search
main
0

За все отвечай сам

В последнее время очевидна тенденция к ухудшению состояния здоровья населения России. Это связано с событиями, происходящими в стране, с увеличением частоты проявлений разрушительных сил природы, числа аварий и катастроф. В деле защиты населения в опасных и чрезвычайных ситуациях возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по вопросам, относящимся к области безопасности. Эти проблемы изучаются учащимися средних школ на уроках по ОБЖ. Причем для обучающихся в 10 – 11-х классах введен дополнительный раздел “Основы военной службы”.
О том, как преподают ОБЖ в современной школе, мы побеседовали с преподавателем этой дисциплины одной из московских школ Андреем Владимировичем Лапкиным.

– Андрей Владимирович, расскажите, пожалуйста, немного о себе. Как стали преподавателем ОБЖ?
– Я коренной москвич. В молодости мечтал стать военным. Отслужил срочную. Остался на сверхсрочную. Мечтал поступить в школу прапорщиков. Но моя мечта не сбылась. Преподавателем ОБЖ стал после того, как посмотрел американский фильм, сюжет которого меня взволновал, – там мальчик спасал от смерти свою сестру, проглотившую косточку. Я был просто поражен мыслью, что все мы буквально на волосок от смерти. Ведь все живое борется за свое существование. А человек – существо разумное, и он должен уметь постоять за себя и своих близких. Этому и учу на своих уроках. Считаю, что дело нужное. Ведь как мы живем в последнее время: и взрывы в городах России, и незатухающий конфликт в Чечне, и захват заложников “Норд-Оста”, и обычное уличное хулиганство.
– А что вы можете рассказать о школьниках, с которыми работаете?
– Я преподаю в 10 – 11-х классах. Мои ребята – уже сформировавшиеся подростки. Но среди них немало равнодушных, привыкших, что за них все решают родители. Им вначале не ясны не только такие понятия, как “патриотизм”, “долг”, “служба”, но даже что значат дружба, взаимовыручка. Если не заниматься воспитанием ребят, их мир будет ограничен “видаками”, жвачками, компьютерами, “пепси”.
– Наверное, нелегко заниматься перевоспитанием?
– Да, дело не простое. Прежде всего необходимо вырабатывать умение формировать свое собственное мнение по различным вопросам. Иначе такие ребята неизбежно подпадают под чье-то влияние. Потом я всегда хочу внушить человеку, что за все он отвечает сам, в том числе и за свои ошибки. А то для современной молодежи свойственно винить кого угодно, но не себя, если что-то в жизни не удалось.
– Программой ОБЖ в 10 – 11-х классах предусмотрена военная подготовка, патриотическое воспитание. Как вы это осуществляете на деле?
– Мы изучаем, как организованы служба и быт военнослужащих, знакомимся со строевой подготовкой, командами. Немалое место отводится физической подготовке, разучиванию упражнений утренней физической зарядки, проведению занятий по физической подготовке в объеме требований, предъявляемых к молодым солдатам.
Что же касается патриотического воспитания, то лично для меня такие понятия, как “патриотизм”, “долг”, “защита”, всегда были святы. И очень обидно становится, когда в сознании современной молодежи они нередко тонут, как в бездонной бочке. К проблеме патриотического воспитания я подхожу очень серьезно. Мы изучаем традиции нашей страны, ее Вооруженных Сил, отмечаем дни воинской славы. У нас вошло в практику приглашать к ребятам ветеранов Великой Отечественной войны, людей, побывавших в “горячих точках”. В этом году на День защитников Отечества собираемся устроить встречу с Л. Бандурой. Это очень интересный человек. Будучи подростком, ушел на фронт. Был артиллеристом, несколько раз его ранили.
Замечаю, что после встреч с такими людьми, мои ученики изменяются в лучшую сторону, становятся серьезнее. Они осознают, что такое любовь к Родине, начинают понимать, что и отечественных ценностей у нас немало. А раз так, то их надо учиться отстаивать, защищать.
У нас практикуется просмотр видеофильмов о военной службе. Они тоже вызывают у ребят интерес. Вместе со школьниками мы выпускаем стенгазеты, рассказывающие о нашей жизни, учебе.
– На одной из них я вижу фотографии, свидетельствующие о ваших туристических походах с ребятами. Расскажите, пожалуйста, немного об этом.
– У нас в школе создан так называемый клуб по интересам. Его члены – все мои ученики. Задача клуба – изучение родной природы, исторических мест России. Мы побывали в походах на Кольском полуострове, на Алтае, в Ярославской области. Такие мероприятия учат любить родные места, дорожить ими. Дети, побывавшие в российской “глубинке”, начинают понимать, как много там нерешенных проблем, что жителям тамошних мест живется не так легко, как в Москве. Ребята начинают задумываться над происходящим, анализировать, а это способствует формированию их как личностей, выработке самостоятельных взглядов и в немалой степени зарождению чувства патриотизма.
– Каковы ваши планы на будущее?
– Этим летом мы с ребятами хотим отправиться опять на Алтай. Такие походы способствуют взрослению подростков. Я приучаю ребят, что там они должны все делать сами: и костер развести, и палатку установить, и обед сварить. Очень радуюсь, когда на глазах они превращаются в серьезных деловых людей. Надеюсь, что в будущем из них получатся отличные защитники Родины.

Беседовала
Наталия ДРОЗДОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте