Из 149 прибывших делегатов половина уже отметила 50-летний юбилей. Со стажем свыше 25 лет – 88 человек, до 10 лет – всего двое. Тех, кому нет еще сорока, едва ли набралось человек тридцать.
Кроме того, первый учительский съезд Сибири был замечателен тем, что на нем не присутствовали… учителя. Мандатная комиссия их отдельной строкой не выделяла – “от греха подальше”. Когда я попросила участников самой многочисленной секции – по общему образованию – признаться, есть ли среди них педагоги, руки подняли… три человека. Может, в целом их набралось и три десятка, но никак не половина присутствующих на съезде.
Сельские учителя, не получающие зарплаты 4-5 месяцев, в это время осаждали крыльцо областной администрации, пока ведущая местного телеканала не сообщила: “с завтрашнего дня каждый участник несанкционированного пикета будет штрафоваться на 200 минимальных зарплат”.
Никто из членов правительства своим вниманием съезд не почтил. Губернатор Новосибирской области едва успел выступить с приветственной речью: “Абстрагируемся от всех бед и подумаем, что же делать нам в образовании… какова наша роль в многообразии партий и движений, которые стремятся разорвать государство…” – и тут же ушел.
Появившийся на второй день работы съезда первый замминистра образования Александр Киселев напомнил, что совершенству предела нет: доктрину можно редактировать до бесконечности, а принимать ее надо. Тем не менее вопросов к замминистру было куда больше, чем ответов на них в доктрине. Записки плыли над залом, как снег, и ложились маленьким сугробом на трибуну. Александр Федотович принял спасительное решение: “Написано много, все прочесть не могу, но обещаю передать Кузякину” (заместителю главного редактора журнала “Вестник образования”).
Делегаты, конечно, одобрили проект доктрины. Но зал единогласно проголосовал за изменение названия документа: слово “национальный” сегодня многими воспринимается неоднозначно. У некоторых сам характер документа вызвал неприятие: “Вместо цивилизованного подхода – меркантильный, администраторский”. Один из профессоров вздохнул: тут не уход от либерализма, а бегство от свободы, освобождение от общественного творчества. Правда, иркутяне считают, что иллюзии насчет общественных начал не оправдались: “Только авторитарный подход обеспечивает сегодня успех. Вот наш губернатор выделил сельским школам 100 компьютерных классов-комплектов”. Но от такого подхода социальное неравенство детей только усиливается возражали другие. Надо твердо решить, сколько стоит обучение ученика в государственной школе, какую долю платит Федерация, какую муниципалитет, регион.
Высказывалась тревога, что доктрина противоречит мировому опыту, не содержит никаких новых ориентиров, кроме давно известных социалистических. Когда речь зашла о спонсорах, не желающих вкладывать деньги в школу, которая не может научить ребенка предприимчивости, конкурентоспособности, успешности в жизни, Киселев ответил, что “нам такие успехи не нужны, у нас другие ценности”. Мол, не в деньгах счастье. Тут уж о зарплате и говорить неловко. Остается в пикетах молча стоять.
Галина ФРОЛОВА
Комментарии