживанию здания, секретари, лаборанты, библиотекари, медицинские работники, воспитатели групп продленного дня – вот далеко не весь список тех людей, которые наряду с учителями делают все для того, чтобы учащиеся могли комфортно чувствовать себя в школе.

Получается, что образовательное учреждение – это сложный механизм. В идеале он должен работать как часы – без сбоев. Ну а если в этом механизме произошли какие-нибудь неполадки, то их надо срочно устранить. Ничто не должно мешать образовательному процессу.

Кто же занимается решением многочисленных школьных проблем? Конечно, директор! Это он руководит образовательным учреждением и несет ответственность за все, что происходит в стенах школы. Перегорели лампочки в коридоре – его головная боль, не укомплектован штат учителей – ему этим заниматься, заключение договоров на вывоз мусора – опять директорские хлопоты. Дел выше крыши. Хоть живи в школе, а все не переделаешь. Как говорится, положение хуже губернаторского!

«Директор» – звучит гордо!

Несмотря на многочисленные проблемы, желающих занять директорское кресло меньше не становится. Рвутся на это место по разным причинам. Кого-то прельщает большая заработная плата. Правда, это актуально, скорее всего, для столичных школ. На периферии зарплата руководителя учебного заведения ненамного отличается от зарплаты учителя. А педагог с большой учебной нагрузкой зачастую имеет заработок значительно выше, чем его непосредственный руководитель.

Кому-то хочется потешить свое тщеславие. Директор! Звучит? Естественно, звучит! Такие новоявленные директора в первую очередь меняют старую табличку на двери кабинета. Одна из таких свежеиспеченных руководителей в порыве откровенности рассказывала мне, как в свой первый рабочий день на столь ответственном посту несколько раз выходила в коридор – нравилось ей смотреть на табличку со своей фамилией на двери директорского кабинета.

А есть настоящие профессионалы – управленцы. Для них это просто работа по специальности. Они окончили соответствующий профильный вуз, получили «корочки» менеджера и готовы применить свои знания на практике. Как правило, таким управленцам без разницы, чем руководить: школой, пляжем или кладбищем. Работа как работа. Устраивают условия труда – работают, появится более выгодное предложение – уйдут.

Слава богу, в школьной природе существует еще один подвид директоров. Для них школа является не только местом работы. Они относятся к ней, скорее всего, как ко второму дому. Такой руководитель искренне переживает за все, что происходит во вверенном ему хозяйстве. Он никогда не оставит без внимания ни одной проблемы – ему до всего есть дело. Такой директор как отец родной – может поругать, если что-то не так, но в то же время каждый работник образовательного учреждения в любой момент может рассчитывать на помощь и поддержку со стороны руководителя. Благодаря таким отношениям в рабочем коллективе складывается особая атмосфера, больше напоминающая семейную. В такую школу охотно бежит детвора, а учителя задерживаются в ней надолго и не спешат покидать ее стены.

Искусство руководства

На моем жизненном пути встречались разные руководители. За двадцать пять лет служения на ниве оте­чественного образования я успел поработать и простым учителем, и ведущим специалистом районного управления. Мне довелось видеть директоров школ в массе. Совещания руководителей образовательных учреждений проводились с завидной регулярностью. Начальник управления образования величественно восседала за столом на сцене, а директора школ скромно занимали свои места в зале. С самого начала совещания чувство неизбежности и тревоги овладевало всеми участниками столь важного мероприятия. Все было как всегда: то сообщат о сокращении денежных средств, выделяемых на ремонт зданий, то расскажут про изменение требований к школьным автобусам. Да мало ли проблем в образовании! И все это ложится на плечи руководителей школ. Почти как по Булгакову.
Директора как директора. Только денежный вопрос их испортил. Но все проблемы на таких «булгаковских» встречах не решишь, и очень часто приходилось работать непосредственно с каждым руководителем в отдельности. Так что у меня было время, чтобы составить свое представление о директорском корпусе.

Жизнь может крутить такие кульбиты, что позавидует любой классик. Спустя какое-то время я снова оказался в школе, и моя управленческая деятельность осталась в прошлом. Теперь у меня появилась возможность наблюдать за руководителями глазами подчиненного, да даже не подчиненного, а просто человека, от которого они больше никак не зависят.

Я утвердился в своем мнении, что все в образовательной организации держится на директоре. Он должен быть хорошим хозяйственником и умелым управленцем одновременно. Это не менеджер среднего звена, зарывшийся в бумаги. Ну не сможет настоящий, грамотный директор управлять школой, не выходя из своего кабинета. Не получится! Как рачительный хозяин он должен вникать во все дела и держать на контроле все вопросы, касающиеся его школы. Прежде всего это содержание здания, учебных классов, туалетов и всевозможных подсобных помещений. Ремонт школьных кабинетов, составление смет, закупка нового оборудования и множество других хозяйственных забот требуют личного участия руководителя образовательного учреждения. Ему предстоит не только контролировать ход работ, но и научиться разбираться в качестве напольного покрытия, в сортах краски и многом другом. Достойный руководитель ставит интересы школы выше собственных амбиций. Он не будет менять в своем кабинете мебель, если в классах старые стулья и парты. Дети – на первом месте, а уж потом все остальное.

А бывает и наоборот. В группах детского сада дырявые, старые рамы. Холодно до мурашек. Родители приносят детям теплые кофточки, чтобы они не замерзали в тихий час. А заведующая в это время вставляет в своем кабинете новые пластиковые окна. Ну а к новым окнам еще и новое кресло положено, и, конечно, новый стол. В ее кабинете всегда включен обогреватель. Ей тепло и уютно. А как же дети? Дети подождут.

Атмосфера в коллективе тоже следствие деятельности руководителя. Уважительное отношение к подчиненным, умение решать проблемные ситуации и сглаживать острые моменты – подобным искусством должен обладать каждый руководитель образовательного учреждения. Бесцеремонность и высокомерие со стороны директора являются катализаторами конфликтов в коллективе. Самодурство начальника удручающе и деструктивно действует на подчиненных. В одной из школ я был свидетелем того, как директор отчитывала завуча за незаполненный классный журнал. Так случилось, что учитель, который должен был выставить оценки и записать темы уроков, скоропостижно скончался. «Эффективного» менеджера это нисколько не волновало.
Заместителю по учебной части было сделано замечание. Вы бы только видели недоуменные и растерянные лица учителей! Они понимали, что для своего директора они никто! Она не видит в них людей. Естественно, из такой школы педагоги бегут без оглядки. Если уж мертвым покоя не дают, то живым и подавно!

Школа – это не то место, где все можно решить приказом и криком. Авторитарный стиль руководства до добра не доведет. Можно направо и налево раздавать взыскания, а положительного эффекта не будет. Нездоровый климат в коллективе будет отражаться на учебно-воспитательном процессе, на работе с родителями. Как правило, такие руководители абсолютно безграмотны в вопросах управления организацией, некомпетентны в психологии и педагогике. Свои бездумные распоряжения они прикрывают красивой фразой: «Это мое управленческое решение».

Молодые технократы

В последнее время в системе образования произошли существенные изменения. Модернизация образовательного процесса и воспитания отразилась на управлении школой. Появился новый тип руководителей. Это молодые директора-технократы. Они высококвалифицированные специалисты в области управления и экономики. А вот педагогика для них темный лес. Перед ними ставят конкретные задачи, которые им предстоит решить во что бы то ни стало. Такие руководители готовы выполнять любое указание, поступившее сверху. Подобная система управления образовательными организациями становится трендом. Самое печальное – то, что руководители-технократы равнодушны к детям и учителям. Им безразлична в целом школа. Во что это выльется, не знаю. Время покажет.

Григорий ФОМЕНКОВ, Меленки, Владимирская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте